Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На этапе перехода экономики к социально ори-ентированной модели требуется переосмысление роли государства и биз-неса в экономической системе. Все более широкое распространение полу-чают партнерские отношения, ведущие к реализации социально значимых проектов. Социальное партнерство приобретает новые черты, захватывая новые отрасли не только сферы труда, но и экономики. Возрастает необ-ходимость социального партнерства как способа взаимодействия общества и государства в форме некоммерческих организаций. Разумное использо-вание таких инструментов позволяет государству обеспечить развитие ин-фраструктуры, повысить уровень и качество предоставляемых населению услуг, а также частично решить проблему занятости.
На современном этапе местное самоуправление в России сталкивает-ся с целым рядом проблем. Одной из наиболее сложных проблем, которые необходимо решить в работе муниципалитетов, является растущий дефи-цит муниципальных бюджетов. Долговая нагрузка на крупные города рас-тет, в то время как они все больше нуждаются в системном развитии.
Выходом из сложившейся ситуации при современной структуре бюджетных отношений между уровнями власти является привлечение ре-сурсов других заинтересованных субъектов территории и общественный контроль за реализацией социально-экономических проектов.
Социальная сфера является одним из важнейших направлений разви-тия муниципальных образований. Без поддержки общественных организа-ций и бизнес-сообществ невозможно осуществить полноценные социально-экономические преобразования в муниципальных образованиях. Террито-рия муниципальных образований - это особое социальное пространство, ее развитие зависит от трех основных субъектов: муниципальных властей, представителей бизнеса и общественности.
Объект работы: муниципальное образование город Псков.
Предметом исследования является: социальное партнерство в РФ как система межсекторного взаимодействия.
Цель работы: проанализировать социальное партнерство и его роль в развитии муниципального образования (на примере г. Пскова).
Задачи:
-рассмотреть понятие и история развития социального партнерства;
-изучить нормативно-правовую базу регулирования системы соци-ального партнерства в РФ;
-исследовать модели социального партнерства на уровне местного самоуправления;
-дать краткую характеристику Администрации г. Пскова;
-разобрать организацию социального партнерства на примере г. Псков;
-разработать пути повышения эффективности социального партнер-ства в г. Псков.
Методологической основой работы послужили методы: логический анализ интегральных показателей и реестра социально-ориентированных некоммерческих организаций, сравнительно-правовой и системный анализ, метод проблемно-целевого прогнозирования, метод учета плановой себе-стоимости затрат.
Глава 1. Теоретические аспекты социального партнерства в
РФ
1.1 Понятие и история развития социального партнерства
Социальное партнерство - это категория, имеющая отношение к ры-ночному сообществу, которая возникает вместе с появлением цивилизо-ванного рынка труда, регулируемых трудовых отношений и профсоюзов как представителей трудящихся.
Социальное партнерство характеризует систему отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти; функция этой системы заключается в согласовании интересов сто-рон трудового договора по регулированию трудовых отношений, а также по социальным гарантиям для работников [19].
Статья 23 Трудового кодекса РФ дает четкое определение понятия, применимого к сфере труда: "Социальное партнерство в сфере труда (да-лее - социальное партнерство) - это система взаимоотношений между ра-ботниками (представителями работников), работодателями (представите-лями работников), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отно-шений и других непосредственно связанных отношений" [1].
Из определения видно, что данная категория регулирует отношения двух сторон трудовых отношений; необходимость ее появления обуслов-лена желанием выровнять интересы сторон и поднять трудовые отношения в целом на более высокий уровень, тем самым улучшив качество жизни населения.
А.Л. Кулаков также рассматривает это явление в том же ключе: "Со-циальное партнерство - это особая система отношений, возникающих меж-ду работниками и работодателями при посреднической роли государства, в согласовании экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулировании социально-трудовых конфликтов" [24].
В.К. Потемкин и Д.Н. Казаков рассматривают социальное партнер-ство "как одну из форм взаимодействия государства в целом, его уполно-моченных представителей на разных уровнях социальной организации с работодателями (предпринимателями), различными группами работников и общественными организациями, выражающими их интересы" [11].
Но есть и другой подход к определению социального партнерства. Лазаревич А.А. рассматривает социальное партнерство как сотрудниче-ство трех секторов: "Межсекторальное социальное партнерство - это сложный полисубъектный социокультурный феномен, обусловленный су-ществованием, деятельностью и взаимодействием социальных субъектов с определенными ценностными ориентациями и выполняющих определен-ные социальные роли. Социальное партнерство - это взаимовыгодное со-трудничество в рамках социального треугольника, включающего государ-ственные структуры, бизнес-структуры, а также профсоюзы и некоммерче-ские организации, направленное на решение социальных проблем; это особый тип отношений между партнерами, в которые они вступают для эффективного достижения целей социальной защиты населения" [17].
