Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью темы стилистических особенностей описаний природы на материале конкретных произведений английской и американской литературы. Между тем, исследование значения пейзажа в англоязычной литературе выступает важным средством развития эмотивной компетентности, являющейся неотъемлемым компонентом системы профессиональной подготовки филологов.
Объектом данного исследования является пейзаж как художественный феномен, его функциональные роли и стилистические средства выражения в художественном произведении. Предметом исследования являются стилистические особенности описаний природы в произведениях английских и американских авторов.
Материал исследования – произведения английской и американской литературы: Ш. Бронте, Эмили Бронте, Энн Бронте, Дж. Остин, У. Коллинза, Э. Хемингуэя и др.
Цель исследования – выявление стилистических особенностей описаний природы в произведениях английских и американских авторов.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть виды художественных описаний природы и особенности стилистических средств их выражения;
2) раскрыть сущность основных функций пейзажа в художественном произведении;
3) провести систематизацию видов и функций пейзажа на материале произведений английских и американских авторов;
4) проанализировать стилистические средства выражения описаний природы в произведениях английской и американской литературы.
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней систематизации и анализа стилистических особенностей описаний природы в произведениях английских и американских авторов.
Методологическую основу работы составляют научные труды: Н.Б. Боевой, Т.Ф. Гостевой, С.В. Зеленцовой, В.А. Кухаренко, Р.С. Луценко, Л.В. Мельниковой, Е.В. Халтрин-Халтуриной и других исследователей.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; сравнительный, системный, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы. Во второй главе проанализированы тексты конкретных произведений английских и американских писателей, выявлены и систематизированы функциональные и стилистические особенности описаний природы в данных произведениях.
1 Функциональная значимость описаний природы в структуре художественного текста
1.1 Виды художественных описаний природы и особенности стилистических средств их выражения
Картины природы занимают важное место в художественном произведении, как правило, они несут информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку. Литературный пейзаж – это явление глубокое и многогранное, в связи с чем в научной литературе с течением временем к нему не ослабевает интерес. Исследователи неоднократно предпринимали попытки классифицировать литературные пейзажи. В представленных ими классификациях литературные пейзажи классифицированы по различным критериям. Рассмотрим наиболее значимые основания для разграничения видов описаний природы в художественных произведениях.
С.В. Зеленцова предлагает в своем исследовании классификацию, построенную на основе географического, сезонного и темпорального критериев. По географическому признаку, т.е. по признаку географии изображаемых природных объектов. По данному критерию могут быть выделены степной, лесной, морской, горный, городской/урбанистический, деревенский пейзажи и др. Другим значимым критерием для разграничения пейзажей С.В. Зеленцова полагает сезонный критерий, в соответствии с которым пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учет времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах.
Н. Мурадалиева предлагает классифицировать пейзажи с учетом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения, на: инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи.
Весьма оригинальная классификация описаний природы Н.Б. Боевой построена на базе анализа объема и локального расположения пейзажа в тексте. Исследователь выделяет такие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объемной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные емкие пейзажные описания).
С.В. Зеленцова предлагает в своем исследовании также классификацию, построенную на основе признака жанровой принадлежности пейзажа. Данная классификация включает лирический, драматический, идиллический, исторический, утопический пейзажи. По мнению исследователя, описания природы необходимо также разграничивать в зависимости от принадлежности к произведениям, созданным в рамках того или иного художественного метода. По данному признаку С.В. Зеленцова предлагает выделять сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи.
Комментируя особенности разграничения описаний природы в зависимости от создания произведения в рамках сентиментализма, романтизма или реализма, в контексте тематики исследования данной курсовой работы следует подчеркнуть особенности романтического пейзажа, т.к. именно он характеризуется особым богатством и многообразием стилистических средств создания художественных образов, в том числе, и образов природы.
