Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что психологическая подготовка является важнейшей составляющей в тренировочном процессе. Она обязательно должна входить в подготовку спортменок, занимающихся вольной борьбой, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход соревнований по вольной борьбе определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсменки.
Осмысление проблематики психологической подготовки в спорте вообще и в вольной борьбе в частности нашло отражение в трудах таких исследователей, как Г.Д. Бабушкин, В.И. Баландин, Н. В. Гаркин, В.М. Игуменов, А. И. Клименко, В.В.Лисицын, В.В. Нелюбин, Э.С. Озолин, А. С. Петрова, О.Л. Речкалова и др., которые и послужили методической базой исследования данной работы. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, вопрос до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробирование комплекса тренировочных занятий, направленного на развитие психологической готовности к соревнованиям девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
- изучить специальную литературу по исследуемой проблеме;
- рассмотреть понятие и виды психологической подготовки спортсменов;
- охарактеризовать особенности психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой;
- провести на базе Муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по вольной борьбе» (МАУ «СШОР по вольной борьбе») г. Красноярска экспериментальное исследование, в рамках которого установить уровень психологической подготовленности девушек-юниорок к соревнованиям;
- разработать и проверить эффективность методики психологической подготовки к соревнованиям девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
В качестве объекта выступает тренировочный процесс девушек-юниорок (18-23 года), занимающихся вольной борьбой.
Предметом настоящего исследования является процесс психологической подготовки к соревнованиям спортсменок-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов для решения задач практики психологической подготовки спортсменок-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
В настоящей работе использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, практические –эксперимент, описание и обобщение его данных.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 50 источников, а также 3 приложений.
1. Обзор научно-методической литературы, посвященной вопросам психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой
1.1. Понятие и виды психологической подготовки в спорте
Русская спортивная психология богата научной литературой, рекомендующей разнообразные свойства и методы психологической подготовки к соревнованиям. Увеличивающееся количество и качество достижений и рекордов как в отечественном, так и в мировом спорте являются отличным примером, что нынешняя спортивная конкуренция требует от участников высокой степени функциональной подготовки, в том числе и психомоторной. В реализации допустимого психологического состояния борца важнейшую роль играет душевное развитие личности, выявление, осознание и реализация ее специфических психологических черт, а также темперамент, характер и способности.
Следуя результатам анализа современной научно-методической литературы в качестве результата, можно сделать вывод, что к проблема психологической подготовки борцов является одной из самых актуальных тем, поскольку многие ученые исследовали её [1, 13, 14, 15, 17, 22, 28]. В перечисленных работах были отражены некоторые элементы психологической подготовки борцов такие, как контроль уровня стресса, мотивация в спортивной деятельности, всесторонняя диагностика психологического состояния, формирование гармонического направления атлета в соревновательной деятельности.
Однако многолетняя спортивная практика продемонстрировала, что для решения этих вопросов требуется учет особенностей отдельно взятых видов борьбы и гендерных особенностей.
Под психологической подготовкой (далее – ПП) в спорте понимают систему психологическо-педагогических воздействий на спортсмена, способствующих увеличению уровня его психологической надежности и степени готовности к соревнованиям. В условном плане ее разделяют на круглогодичную и относящуюся к предсоревновательному периоду [21, с. 39]. Основными проблемами первого типа подготовки являются:
вырабатывание определенных личностных свойств спортсмена, способствующих успеху и стабильности при участии в ответственных соревновательных мероприятиях; совершенствование психических характеристик и качеств, способствующих овладению высокой степенью технического мастерства и тактики либо обеспечивающих компенсацию отдельных недостатков физической стороны подготовленности;
создание позитивных устойчивых эмоций и выработка способности регулировать их в экстремальных условиях;
поддержка в восстановлении психической трудоспособности после высоких нагрузок.
Как указывает А.В. Родионов, в зависимости от того, на какого именно типа психические качества и функции (неспецифические либо специфические для конкретной деятельности) осуществляется психологическое воздействие, круглогодичную психологическую подготовку подразделяют на общую и специальную, причем как соотношение, так и содержательная их сторона меняются в различные периоды тренировки [33, с. 9].
В частности, на заключительном этапе подготовки преобладают ресурсы воздействия на не специфические проявления психических свойств, в подготовительном этапе соотношение воздействий на общие и специфичные психические качества делается равномерным, а в соревновательном периоде подготовки — превалируют средства специальной психологической подготовки [23, с. 91].
