Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Товары, предназначенные для продажи, представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, наличие которых необходимо для обеспечения непрерывности и расширения деятельности предприятия. Оптимальная обеспеченность ведет к минимизации затрат, к ритмичности и слаженности работы предприятия, улучшению финансовых результатов. Завышение потребности в товарно-материальных запасах ведет к неэффективному использованию ресурсов, увеличению затрат на их содержание и управление, снижению эффективности деятельности. Оптимизация товарных запасов в большей части обеспечивается формированием своевременного достоверного учетного процесса.
Как показывает практика деятельности предприятий, эффективность во многом определяется целесообразностью и устойчивостью ассортимента предприятия. От состава и пополняемости ассортимента зависят рост товарооборота предприятия и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий или несоответствующий ассортимент создают неудовлетворенный спрос, что негативно сказывается на эффективности торговли. Формирование товарного ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильно организованная система формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли – это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, его конкурентоспособности на рынке.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что эффективно и правильно выстроенное управление запасами и товарным ассортиментов торгового предприятия способствует получение высокой доходности от осуществления деятельности.
Целью курсовой работы является совершенствование процесса формирования товарных ресурсов а на примере торгового предприятия ООО «Лемон Лайн».
Задачи курсовой работы:
- изучение основных аспектов и понятий касательно ассортимента товаров: его классификация и свойства, управление ассортиментом товаров;
- изучение принципов и особенностей формирования и управления ассортимента товаров в торговом предприятии;
- изучение организационно-экономической характеристики предприятия ООО «Лемон Лайн»;
- приведение характеристики и проведение анализа товарного ассортимента торговой организации ООО «Лемон Лайн»;
- внедрение методов расширения и оптимизации ассортимента в торговом предприятии ООО «Лемон Лайн».
Объектом исследования является компания ООО «Лемон Лайн».
Предметом исследования являются методы формирования и управления товарным ассортиментом.
Методами исследования в данной работе являются анализ, синтез, финансовый анализ данных, графическое и табличное представление информации. В данной работе были использованы эмпирические методы исследования, такие как: наблюдение, сравнение, горизонтальный и вертикальный анализ финансовых показателей, анализ ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности, а также прогнозирование финансовых показателей. В ходе работы так же были использованы следующие методы для предоставления результатов исследования: монографический, метод системного анализа и синтеза, экономико-статистический, графический.
Информационную основу исследования составили учебные и научные материалы, законодательство РФ, научные статье об РФ, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования товарных ресурсов розничной торговой организации
1.1 Понятие товарных ресурсов в розничной торговой организации
Товарные ресурсы в розничной торговле представляют собой товары, которые реализует торговая компания. Совокупность товарных ресурсов – товаров представляет собой товарный ассортимент торговой розничной компании.
Приведем основные понятия по ГОСТ Р 51303-2013 Торговля:
- ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению;
- торговый ассортимент:- это ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети;
- структура ассортимента товаров – это соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
Торговый ассортимент - перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Эта огромная масса товаров доводится через розничную торговлю до конечных потребителей. В целях управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.
Ассортимент товарной группы - разновидности товаров с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров.
Простой ассортимент - набор товаров небольшого количества наименований, удовлетворяющий небольшое число потребностей (например, ассортимент сельского магазина).
Сложный ассортимент - набор товаров значительного количества видов, наименований товаров, удовлетворяющие самые разнообразные потребности (гипермаркеты, оптовые базы).
Групповой ассортимент – это набор однородных товаров для удовлетворения аналогичных потребностей и объединенных общими признаками, например, функциональное или социальное назначение (магазин спорттоваров).
Развернутый ассортимент набор товаров, включающий много разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (специализированные магазины).
Сопутствующий ассортимент - набор товаров для выполнения вспомогательных функций и не являющихся главными для данной торговой фирмы (обувной магазин предлагает сопутствующий товар - предметы ухода за обувью).
Смешанный ассортимент – это набор товаров различных видов, наименований большого разнообразия их функционального назначения. Фирма предлагает одновременно продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяя разнообразные потребности (универсам).
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни. Учитывается степень соответствия, набора товаров торговой фирмы требованиям покупателей с учётом результатов достижений в области технологии.
Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для покупателя и торговой фирмы. Характерна высокая конкурентоспособность предлагаемых товаров, требование высокой эффективности ассортимента для торговой фирмы. Максимальный полезный эффект - максимум прибыли для торговой фирмы от данного ассортимента при минимуме затрат на его продажи.
Основные методы управления товарным ассортиментом в основном по следующим направлениям:
- общий анализ реализации товаров/ услуг;
- анализ реализации товаров/ услуг по виду (структура реализованных товаров);
- анализ выполнения плана продаж товаров/ услуг;
- анализ динамики продаж - реализации товаров/ услуг.
