Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия возникла, по утверждению многовековых исследователей вопроса, примерно к VI в. до н.э. Формальной причиной ее возникновения одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) стал новый тип теоретических знаний, противопоставленных традиционной мифологии.
Как известно, слово «философия» древнегреческое. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Впервые это слово мы встречаем у Пифагора (580–500 гг. до н. э.), но термином, обозначающим особую отрасль знания о бытии он стал в трудах великого Платона (428/27-347 гг. до н. э.).
Вопросы о происхождении философии и ее роли в человеческом обществе активно обсуждаются исследователями. Можно назвать ряд российских авторов, посвятивших время осмыслению этого вопроса: П.В. Алексеев, Н.В.Мотрошилова, А.В.Панин. А.Г. Спиркин, А.А.Сычев и др. Ученые обратили внимание на причины появления науки, на формулировку ее предмета, категорий и законов. Однако пока еще недостаточно философских трудов, касающихся философии культуры.
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая и наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире (в Древней Греции и Древнем Риме). Зарождались первые научные знания, которые конкурировали с традиционными верованиями.
Цель настоящего исследования – осмыслить последствия возникновения у человечества первой науки, из которой выросли все остальные науки и на примере немецкого формализма рассмотреть достижения и ошибки, сопровождавшие данное философское направление.
Предмет исследования – философия немецкого формализма в сфере искусства. Рассудок по своей природе вовсе не противоречит мифологии и может с ней вполне мирно уживаться, что подтверждает многовековое мирное их соседство в иных культурах. Философия появляется как самостоятельная форма духовной культуры лишь тогда, «когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления и когда человек оказывается в состоянии усмотреть тождество максимальных противоположностей и сказать: «Все есть Одно» [ ]. Это событие происходит на изломе I тысячелетия до Р.X. (примерно VIII-VI вв. до Р. X.). Доказано, что именно в это время различные этносы независимо друг от друга начали философствовать.
Ученые определили важнейшие факторы, создающие благоприятные условия для процветания философии. Это, во-первых, довольно высокий уровень благосостояния общества, развитые производительные силы, которые позволяли некоторой части населения заниматься непроизводительным трудом. Первым это заметил Аристотель, и он отмечал, что философствовать люди начали лишь тогда, когда в наличии оказалось и то, что облегчает жизнь, и то, что доставляет удовольствия. Чтобы философствовать, человек должен быть освобожден от каждодневных забот о пропитании и свободное время, что в условиях рабовладельческого общества означало – быть свободным. И первые философы были выходцами из богатых и знатных семей.
Задачи исследования:
– осмыслить причины появления философии как науки;
– выявить философские основы гуманитарных наук;
– определить особенности философии искусства;
– выяснить достижения и ошибки немецкого формализма в искусстве
с позиций современности.
Метод исследования: анализ и синтез, сравнительный метод.
Научная новизна. Уточнены некоторые понятия философии искусства.
Практическая значимость. Рекомендации, выводы курсовой работы возможно использовать в практической деятельности работника культуры.
1.Место философии современной культуре
1.1Становление философии как науки
Философы полагают, что социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда (умственного и физического) между членами общества. В принципе, философскими вопросами ученые интересовались давно, однако их суждения имели поначалу фрагментарный, несистематический характер. Аристотель вслед за Платоном (как его ученик) обратил внимание на то, что «непосредственным побудительным мотивом к философствованию было удивление. Удивляющийся и недоумевающий считает себя незнающим и стремится освободиться от незнания. Субъективное переживание удивления порождается встречей с удивительным, чудесным, с дивом. И человеку хочется понять причину своего удивления, и он начинает философствовать. В Новое и Новейшее время философы много рассуждали о роли философии в обществе, и все многообразие суждений о причинах возникновения философии можно свести к двум направлениям, по-разному толкующим духовную жизнь человека.
Первое суждение: духовность человека не является чем-то самостоятельным, т.к. лишает его внутренних стимулов к развитию и собственной логики. Такой «дух не имеет своей истории», а является лишь отражением материальной жизни. Авторы концепции говорят о том, что возникновение философии, науки и других форм духовной деятельности, многоплановые перипетии и «изгибы» их сложного исторического развития обусловлены не развитием и вызреванием духовных способностей человека, а факторами, имеющими по отношению к философии и ее предмету самое внешнее и случайное отношение.
Вторая позиция «исходит из того, что ведущую роль в развитии культуры, и в том числе в появлении философии, играют внутренние факторы, и прежде всего духовное вызревание человека. С позиций этой точки зрения дух человека – это нечто самостоятельное, имеющее свою историю, и эта история становится основой внешней истории – истории культуры. «Человек и все происходящее в нем сознательно или бессознательно есть последняя причина того, что он сознательно или бессознательно объективирует в культуре. Внутреннее есть основание для внешнего, но не наоборот»[1]. Культура придает духовным задаткам человека какое-то содержание, пробуждает дремлющие способности, однако она не в состоянии создать способности.
Трудным является и вопрос о предмете философии. Он вызывает большие трудности и обсуждается вот уже более двух тысяч лет самими философами. Большая часть исследователей полагает, что предметом изучения философии является общество.
Анализировать человеческие отношения, проблемы, развитие с философских позиций непросто, поскольку философия – это рациональные рассуждения, а логика – первичный атрибут философии. Особенности различных философских концепций обычно выявляют методом критического анализа различных философских утверждений и теорий. А логика формализует текстуальное рассуждение, определяет его формы, приемлемые для анализа.
Итак, философия – наука, востребованная современным обществом, это форма общественного сознания, она направлена на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.). Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, система взглядов.
