Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных реалиях молодежь можно определить как перспективную часть населения, обладающую высокой мобильностью, работоспособностью, а также способную легко обучаться чему-то новому. Данную категорию населения вполне можно назвать инновационным потенциалом экономического развития общества. Именно поэтому правильная реализация трудового потенциала молодежи является одним из основополагающих факторов, влияющих на уровень общего развития экономики страны.
Одними из главных показателей того, насколько грамотно реализован потенциал молодежи на рынке труда, являются уровни занятости и безработицы населения. К сожалению, современный рынок трудовых ресурсов охарактеризован большим удельным весом безработных людей в возрасте от 14 до 30 лет. Проблемы трудоустройства молодого населения можно отнести к числу проблем, оказывающих непосредственное влияние, как на конкурентоспособность, так и на темпы экономического, инновационного и технологического развития. Из этого следует, что, являясь особым социально-демографическим сектором экономики России, рынок трудоустройства молодежи подчиняется персональным закономерностям, необходимость учета которых важна при разработке верной политики занятости.
Теоретические и прикладные разработки проблем занятости молодежи содержатся в трудах Н.В. Андреенковой, Н.М. Блинова, Ю.А. Зубок, М.Н. Руткевича, Е.Г. Слуцкого, Э.Н. Фетисова, В.И. Чупрова. В современных условиях представляется важным дальнейшее углубленное исследование проблем занятости молодежи в условиях рынка, особенностей занятости, факторов ее социального регулирования.
Объект исследования – занятость молодежи России.
Предмет исследования – проблемы занятости молодежи на современном этапе.
Цель исследования состоит в систематизации и дополнении теоретических и практических положений, раскрывающих содержание проблемы занятости молодежи в России, определение путей их решения.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать Сущностные характеристики понятия «молодежь»;
– определить факторы формирования занятости молодежи;
– изучить политику государства в сфере содействия занятости российской молодежи;
– выявить основные проблемы занятости молодежи на современном этапе, определить влияние пандемии на занятость молодежи;
– определить пути решения проблем и перспективы занятости молодежи в России.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методами исследования (диалектический, историко-логический и др.), так и специальные методы (методы компаративного, экономико-статистического анализа).
Информационную основу исследования составили статистические данные о состоянии занятости молодежи в России, опубликованные Федеральной службой государственной статистики.
Структура работы. Содержание и логика исследования предопределили его структуру и последовательность изложения материала. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретические аспекты занятости молодежи в России
1.1. Сущностные характеристики понятия «молодежь»
На протяжении ряда лет молодежь (молодые граждане) как социально-демографическая группа лиц , была самым пристальным объектом многочисленных изучений и различных исследований, показав, тем самым, то, что молодежь является обособленной категорией людей.
Молодые люди составляют значительную часть человеческого капитала страны и определяют потенциальное предложение рабочей силы. С экономической точки зрения молодые люди являются фактором производства, и продуктивность экономики страны зависит от их уровня квалификации.
Одно из первых определений «молодежи» было дано в 1968 г. в работе социолога, доктора философских наук, профессора В.Т. Лисовского (1929-2002). Он писал о молодежи как о поколении людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции и считал, что границы молодежного возраста колеблются от 16 до 30 лет. .
Е.Ф. Рыбалко указывал на то, что «необходима наука, которая бы являлась концептуальной основой перехода молодежи из одной возрастной категории в другую, более взрослую, через эмоции и переживания молодых людей из разных социальных групп» .
Социолог И.С. Кон (1928-2011) называл молодежью социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.
Исследования категории «молодежь», направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ) в этой сфере, проводились в социологической сфере с утверждением того, что молодежь не является некой однородной группой населения, что это скорее возрастной процесс, включающий в себя различные институты общества, связанные с воспитательными процессами в семье, в сфере получения образования, в сфере трудовой деятельности, в сфере социализации современной молодежи как процесса усвоения молодыми людьми человеческих ценностей, образцов поведения, различных установок, знаний, навыков, социальных норм и всего того, что позволяет успешно развиваться в условиях стремительности инновационных изменений, связанных с улучшением социально-бытовых условий жизни молодых людей, с улучшением экологии, безопасности труда, культуры, сферы досуга и, всей дальнейшей жизнедеятельности молодых людей .