Все выше перечисленные направления анализа реализации товаров/ услуг собраны в ABC и XYZ анализах.
Для торговой организации ассортимент представляет собой товар, который закупается с целью реализации.
Товарные операции / продажи – представляют собой факт хозяйственной жизни предприятий, которые функционируют в сфере торговли.
Продажа – это документ, являющийся договором, согласно которому первое лицо - продавец осуществляет передачу в собственность предмет – товар второму лицу - покупателю за денежное возмещение (цену).
Виды товарной классификации приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Виды товарной классификации ассортимента
Выделяют потребительские товары (предназначены для конечного потребителя) и производственные товары (предназначены для бизнеса).
На рисунке 2 приведем основные мероприятия, которые проводятся для реализации товара в магазинах.
Рис. 2. Процесс покупки товара в торговом предприятии
На сегодняшний день торговля является самым распространенным видом деятельности. В данной сфере деятельности на территории РФ заняты более 50% всех предпринимателей РФ.
На рисунке 3 приведены основные элементы процесса продажи товара.
Рис. 3. Элементы реализации товара в торговом предприятии
Торговая деятельность (торговля) представляет собой определенный процесс, который реализуют юридические лица и/или индивидуальные предприниматели и который является связанным с продажей товаров, включая предложение о продаже товаров [36].
Автор Короткова Т.Л. привела понятие торговой деятельности предприятия как инициативного взаимодействия юридического лица с физическим лицом.
По мнению автора экономических исследований Челюбеева Р.Т. торговая деятельность предприятия является видом предпринимательства.
Портфель заказов представляет собой совокупность заказов от клиентов организации. То есть это полученные организацией заказы от клиентов, но еще не выполненные. По-другому можно сказать, что портфель заказов представляет собой систему товародвижения организации.
На сегодняшний день выделяют обобщенный алгоритм построения логистической системы товародвижения в организации:
1. Определение потенциальных потребителей. В данный этап входит анализ рынка и исследование потребительского спроса на определенный вид товаров/ услуг, выявление факторов внешней и внутренней сред, которые оказывают влияние на деятельность компании;
2. Далее осуществляется формирование стратегических направлений развития организации и реализации товаров. В данный этап входит как разработки новых товаров/услуг для организации, так и маркетинговое продвижение товаров;
3. Построение процесса товародвижения – то есть логистического процесса в организации. В данный этап входят поиск и выбор поставщиков товаров, организация процесса закупки товаров, организация процесса реализации товаров, в том числе и выбор канала реализации товаров.
На основании исследования, проведенного в данном параграфе работы можно сделать вывод, что товар является материальным объектом, который
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей»;
2. ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 25.12.2018 № 488-ФЗ);
3. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» (с изменениями и дополнениями от 12.10.1999, 22.02.2001, 04.10.2012);
4. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (с изменениями и дополнениями от 02.10.1999, 07.12.2000, 04.10.2012);
5. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля
6. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования;
7. ГОСТ Р 51305-2009 Розничная торговля. Требования к персоналу;
8. ГОСТ Р 51773-2009 Розничная торговля. Классификация предприятий;
9. «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997);
10. ГОСТ 31460-2012 «Кремы косметические. Общие технические условия».
11. Брагина Л.А. Торговое дело: учебное пособие/Л.А. Брагина. - М.: Инфра-М, 2017 г. – 112 с.
12. Богатая, И. Н. Бухгалтерский учет : учебное пособие/ И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. –М.: - Ростов н/Д : Феникс, 2017 г. -185 с.
13. Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли: учебное пособие/ С.Ню Виноградова. М.: - Минск: Высшая школа, 2018 г. – 328 с.
14. Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебное пособие/ А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2017 г. – 362 с.
15. Голубенко О.А. Товароведение: учебное пособие/ О.А. Голубенко. – М.: Дашков и Ко, 2017 г. – 355 с
16. Голубенко О.А. Товароведение: учебное пособие/ О.А. Голубенко. – М.: Дашков и Ко, 2019 г. – 355 с.
17. Дашков Л.П., Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц, - 12-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 456с.
18. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебное пособие/К.А. Раицкий. – М.: Маркетинг, 2017 г. – 472 с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2017 г. – 334 с.
20. СRM – система SugarCRM // Сущность продукта. [Электронный ресурс].URL: http://www.sugarcrm.com (дата обращения: 23.11.2021)
21. Регистрационные данные организации ООО «Лемон Лайн» [Электронный ресурс].URL: https://www.rusprofile.ru/id/11640297 (дата обращения: 23.11.2021)
22. Финансовая отчетность [Электронный ресурс].URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/5038137500_ooo-lemon-layn (дата обращения: 23.11.2021)