Под психологической подготовкой девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой, понимается организованный, управляемый процесс реализации их потенциальных психологических возможностей в объективных результатах.
Общая психологическая подготовка — в обобщенном виде представляет психологическую адаптацию девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой, к нагрузкам. Реализуется в 2 направлениях:
Первое - предполагает обучение девушек-юниорок приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях. К нему относятся:
- способы саморегуляции эмоциональных состояний;
- концентрации и распределения внимания, мобилизации организма на проявление максимальных волевых и физических усилий.
Второе направление - предполагает обучение девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой, приемам моделирования условий соревновательного противоборства (к конкретному соревнованию).
Специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена, прежде всего, на формирование готовности девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой, к соревновательной деятельности. Очень важно, чтобы планируемый юниоркой результат в соревнованиях по вольной борьбе соответствовал подготовленности спортсменки, иначе повысится значимость соревнований и усилится эмоциональная возбудимость [50, с. 39].
Специальная психологическая подготовка девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой, направлена на решение следующих задач:
- формирование у спортсменок психологических «внутренних опор», определяющих уверенность в собственных силах;
- преодоление у девушек психологических барьеров, снижающих эффективность двигательной деятельности, особенно тех, которые возникают в противоборстве с конкретным соперником;
- психологическое моделирование условий предстоящего противоборства, включающее эмоциональную самонастройку;
- создание психологической программы действий непосредственно перед соревнованием по вольной борьбе [14].
Психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Существенной задачей ПП к конкретному соревновательному мероприятию является достижение и сохранение высокой психологической и психической готовности в условиях каждодневных выступлений. В данных условиях ПП имеет такие разновидности, как ранняя предсоревновательная и происходящая непосредственно в ходе соревнований (непосредственно перед каждым выступлением, в ходе него, после завершения выступления и в паузах между ними). На каждом из указанных этапов применяются в разном соотношении как общего типа, так и специальные способы психологического воздействия на спортсмена [30, с. 40].
Результатом правильно проведенной ПП считается достижение психологической готовности борца, которая связана с развитием оптимального уровня необходимого эмоционального возбуждения, высокой степени помехоустойчивости психики, способности произвольно осуществлять управление своим поведением в спортивной борьбе. Психологическая подготовка направлена на эффективное использование психолого-педагогических исследований, реализации психологических средств и методов повышения результативности спортсменов, занимающихся вольной борьбой. Поэтому, как отмечает В.Ф. Сопов, психологическая подготовка обусловлена не только повышением психологической культуры спортсмена, но и активным использованием междисциплинарных исследований в науке [41, с. 29].
Структуру психологической подготовки спортсмена образует взаимодействие разновидностей подготовки (психологической, физической, специальной, технической, теоретической). Психологическая подготовка не только один из видов подготовки, но особый процесс, оказывающий влияние на планирование тренировочного и соревновательного процессов, диктующий выбор цели, форм и методов повышения результативности спортсмена в вольной борьбе.
Как отмечает О.Л. Речкалова, важным фактором победы в условиях одинаковых уровней физической и технико-тактической подготовки считается эмоциональная готовность спортсмена к участию в состязании, формируемая в процессе психической подготовки личности [32, с. 15].
Итак, психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям определяется как система мероприятий, направленная на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающая высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности [9].
В нашем исследовании остановимся подробнее на аутогенной тренировке (АТ) как важном методе психологической подготовки спортсменов. Принято считать, что АТ представляет собой вид гипноза, так как является эффективнейшим успокаивающим средством, кроме того, как указывает Н.Ю. Неробеев, аутогенная тренировка АТ способствует снижению эмоционального напряжения, стабилизирует ситуативную и личностную тревожность, снимает чувство эмоционального дискомфорта, нормализирует физиологические функции организма [22, с. 9].
Как отмечает Н.В. Смоленцева, вариантом аутогенной тренировки, адаптированной к условиям тренировочной и спортивной деятельности, является психорегулирующая тренировка (сокращенно – ПТР) [38, с. 41].