Давайте рассмотрим более подробно характеристики вышеперечис-ленных трех секторов социального партнерства.
Партнерство означает особую форму организации и проведения дея-тельности - диалог, направленный на достижение субъектами общей цели. Социальное партнерство является одной из составляющих этого явления, специфика которого определяется рамками социальной политики. Соци-альное партнерство - это интеграция трех секторов общества: частного, некоммерческого и управленческого; являясь "двигателем" экономическо-го развития и социального прогресса. Партнерство открывает дополни-тельные преимущества для своих участников: приобретение новых знаний, возможность открытия новых (или ранее неизвестных) дополнительных ресурсов, но при условии, что каждый партнер учитывает интересы двух других сторон [8].
Говоря о межсекторальном партнерстве, ученые выделяют три сек-тора: первый - государственный (или правительственный сектор), второй - сектор частного бизнеса и неправительственный, некоммерческий сектор, часто называемый третьим. Каждый из секторов имеет свою собственную миссию, сферу деятельности, технологии работы, организационные струк-туры, системы управления, ресурсную и нормативную базу. Представите-ли каждого сектора по-разному понимают решение социальных проблем. Но, несмотря на все различия и противоречия, социальное партнерство является двигателем социально-экономического развития территории, по-скольку ни местное самоуправление, ни бизнес, ни общественность не мо-гут в одиночку решить социальные проблемы местного сообщества.
Первый сектор представлен государственным управлением или му-ниципальными органами власти. Основной задачей данного сектора явля-ется создание условий для функционирования системы социального парт-нерства на соответствующем уровне, включая создание нормативно-правовой и распределительной документации, содействие в финансирова-нии и материальном обеспечении деятельности третьего сектора, а также согласование целей и задач развития, контроль и т.д.
Второй сектор представлен бизнес-сообществом, которое получает заказ на свои товары или услуги и предоставляет его на взаимовыгодных условиях в рамках реализации целей социально-экономического развития территории. Важно, что в коммерческом секторе осознание важности дея-тельности выше, чем желание получать прибыль от работы в этом направ-лении, если это условие будет выполнено, отношения будут самыми долго-срочными и прочными.
Третий сектор - некоммерческий. Он представлен организациями, фондами и общественными объединениями, которые основывают свою де-ятельность на соответствующей нормативной базе, включая Конституцию РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Этот сектор социального партнерства в основном включает социально ориентирован-ные НПО. В системе межотраслевого взаимодействия требуется основы-вать свою деятельность (или реализацию конкретного проекта) в соответ-ствии с текущими задачами и актуальными проблемами социально-экономического развития территории.
В России социальное партнерство как социокультурный феномен все еще находится на стадии становления, тогда как на Западе оно уже полу-чило достаточно широкое распространение. Он действует, с одной сторо-ны, как государственный институт, структурирующий взаимодействие вла-сти и общества, направленное на развитие социально-экономической сфе-ры, а с другой стороны, как своего рода сетевая коммуникация [16].
Создание Международной организации труда можно считать фор-мальным моментом возникновения социального партнерства в нашей стране. Началом развития истории социального партнерства является Указ Президента РФ от 15.11.91 № 212 "О социальном партнерстве и разреше-нии трудовых споров (конфликтов)". На данном этапе социальное парт-нерство формируется только в сфере труда [20].
Существует несколько форм регулирования трудовых отношений:
- ведение коллективных переговоров (при заключении коллективных договоров и соглашений);
- взаимные консультации (в случаях, предусмотренных законом);
- участие сотрудников и их представителей в управлении организа-цией;
- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Формы регулирования отношений при межотраслевом взаимодей-ствии подробно рассматриваются в пункте 3 первой главы.
Система социального партнерства в России включает пять уровней (в соответствии с Трудовым кодексом РФ):
- федеральный уровень (основа регулирования трудовых отношений в РФ);
- региональный уровень (основы регулирования трудовых отноше-ний в субъекте РФ);
- отраслевой уровень (основы регулирования трудовых отношений в отрасли);
- территориальный уровень (установлены основы регулирования трудовых отношений в муниципальном образовании);
- организационный уровень (на этом уровне между работодателем и работниками устанавливаются конкретные взаимные обязательства в обла-сти труда) [29].