Таким образом, можно сказать, что молодежь – это динамическая социально-демографическая группа общества, имеющая особенности социального положения и возрастные критерии.
До недавнего времени дискуссионным оставался вопрос о возрастных характеристиках молодежи, что важно для формирования правил, по которым государство осуществляет программы государственной поддержки молодых.
Периодизацией «возрастных групп» занимались еще в древности: древнегреческий философ Пифагор (570-490 гг. до н.э.) разделял жизнь на отрезки по временам года и относил молодость к лету (20-40 лет); древнегреческий целитель Гиппократ (около 460-370 гг. до н.э.) делил жизнь на десять периодов по 7 лет; афинский политик Солон (635 - около 559 лет до н. э.) определял юность с 14 лет, а расцвет – с 21 до 28 лет. В Древнем Риме период детства для юношей был определен с 15 лет, а для девушек – с 11 лет.
Очевидно, что воздействие различных факторов отражаются на продолжительности жизни людей, на границах возраста молодых людей. В России XIX в. границей совершеннолетия был 21 год, а в конце 1960-х – начале 1970-х гг. – 18 лет.
В законодательстве разных стран с учетом уровня социально-экономического развития и традиций эти границы отличаются. В странах Азии, Африки и Латинской Америки молодежью считаются лица, начиная с 11-12 лет, в европейских странах, США, Канаде возрастные критерии молодежи колеблются от 14 до 30 лет . Верхняя возрастная граница для кубинской молодежи определена в 35 лет.
Согласно международному определению, молодые люди - это «люди в возрасте от 15 до 24 лет». В странах, где выход на рынок труда происходит в последующие годы, определение может быть распространено на людей в возрасте от 25 до 29 лет. В этом случае для международного сравнения необходимо выделить следующие категории: подростки (15-19 лет), молодые люди (20-24 года) и молодые люди (24-29 лет) .
В России многие ученые обосновывали свои возрастные критерии. Так, русский статистик и демограф первой половины XIX в. А. П. Рославский-Петровский к молодежи относил людей от 16 до 30 лет. Другие авторы решали проблему возрастного интервала по-своему: 15–25, 15–29, 14–35.
Долгое время в России считалось, что границы молодежного возраста находятся в интервале от 16 до 30 лет. Федеральный закон от 30.12.2020 г. №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определил «молодежь» как социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 35 лет включительно . Документом установлены возрастные границы для понятий «молодые граждане», «молодая семья» и «молодые специалисты» до 35 лет включительно. В результате принятия указанного Федерального закона численность молодежи в стране возросла более чем на 12 млн человек и превысила 41 млн. Отметим, что увеличение возрастного интервала для молодежи является общемировым трендом, связанным с омоложением всех возрастных групп.
Большое значение имеет и институт рынка труда как механизма взаимоотношений между работодателями и молодым поколением работников по обмену знаниями, навыками, способностями, умениями на оплату наемного труда работника, где все активнее и непосредственно действуют механизмы, связанные с такими составляющими как профессиональная информация; профессиональная консультация; профессиональная, производственная и социальная адаптация; профессиональный отбор; профессиональный подбор; психологическая поддержка. Посредством рынка труда молодые люди усваивает все то, что необходимо человеку для самореализации в его жизнедеятельности, все то, что формирует национальные черты и идеалы человека – человеческие ценности: мужество, самопожертвования, честность, совестливость, сострадание, обостренное чувство справедливости.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 № 70/1B «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 26.11.2021).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // Российская газета. – 2001. – № 256.
4. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. – 1996. – № 167.
5. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. – № 1.
6. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан 96 Российской Федерации на 2016-2020 годы» (ред. от 30.0.37.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 2 (ч. 1). – Ст. 368.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2014. № 50. – Ст. 7185.
8. Письмо Минобрнауки России от 30.05.2006 № АС-588/06 «О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью» // Вестник образования. – 2006. № 13-14.
9. Байчерова, А.Р. Трудовой потенциал и проблемы занятости молодежи / А.Р. Байчерова, А.Р. Лыфарь, Д.Л. Шхагошева // Colloquium-journal. – 2021. – № 3-4(90). – С. 17-18.
10. Батракова, Л.Г. Молодежная незанятость в регионах как важнейшая социально-экономическая проблема / Л.Г. Батракова // Социально-политические исследования. – 2021. – № 2(11). – С. 57-75.
11. Винокурова, В.В. Занятость молодежи / В.В. Винокурова // Вестник науки. – 2021. – Т. 2. – № 6-1(39). – С. 54-59.
12. Грушин, Р.А. Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19 / Р.А. Грушин // Молодой ученый. – 2021. – № 10 (352). – С. 82-85.
13. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебник / В.Т. Лисовский. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. – 457 с.
14. Лычкань, Л.П. Политика современного российского государства в области занятости молодежи и ее социализации в условиях стремительности инновационных изменений / Л.П. Лычкань // IV Моисеевские чтения: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2021. – С. 90-96.
15. Мартиросян, О.А. Молодежная занятость и безработица в условиях пандемии COVID-19 / О.А. МАртиросян // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2020. – № 3 (48). ¬– С. 69-74.
16. Радченко, А.Ф. Молодежь и ее возрастные границы / А.Ф. Радченко // Социология власти. – 2012. – № 3. – С. 19-29.
17. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: возрастная и индивидуальная изменчивость психики. Роль труда, общения и познания в развитии. Игра и ее роль в психическом развитии. Периодизация жизненного цикла человека / Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 221 с.
18. В России подсчитали число юношей и девушек [Электронный ресурс]. –URL: https://news.rambler.ru/community/43142790/?utm_content=news_media&utm_mediu m=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 26.11.2021).
19. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://inagres.hse.ru/data/2020/03/19/1567829014/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%D0%94%D0%9D%D0%9E%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A6%D0%A3%D0%A0%20(2).pdf (дата обращения: 26.11.2021).
20. Доклад «Социально-экономическое положение России» // Росстат, 2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 26.11.2021).
21. Каждый пятый молодой человек в мире потерял работу из-за коронавируса Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20200527 (дата обращения: 26.11.2021).
22. Кисилев М.А. Потерянное поколение COVID-19 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dp.ru/a/2020/12/15 (дата обращения: 26.11.2021).
23. Минтруд: из-за пандемии коронавируса в России стало больше безработных среди молодежи и женщин [Электронный ресурс]. – URL: https://news.myseldon.com (дата обращения: 26.11.2021).
24. Официальный сайт Международной организации труда [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ilo.org/moscow/news (дата обращения: 26.11.2021).
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.11.2021).
26. Пандемия коронавируса может болезненно отразиться на уровне жизни молодежи – исследование [Электронный ресурс]. – URL: https://roscongress.org/news (дата обращения: 26.11.2021).
27. Путин, В.В. Речь Президента Российской Федерации на первом заседании организационного комитета по проведению Года молодежи в России 19 февраля 2009 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/4834 (дата обращения: 26.11.2021).
28. Романчук И. Трудоустройство студентов и выпускников во время пандемии [Электронный ресурс]. – URL: https://news.utmn.ru/opinions/921212/ (дата обращения: 26.11.2021).
29. Этапы становления государственной молодежной политики в Российской Федерации – Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства. [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/1166529/pravo/etapy_stanovleniya_gosudarstvennoy_molodezhnoy_politiki (дата обращения: 26.11.2021).