Фрагмент для ознакомления
2
1.Аннотация научной публикации
Левина Д.Н. Теоретические проблемы толкования и применения оценочных понятий: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007
В исследовании рассматриваются вопросы общей теории права, определение оценочного понятия. Излагаются логические формы мышления и методологические основания исследования оценочных понятий.
К методологическим основаниям исследования оценочных понятий относятся его компоненты, их анализ и построение научной теории для определения единого общетеоретического понятия оценочного понятия.
Сущность правовых оценочных понятий проявляется через систему их признаков. К таковым относятся:
1) содержание правовых оценочных понятий не определяется в нормах законодательства;
2) правовые оценочные понятия представляют собой совокупность обобщений разнообразных предметов, явлений, действий, процессов;
3) оценочные понятия в праве фиксируют наиболее общие признаки обобщаемых в них явлений;
4) конкретизация правовых оценочных понятий, определение явлений и фактов окружающей действительности, входящих в объем оценочного понятия, применительно к предусмотренной законодателем ситуации в процессе правоприменения осуществляется путем их оценки;
5) определение содержания правовых оценочных понятий в процессе их применения зависит от правосознания лица, применяющего правовую норму.
2. Рецензия научной публикации
Эффективность российского законодательства во многом зависит от того, насколько точно сформулированы нормы права, регулирующие отношения в обществе, какие средства использованы законодателем для их построения, как практически реализуются юридические нормы в деятельности правоприменительных органов.
Левина указывает, что нормы права выражаются в языковой форме и состоят из логически связанных по своему содержанию понятий. Следует иметь в виду, что такие понятия - не что иное, как лишь средства юридической техники, при помощи которых предписания закона находят свое выражение, задача юридической техники добиться того, чтобы это было сделано максимально точно. Однако, как уже отмечено, точное описание на законодательном уровне всех элементов изменяющихся в процессе своего функционирования общественных отношений в отдельных случаях представляется сложным, зачастую - невозможно вообще. В этой связи законодатель в процессе конструирования правовых норм должен использовать иные более приемлемые средства законодательной техники Ими, как раз, и являются правовые оценочные понятия.
Именно оценочные понятия, содержащиеся в нормах права, позволяют отражать в нормативных актах государства все многообразие социальных явлений в их динамическом развитии. В таких понятиях в наиболее общем виде объединяются различные, неоднородные факты, явления, находящиеся в сфере правового регулирования, дается их оценка на основании определенных критериев Кроме того, используя оценочные понятия, субъекты получают возможность осуществлять индивидуальную регламентацию общественных отношений. В связи с тем, что законодатель не определяет и не интерпретирует оценочные понятия, такая возможность предоставляется субъектам, применяющим правовые нормы с оценочными понятиями. Они наделяются правом свободного толкования и применения оценочных понятий, самостоятельной оценки фактов в сфере правового регулирования, что обусловливает творческий подход к осуществлению права
Согласно Левиной, что правовые оценочные понятия необходимы в законодательстве (хотя в юридической литературе нередко высказывается противоположная точка зрения) и при соответствующих условиях придают ему определенную степень стабильности, а в некоторых случаях снимают противоречия, возникающие в результате нормативно-правового формализма.
Левина определяет правовое оценочное понятие как: закрепленное в нормах права понятие, характеризующее наиболее общие свойства разнообразных предметов, явлений, действий, процессов, специально не конкретизированное законодателем с целью предоставления такой возможности субъекту правоприменения путем свободной оценки в рамках конкретной правоприменительной ситуации. Сущность правовых оценочных понятий она раскрывает через систему их признаков.
Определяя юридическую природу оценочных понятий в праве, необходимо учитывать всю совокупность их различных видов и функций Классификация оценочных понятий, содержащихся в нормах права, позволяет выявить особенности тех или иных групп оценочных понятий, степень их распространенности в законодательстве.
Такая классификация осуществляется, согласно Левиной, по следующим критериям
1) по характеру наиболее общих свойств и признаков, составляющих содержание оценочных понятий,
2) в зависимости от отраслевой принадлежности,
3) в зависимости от локализации в системе норм конкретной отрасли права,
4) в зависимости от характера правового регулирования,
5) в зависимости от структурного элемента нормы права, содержащею оценочное понятие,
6) в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, содержащих оценочные понятия,
7) в зависимости от факта интерпретации,
8) в зависимости от субъекта, оперирующего оценочными понятиями,
9) в зависимости от элементов содержания правоотношения, характеризуемых в оценочных понятиях,
10) в зависимости от видов описываемых юридических фактов.
11) по структуре
Учитывая неопределенный характер оценочных понятий, критерии содержания оценочных понятий могут содержаться как в правовых, так и в неправовых источниках. Поэтому у правоприменителей отсутствует единообразный подход к определению содержания оценочных понятий, а также допускаются ошибки при их толковании в процессе правоприменения, что можно рассматривать в качестве недостатка деятельности, связанной с применением оценочных понятий 7 Несмотря на все сложности, возникающие в связи с использованием оценочных понятий в нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности, эту категорию права нельзя полностью исключить из действующего законодательства, так как она придает гибкость и подвижность правовому регулированию, обеспечивает максимальную экономичность и компактность законодательных формулировок, смягчает правовой формализм, нацелена на согласование содержания правовых норм и моральных норм, позволяет правоприменителю учитывать особенности каждого конкретного случая, общественно-политическую обстановку, которые невозможно детально отразить с помощью формально определенных понятий в законодательстве.
С учетом этого обстоятельства следует вести речь о том, что для рассмотрения некоторых категорий юридических дел необходимо иметь представление об этих оценках и критериях, с помощью которых возможно отграничить надлежащее поведение от злостного поведения; добросовестный поступок от недобросовестного; квалифицировать правовую ситуацию с позиции ее соответствия требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Данная потребность обусловлена еще и тем, что ни один нормативный правовой акт не содержит определения названных понятий, тогда как именно справедливость, добросовестность и разумность - ключевые компоненты надлежащего осуществления права, свободы и полномочия, из которых исходит Конституция РФ и все остальные нормативные правовые акты.
Следует учитывать, что в науке уже длительное время господствует идея относительно разделения субъективной и объективной добросовестности.
Субъективная добросовестность представляет собой ту добросовестность, которая возникает на основании вмененного незнания (не должен знать, не мог знать и т.д.).
Объективная добросовестность предполагает поведение исключительно честное, объективно и сознательно правомерное, не нарушающее интересы других лиц. Принцип доброй совести является известным сдерживанием эгоизма в юридических отношениях, но выражение этой мысли недостаточно определенно и, кроме того, преувеличенно: все идеалы, как известно, имеют ту особенность, что они далеки от осуществления, они, как маяки, указывают нам надлежащую дорогу, но сами пока недосягаемы, как указывает Левина.
Обеспечительные правовые меры, несмотря на их бесконечное разнообразие, неизбежно подразделяются на две группы: на карательные (административные, уголовные, дисциплинарные наказания) и на предупредительно-восстановительные. Например, недобросовестное поведение в форме принуждения к заключению договора купли-продажи квартиры влечет за собой кару в виде уголовного наказания по ст. 179 Уголовный кодекс РФ и восстановление прав потерпевшего в виде признания недействительным данного договора в порядке ст. 179 ГК РФ.