Важно отметить, что представленные уровни характеризуют соци-альное партнерство не только в сфере трудовых отношений, но и как си-стему межотраслевого взаимодействия, только цели будут другими.
На разных уровнях системы государственного управления характер взаимодействия субъектов в рамках социального партнерства имеет раз-ные названия (с указанием количества субъектов):
– на федеральном и отраслевом уровнях - трипартизм;
– на территориальном и региональном уровнях - тетрапартизм, (по-мимо представителей Правительства РФ, работников и работодателей, включены представители региональной и территориальной администра-ции);
- на уровне организаций - двухпартийность, в которой участвуют представители работников и работодателей [5].
Несмотря на то, что из определения социального партнерства четко видны только две стороны взаимоотношений, для функционирования этой системы необходимо учитывать интересы трех партнеров: представление и защита национальных интересов в сфере труда, интересы бизнеса и инте-ресы работников.
Функции социального партнерства делятся на две группы: прямые и косвенные. Первый направлен на обеспечение социального мира или добра в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Трудовой кодекс РФ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021)
2.Автомонов А.С. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. – М.: Фонд НАН, 2017. - 265 с.
3. Акрамовская А. Г. Условия, необходимые для развития социального партнерства в России. // Вестник университета. - 2017.- № 7. - С.5-8.
4. Большухина И.С. Социальное партнерство как механизм совершенство-вания системы социально-трудовых отношений. – М.: УлГТУ, 2020. - 183 с.
5. Борисова Г. , Иванова С. Социальное партнерство как инструмент реги-ональной политики //Новые знания.-2020. - № 1.- С.27-32.
6. Гайнуллина, Ф.И. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений: курс лекций. – М.: АТиСО, 2020. – 175 с.
7. Киселев, В.Н. Социальное партнерство в РФ. – М.: Глобол, 2018. – 230 с.
8. Кокшарова А.А. Социальное партнерство органов местного самоуправ-ления // Вектор науки.- 2019 - № 1(4) – C. 117-119
9. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. - 416 с.
10. Кязи К.Г. Социальное партнерство. Учеб. пос. – М: Наука, 2018. – 348 с.
11. Либоракина М. И. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными и общественными структурами. - М.: Наука, 2018. - 72 с.
12. Марков, В. А. Приоритеты государственной социальной политики в контексте дифференциации потребления // Власть. – 2020. - № 5. - С. 10-14.
13. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: Уч-к для вузов. - М.: Экзамен, 2016. - 448 с
14. Осипов Е. М. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 208 с.
15. Парамонов, В. В. Развитие России и формирование модели социальной политики // Социальное и пенсионное право. - 2021. - № 1. - С. 47-51.
16. Погодина Е.В. Реализация политики по поддержке социально ориен-тированных некоммерческих организаций – М.: Крокус, 2014. – 221 с.
17. Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование - СПб.: РАЕН, 2017. – 319 с.
18. Романов В.Л., Саркисян В.Ю. Социальный ресурс динамического раз-вития России – М.: КомКнига, 2016. – 102 с.
19. Романова П.О., Ярская-Смирнова Е. Г. Социальная политика в совре-менной России. Реформы и повседневность. – М.: Вариант, 2019. – 456 с.
20. Российская модель социального партнерства: перспективы развития – М.: АТиСО, 2017. – 270 с.
21.Садков В.Г. Становление, проблемы и повышение общественно-экономической эффективности института социального партнерства в реги-онах России // Национальные интересы. - 2021. - № 5. - С. 7-16
22. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М.: Глобол, 2016. - 206 с.
23. Социально ориентированные НКО: лучшие практики/Практическое пособие. - М.: Агентство социальной информации, 2021. - 224 с.
24. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского обще-ства в регионах /Под ред. Шадрина А. Е. - М.: АСИ, 2020. - 508 с.
25. Технологии социального партнерства в развитии муниципального об-разования / Под ред С.А. Иванова. - СПб.: РНЦ ГМУ, 2016. - 153 с.
26. Усманов, Б.Ф. Социальная инноватика : учебное пособие. – М. : Мос-ковский гуманитарный университет, 2017. – 484 с
27. Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнер-ства в РФ. -М.: Вердикт, 2017. - 441 с.
28. Шулус А. А. Социальное партнерство - российская модель// Социаль-ное партнерство - 2017.- № 2. - С. 37–42.
29. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы– М.: Едиториал УРСС, 2018. – 412 с