Роль философии в жизни человечества определяется важностью задач, которые она решает. Философия, сочетая в себе науку, мировоззрение и методологию, выполняет познавательную, ценностную и методологическую функции. Будучи верна любви к мудрости, она занимается поиском истины, что составляет эвристическую функцию философии.
Формируя человека как мыслящую личность, она выполняет воспитательную функцию. Создавая возможности для разумных контактов между представителями различных групп, обществ и даже эпох, она осуществляет коммуникативную функцию. Постижение тенденций развития
человечества позволяет философии заглянуть в будущее, что находит выражение в прогностической функции. Способность философии через свои идеи влиять на действия людей по преобразованию природы, общества и их самих представляет ее практическую функцию.
1.2Философские основы гуманитарных наук
В последние десятилетия значительным стал интерес науки к самой себе, к своему собственному развитию при изучении проблем организации науки, методов научного исследования, специфики научного творчества. В итоге появились такие дисциплины, как науковедение, социология науки, психология научного творчества.
Философия науки за исходное берет понятие науки, выработанное философией. «Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности» [1]. Это существенная часть духовного производства знаний, а знания формируются на основе получаемых из жизненного опыта целенаправленно отобранных и систематизированных фактов, логически выверенных гипотез, обобщающих теорий, открытия фундаментальных и частных законов, разработки и применения специализированных методов исследования. Наука – одновременно система знаний, их духовное производство, практическая деятельность на их основе. С середины ХХ века в условиях научно-технической революции наука становится непосредственной производительной силой общества, влияющей на все сферы общественной жизни. В ходе исторического развития наука стала важнейшим социальным институтом. Наука включает в себя деятельность по производству знаний и результат этой деятельности – сумму полученных в определѐнное время знаний, которая постепенно образует систему научных знаний, научную картину мира. Наука – совокупность эмпирических и теоретических знаний о природе, обществе, человеке, многоплановая и многообразная совокупность знаний о мире, отражающая качественное многообразие действительности, общественной практики, сложной природы человека. По предмету отражения наука делится на естественные (науки о природе), общественные (науки об обществе), гуманитарные (науки о человеке), технические (науки о техносфере). Как и другие формы познания, наука возникает из практических потребностей, реализуемых в деятельности людей. В процессе преобразования природы человек постигает свойства и отношения предметов, необходимых для жизни, накапливает опытные знания стихийно, первоначально путем проб и ошибок, опираясь на здравый смысл. Это обыденное познание, неотделимое от повседневной практики и направленное на удовлетворение необходимых человеческих потребностей. Результат обыденного познания – обыденные эмпирические знания, которые применялись в повседневной практической деятельности и были ограничены фрагментарным повседневным опытом. За пределами обыденной практики эти знания не эффективны, но, тем не менее, они составляют первичный фундамент, предпосылку научного знания [2].
Философия – это попытка человека осознать смысл своего бытия, свое место в мире как «философствование», появляется вместе с рождением человека. А та философия, которую сейчас изучают в университетах, зародилась в Древней Греции и стала одной из составных частей феномена «греческого чуда». Конечно, восточные культуры, имеющие более древние корни по сравнению с греческой, также были точками возникновения философской науки. Но древнекитайские и древнеиндийские учения имели в
большинстве своем религиозную, мистическую ориентацию, а не земную.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Вебер, М. Избранные произведения. Перевод с немецкого [Текст]: Перевод с немецкого. Вступление, общая редакция и послесловие доктора философских наук Ю. Н. Давыдова; Предисловие доктора философских наук П. П. Гайденко./ – Москва «Прогресс» 1990. – 803 с.
2.Бахтин, М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук [Текст]: монография /М.М.Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.
3. Эйхенбаум, Б.М. Теория формального метода монография[Текст]: монография /Б.М.Эйхенбаум. – М.: Сов. писатель, 1987. – 511 с.
4. Дмитриев, А. Европейский (французский и немецкий) контекст русского формализма [Текст]: статья . //Отношения между Россией и Францией в европейском контексте (в XVIII-XX вв.). – М., 2002. – 133 с.
5. Жирмунский, В. М. Избранные труды: Из истории западно-европейских литератур [Текст]: монография / В.М.Жирмунский. – Л.: Наука, 1988. – 198 с.
6.Русский формализм [Текст]: Тезисы докладов международной конференции. Москва 25–29 августа 2013 г. //Тезисы научных статей, 2013. - 355 с.
7.Философия [Текст]: учебник для вузов; Под общ. Ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.
8.Светликова И.Ю. Истоки русского формализма. Традиция психологизма и формальная школа [Текст]: монография/И.Ю.Светликова. – М.-Хельсинки: Новое литературное обозрение, 2005. – 170 с.
9.Шкловский В. О теории прозы [Текст]: монография /В.О.Шкловский. – М.: Сов. писатель, 1983. – 342 с.
10. Ханзен-Левё, Oге A. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / Пер. с нем. С. А. Ромашко[Текст]: монография / Оге А.Ханзен-Лёве. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 672 с.
12.Томашевский, Б.В. Теория литературы [Текст]: монография /Б.В.Томашевский. – М.: Флинта, 2018. – 335 с.
13.Шарипова, Э.А. Предпосылки возникновения формализма: Культурно-исторический контекст [Текст]: монография /Э.А.Шарипова. – М.: 2000. – 167 с.
14.Парамонов, Б. Формализм: метод или мировоззрение? [Электронный ресурс]: Режим доступа 24.11.2021 // НЛО, 1996. -№ 1. – С. 15-20.
15.Вайцель, О. О проблемах логики и поэзии [Электронный ресурс]: Режим доступа 25.11.2021 . – Петербург: Philosophysturm.org ,1923.