ПТР эффективна в проведении занятий со спортсменами, хорошо владеющими расслаблением мышц, обладающими хорошим здоровьем, уделяющими большое значение развитию координации движений. Основной задачей психорегулирующей тренировки считается управление уровнем психологического напряжения
Психомышечная тренировка (сокращенно – ПМТ) направлена на развитие двигательных представлений преимущественно за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контролирования движений. Методика ПМТ считается проще в освоении, нежели АТ и ПРТ, а потому доступна даже юным спортсменам. В составе методов ПМТ применяются дыхательные упражнения, предельное изометрическое напряжение мышц с покоем и расслаблением после него.
Идеомоторная тренировка (сокращенно – ИТ) основана на сознательном представлении спортсменом технической стороны движений, включает в себя такие функции представлений, как
программирующая (представление идеального движения);
тренирующая (основана на представлениях, облегчающих освоение навыка);
регуляторная (представления о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов).
А.Т. Филатов указывает, что ИТ наиболее эффектна для увеличения скорости движений (до 35%), а также точности (от 5 до 19%) [45, с. 87].
Рассмотренные в рамках психологической подготовки виды аутогенной тренировки очень важны, а для того чтобы их реализовать, необходима работа тренера при участии психолога.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина 3.Н. и др. Теория и методики физического воспитания. Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
2. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: Научные труды СибГУФК. – Омск: СибГУФК, 2006. – С. 77-80.
3. Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте Текст.: материалы междунар. форума «Молодежь. Наука. Олимпизм» / Г.Д. Бабушкин. М., 1998. – С. 44- 46.
4. Баландин В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки Текст. / В.И. Баландин // Новые подходы к психорегуляции в спорте: тезисы докл. междунар. симпоз. — М., 1994. С.- 6.
5. Бобровский, А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.В. Бобровский. – Омск, 2005. – 24 с.
6. Бугаевский, К. А. Изучение показателей гендерной идентификации у девушек-спортсменок / К. А. Бугаевский. // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2016. – №10-5(18). – С. 29–37.
7. Воробьева, Н. В. Анализ выступлений женщин-борцов разных стран олимпийском турнире в Рио-де-Жанейро по вольной борьбе / Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – №11(153). – С. 44–48. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30744943
8. Воробьева, Н. В. Женская вольная борьба : можно ли догнать японок? / Н. В. Воробьева, А. А. Карелин, Б. И. Тараканов. – Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №2(156). – С. 33–37. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32587243
9. Воронов Н.А. Психологические факторы, влияющие на результат выступления спортсмена в соревнованиях. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-vliyayuschie-na-rezultat-vystupleniya-sportsmena-v-sorevnovaniyah (дата обращения: 12.12.2021).
10. Гаркин, Н. В. Построение тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменок по вольной борьбе с учетом специфики женского организма / Н. В. Гаркин, Е. А. Бабушкина. –// Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2016. – №4(18). – С. 36–44.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.., 2004. – 177 с.
12. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма: автореф. дис…д-ра пед. наук / Грец И.А. – СПб., 2012. – 61 с.
13. Дамадаева А.С., Ибрагимова Х.Ш. Процессы гендерной социализации профессиональных спортсменов \\ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. – № 4 (248). – С. 30-37.
14. Игуменов В.М. Значение психологической подготовки борцов // Сб. «Спортивная борьба», 2011. – 200 с.
15. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма): монография / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.
16. Канатьев К.Н. Учет гендерных характеристик и особенностей социализации спортсмнок в психологии и педагогике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 83.
17. Карелин, А. А. Специфика соревновательной деятельности сильнейших российских женщин-борцов на XXXI Олимпийских играх / А. А. Карелин, Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №3(157). – С. 161–165.
18. Клименко, А. И. Регуляция психических функций в единоборствах/ Клименко А. И. // Физическое воспитание студентов. – 2018. – №3 – С. 28-31.
19. Лисицын, В.В. Некоторые аспекты психологической подготовки высококвалифицированных женщин-боксеров / В.В.Лисицын // Ученые записки. – 2014. – № 1. – С. 84-92.
20. Ловягина, А.Е. Психическое состояние спортсмена: история и перспективы исследований. Часть 1: Исторический экскурс / А.Е. Ловягина // Спортивный психолог. – 2011. – № 3 (24). – С. 5-9.
21. Нелюбин, В.В. Вопросы управления тренировочным процессом борцов при подготовке к соревнованиям / В.В. Нелюбин. – М.: Спорт, 2014.- 158 с.
