Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников. Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление персоналом на предприятии.
Проблема исследования заключается в том, что управление персоналом, как многоплановое комплексное понятие, также должно учитывать состояние своих элементов, к которым относятся процессы по кооперации труда, выявление эффективных методов стимулирования труда с целью получения наилучшего для предприятия экономического результата.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективной организацией и внедрением системы стимулирования труда персонала на предприятии.
Таким образом, объектом данной работы являются процесс по стимулированию труда персонала.
В связи с целью ставится ряд задач:
определить сущность и роль материального и нематериального стимулирования персонала в компании,
рассмотреть понятие трудовой мотивации в различных теориях,
перечислить основные инструменты и цели материального и нематериального стимулирования,
исследовать методы, подходы и основные направления развития системы стимулирования,
проанализировать существующую систему стимулирования труда сотрудников в компании,
Выявить основные проблемы и пути совершенствования системы стимулов в данной компании.
Методологическая основа включает в себя использование таких методов, как анализ, синтез, сравнение. При написании работы были использованы методики трудовой мотивации по системе Маслоу, Герцберга.
Работа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации персонала, основные теории, методы и подходы мотивации трудовой деятельности. Во второй части анализируется система мотивирования сотрудников в АО «Райффайзенбанк».
1. Теоретические основы экономической системы мотивации труда персонала в современных организациях
1.1. Понятие, сущность и экономическая роль системы мотивации труда персонала
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников [2, c.41]. Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника. На рис.1 показаны основные параметры эффективности труда работников организации
Рис.1.Основные параметры эффективности труда работников организации[3, c.99]
Главной целью стимулирования труда сотрудников организации является повышение их трудовой мотивации, т.е. заинтересованности своим трудом, которая влияет на показатели производительности труда и экономические результаты деятельности предприятия.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Таким образом, разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием.
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего) [5, c.73].
На рис.2 показаны виды стимулирования.
Рис.2.Виды стимулирования труда персонала[10, с.112]
Материально-денежное стимулирование осуществляется через поощрение работников денежными выплатами в связи с результатами их трудовой деятельности.
Материальное неденежное стимулирование касается социально-психологических отношений в коллективе компании и направлено на улучшение отношений между людьми, выраженных в выражении признательности со стороны руководства заслуг оцениваемого работника.
Однако на современных предприятиях очень часто возникает ситуация, когда для сотрудников важнее становятся не денежные формы поощрения их труда, а различные нематериальные формы. Сущностью нематериального стимулирования является процесс передачи информации о заслугах работника, результатах его деятельности в социальной среде и внутри коллектива предприятия. Оно имеет информационную природу, в которой источником информации о заслугах работников выступает работодатель, а приемником – тот, на кого направлено стимулирование, то есть работник и коллектив в целом.
Таким образом, нематериальное стимулирование представляет собой использование таких средств привлечения сотрудников к труду, которые бы сформировали у работника отношение к труду как высшей ценности. Они не только предполагают наличие поощрений и наград со стороны руководства, но и создание такой атмосферы на предприятии, общественного мнения коллектива, морально-психологического климата внутри него, которые кардинальным образом изменяют поведение человека как трудового ресурса компании [7, с.112].
Такой подход основан на убежденности в том, что добросовестный труд и эффективное поведение работника всегда получают признание, положительную оценку, уважение и благодарность со стороны руководства и остального персонала. И наоборот, бездеятельность, безответственность рабочего должны влиять не только на уменьшение материального вознаграждения, но и на изменение служебного положения и авторитета данного работника.
Таким образом, система мотивации труда персонала в современных компаниях представляет собой одно из наиболее важных направлений организации труда работников в целом, и направлено на повышение их интереса к труду и повышению своей общей производительности, что в конечном итоге влияет на эффективность работы всего предприятия в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2018. - 387 с.
2. Гаудж Питер. Исследование мотивации персонала. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2019. - 272 c.
3. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. - М.: Дело, 2019. - 524 с.
4. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. М.: Инфра-М, 2017. – 378 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2019. – 546 с
6. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2016. – 142 с.
7. Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом. – М.: Дашков и К, 2019. – 341 с.
8. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2018. — 301 с.
9. Кайро Джим. Суперменеджер: мотивация и самодисциплина. – М.: Феникс, 2019. - 128 c.
10. Кирхлер Эрих. Мотивация в организациях. – М.: Гуманитарный центр, 2016. - 144 c.
11. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом. - М.: Инфра-М, 2017. — 451 с.
12. Максвелл Джон. Мотивация решает все. – М.: Попурри, 2019. - 160 c.
13. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2019. – 224 с.
14. Институт менеджмента, инноваций и бизнес-анализа [Электронный ресурс]. URLhttp://www.refa.de/home
15. Аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. URLhttp://eactt.ru/