Период романтизма характеризуется своеобразным подходом к пониманию и раскрытию образа природы в художественных произведениях. Данные особенности во многом обусловлены значительным влиянием, оказанным на развитие романтизма немецкой философией. Внимание к природе было обусловлено в романтизме рождением нового мироощущения, философским воплощением которого стало учение Ф.В.Й. Шеллинга. Его пантеистическая по своему духу философия открывала внутреннее соответствие природы и человеческой души. Природа заговорила с романтиками на понятном, человеческом языке, ее познание стало для них формой самопознания. Особенно близкой тема природы оказалась английским романтикам, опиравшимся в данном случае на уже сложившуюся в английской культуре традицию интимного восприятия природы.
В труде Шеллинга «Философия искусства» проводится мысль, в соответствии с которой греческие боги выступают как символы различных элементов бытийного устройства. В связи с этим следует отметить приверженность поэтов-романтиков к античной тематике. Многие английские поэты-романтики, например, Китс, Шелли использовали античные мотивы в интерпретации природы. Под влиянием натурфилософии Шеллинга романтики стали рассматривать мировой дух в качестве основного принципа природы, что оказало воздействие и на романтическое изображение пейзажа. При таком понимании природы пейзаж пред¬ставлялся как бы раздвоенным, поскольку значение уде¬лялось не только пейзажу как таковому, но и духу, ко-торый им управляет.
Е.В. Халтрин-Халтурина подчеркивает, что для воссоздания образа природы ро¬мантики использовали различные стилистические приемы, чтобы придать образность художественной речи. Под влиянием немецкой философии на творчество поэтов-ро¬мантиков, стиль понимался как подчиненность текста определенной эстетической идее, которая сообщает единство всем компонентам произведения и окраши¬вает своим присутствием разные пласты художественной формы: от речевого до композиционного.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука,1979. – 204 с.
2. Боева Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах / Н.Б. Боева // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190-194.
3. Вордсворт У. Предисловие 1800 года / У. Вордсворт // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / сост. А.С. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 1980. – 302 с.
4. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX–XXI вв.: дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук / Т.Ф. Гостева. – Барнаул, 2007. – 237 с.
5. Зеленцова С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. Наук / С.В. Зеленцова. – Орел, 2013. – 192 с.
6. Казакова И.Б., Полякова О.Л. Романтический пейзаж в живописи и поэзии первой половины XIX века / И.Б. Казакова, О.Л. Полякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. –№ 4 (2). – С. 854-857.
7. Крупчанов Л.М. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л.М. Крупчанов. – М.: Оникс, 2005. – 413 с.
8. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
9. Луценко Р.С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук / Р.С. Луценко. – Саранск, 2007. – 21 с.
10. Мельникова Л.В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М.В. Ломоносова / Л.В. Мельникова // Пейзаж как развивающаяся форма авторской концепции. – М.: 1984. – С. 3-17.
11. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе / Н. Мурадалиева. – Баку: Язычы, 1991. – 204 с.
12. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 264-275.
13. Подгорная В.В. «Наивная анатомия» в английской языковой картине мира / В.В. Подгорная: Дисс. ... к. филол. н. – СПб: 2016. – 171 с.
14. Толова Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве // Пейзаж в литературе и живописи / Г.Н. Толова. – Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. – 52 с.
15. Уртминцева М. Г. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4 (2). – С. 975-977.
16. Халтрин-Халтурина, Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма: романтические суждения о воображении и художественная поэтика / Е.В. Халтрин-Халтурина. – М.: Наука, 2009. – 29 с.
17. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства /Ф.В.Й. Шеллинг. – М.: 1999. – 395 с.
18. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 1990. – 303 с.
Список источников
1. Austen J. Sense and Sensi¬bility / J. Austen. English (original). 2018. – 352 с.
2. Bronte C. Jane Eyre / C. Bronte. English (original). 2014. – 482 с.
3. Bronte A. The Tenant of Wildfell Hall / A. Bronte. English (original). 2019. – 321 с.
4. Collins W. The Moonstone / W. Collins. English (original). 2012. – 436 с.
5. Defoe D. Life and Adventures of Robinson Crusoe / D. Defoe. English (original). 2016. – 403 с.