22. Неробеев, Н. Ю. Физическая и технико-тактическая подготовка спортсменок в вольной борьбе с учетом влияний полового диморфизма: автореф. Дисс…. Канд. Пед. наук / Н. Ю. Неробеев. – Санкт-Петербург, 2014. – 24 с. – URL: https://dlib.rsl.ru/01005551469 (дата обращения: 19.11.2021).
23. Общая и спортивная психология / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2014. – 416 с
24. Озолин Э.С. Психология – фактор, определяющий успех в спорте (по страницам зарубежной печати) // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 11. – С. 39-41.
25. Семенов, М. М. Особенности взаимосвязи морфологических и психологических показателей у женщин-борцов / М. М. Семенов, А. А. Шипилов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2018. – №3. – С. 103–111.
26. Петрова, А. С. Специфика психологической подготовки девушек на соревновательном этапе по женской вольной борьбе / А. С. Петрова // World Science : Problems and Innovations : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – Пенза : Наука и Просвещение, 2017. – С. 314–316.
27. Подливаев Б., Шахмурадов Ю., Высоцкая В., Гусова А. и др. Женская вольная борьба. – М.: Спорт, 2019. – 520 с.
28. Подливаев, Б. А. Женская борьба: проблемы становления и развития / Б. А. Подливаев // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018 г. / под общ. ред. А. А. Передельского. – Москва, 2018. – С. 662–666.
29. Попов, Г.И. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 24.
30. Пупи, А.Ц. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. – М.: Академия, 2012. – 375 с.
31. Радченко, Л. Н. Опыт аутогенной тренировки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. - С. 38-42.
32. Речкалова, О.Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 84 с.
33. Родионов, А.В. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой // А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов // спортивный психолог. – 2017. - №1. – С. 6-13.
34. Родионов, А.В. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов/ А.В. Родионов, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов //Спортивный психолог. – 2004. – № 2. – С. 12-20.
35. Ряднова, О.Р. Образ женщины в спорте: Эталоны женской телесности сквозь призму гендерных стереотипов / О.Р. Ряднова, И.О. Музалева // Научный альманах. – 2019. – № 5-3 (55). – С. 116-118.
36. Савенков, Г.И. Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки // Спортивный психолог. – 2016. - №2.- С. 44-51.
37. Семенов, М. М. Соматотип женщин-борцов высокой квалификации различных весовых категорий в аспекте полового диморфизма / М. М. Семенов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов. – Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2016. – №4. – С. 92–100. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27677083
38. Смоленцева В.Н Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе спортивного совершенствования // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 2. – С. 41.
39. Соболева, Т. С. Тренировка спортсменок в новых (бывших мужских) олимпийских видах женского спорта (литературный обзор) / Т. С. Соболева, Д. В. Соболев // Физкультура, спорт, здоровье: сб. статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2016. – С. 203–206.
40. Солодков, А. С. Физиология человека : общая, спортивная, возрастная : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – 7-е изд. – Москва : Спорт, 2017. – 621 с.
41. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. – М.: 2016. - 120 с.
42. Угольникова, О. А. Содержание физической и функциональной подготовки женщин-борцов вольного стиля в годичном тренировочном цикле : автореф. Дисс. … канд. Пед. наук / О. А. Угольникова. – СанктПетербург, 2014. – 23 с. – URL: https://dlib.rsl.ru/01002661221 (дата обращения: 26.11.2011).
43. Усольцева, A.A. Гендерные затруднения у спортсменок условно мужских видов спорта и перспективы совладания с ними / A.A. Усольцева // Современные исследования социальных проблем. – 2013. –№2. – С. 259-278.
44. Усольцева A.A. Оптимальная гендерная идентичность спортсменок: перспективы формирования и становления / A.A. Усольцева // Личность в информационном обществе: проблемы формирования и развития: сб. науч. работ молодых учёных. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. – С 55-62.
45. Филатов А.Т. Эмоционально-волевая подготовка спортсмена. – Киев, 2002. – 266с.
46. Филипп Г. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 277с.
47. Харитонова, А. И. Влияние личностного потенциала спортсменов на качество преодоления психического перенапряжения в стрессовых ситуациях / А. И. Харитонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – №3(157). – С. 383–389.
48. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция. - М.: КДУ, 2013. - 165 с.
49. Черникова О.А. Активная саморегуляция эмоционального состояния спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 112 с.
50. Яковлев Б.П. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2016. - № 2. – С. 39-40.