Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью темы разграничения «своего» и «чужого» мира в современной юношеской литературе, несмотря на значимость проблемы. Ощущения одиночества и враждебности со стороны внешнего мира сложно пережить в любом возрасте, но в периоды отрочества и юности эти переживания особенно болезненны.
Объектом данного исследования являются «свой» и «чужой» мир в современной юношеской литературе. Предметом исследования является образ «стены», разграничивающей внутренний и внешний миры героев юношеской литературы.
Цель исследования – анализ психологической и смысловой нагрузки образа «стены», разграничивающей «свой» и «чужой» миры в современной юношеской литературе.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть психологические аспекты восприятия образа мира в подростковом и юношеском возрасте;
2) раскрыть художественные способы и стилистические средства изображения столкновения внутреннего и внешнего мира в юношеской литературе;
3) охарактеризовать вариации «стены», отграничивающей внутреннюю жизнь подростка от внешнего мира в современной литературе на основе анализа конкретных произведений подростковой и юношеской литературы;
4) проанализировать приемы и способы выражения разграничения «своего» и «чужого» миров в художественных произведениях для юношества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в школах, а также при чтении спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях.
Материалом исследования являются произведения современной юношеской литературы: А. Лиханова, Г. Полонского, Г. Щербаковой и других авторов.
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию психологических переживаний, а также особенностей восприятия себя и окружающего мира в период юношества: Г.И. Абдиевой, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова, Э. Эриксона и др.
В работе использовались следующие методы исследования: сравнительный, системный, теоретический, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. Первая глава посвящена рассмотрению особенностей реализации психологического подхода к раскрытию внутреннего мира героя в юношеской литературе. Во второй главе проанализирован образ «стены», разграничивающей внутренний и внешний миры в современной юношеской литературе: ее роль, функции, вариации, психологические и смысловые нагрузки.
1 Особенности реализации психологического подхода к раскрытию внутреннего мира героя в юношеской литературе
1.1 Психологические аспекты восприятия образа мира в подростковом и юношеском возрасте
Исследованию психологических особенностей периода жизни, получившего название периода ранней юности, посвящены многие труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Период ранней юности характеризуется полной перестройкой, как физиологических, так и психологических процессов. Происходящее при этом усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга может повлечь нарушение нормальной деятельности нервной системы. Г.И. Абдиева подчеркивает, что для юношеского возраста характерен особый интерес к своему внутреннему миру. Крайне важным становится самоуважение, принятие самого себя. При этом у личности развивается активный «локус контроля» [1, с. 26].
С.Д. Смирнов отмечает, что в процессе восприятия мира в подростковом и юношеском периоде формируется собственный образ, что является основой мотивации конкретных действий к организации жизнедеятельности самоопределения. В процессе видения мира реализуется возможность осмысления себя, выстраивания отношений с социальным пространством [18, с. 81].
Проблема образа мира связана с изучением особенностей восприятия человека для лучшего понимания себя и своих возможностей посредством объективной оценки себя в качестве субъекта развивающихся отношений в мире, что особо значимо для подросткового и юношеского возраста. Ведь, в этом возрасте наблюдаются качественно новые преобразования в жизни человека, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма.
И.В. Таньчева акцентирует внимание на том, что в юношеском возрасте упорядочивается система ценностей, а формирование отношения к себе, другим людям, обществу в целом зависит от того образа, который человек создает внутри себя (его идеалы, представления, понятия, идеи, фантазии и т.п.) [19, с. 146].
А.Н. Леонтьев отмечал, что подросток часто идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания, которые кажутся ему уникальными, неповторимыми, свойственными только ему одному. Поэтому он тщательно стремится охранять свой внутренний мир от посягательств других, первостепенно от взрослых. Сталкиваясь с реальностью, он разрешает различные противоречия, посредством принятия на себя как социальной, так и индивидуальной функции, опираясь на свое внутреннее видение и мировоззрение [12, с. 401]
У каждого субъекта видение того или иного образа мира зависит от культурно-исторической обусловленности его формирования (культура, язык, национальность, социум) и различия индивидуальных образов жизни (субъектно-ценностных, возрастных, бытовых и пр.).
Э. Эриксон подчеркивает, что перед подростком в переходный период его жизни стоит проблема выбора, которая зависит от идентичности. Исследователь определяет идентичность как чувство внутренней преемственности, субъективное переживание «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю» [21, с. 39].
Таким образом, идентичность подростка включает в себя открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», которое непосредственно связано с восприятием образа мира. Познавая себя, он начинает лучше понимать других.
Проблему интересов, стремлений, влечений в подростковом и юношеском возрасте подробно рассматривал Л.С. Выготский. Он утверждал, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, т.к. в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес. Исследователь описал несколько основных групп интересов (доминант) подростка: «эгоцентрическая доминанта» (характеризуется интересом к собственной личности); «доминанта дали» 9предполагает установку на обширные, большие масштабы; «доминанта усилия» (выявляет тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям); «доминанта романтики» (характеризуется стремлением к неизвестному и рискованному, к приключениям и героизму) [6, с. 216].
Л.С. Выготский отмечал, что фантазия подростка через интимную сферу переживаний зачастую скрывается от людей, становится исключительно субъективной формой мышления «для себя» [6, с. 217]. Он охотнее признается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии. Однако «именно в фантазиях подросток впервые нащупывает свой жизненный план» и «творчески приближается к его построению и осуществлению» [6, с. 218].
Становление личности напрямую связано с осознанием себя как личности, т.е. знание человека о самом себе, а также осознание себя в системе общественных отношений. Образ мира не является перцептивной картиной, а содержит в себе относительно стабильное смысловое образование, что дает человеку представление о мире и месте в нем.
С точки зрения Ф.Е. Василюка, именно эмоционально-ценностный компонент образа мира приобретает особую значимость как фактор, детерминирующий поведение субъекта в зависимости от способов восприятия им мира, с которым он строит свое взаимодействие [5, с. 117].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдиева Г.И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г.И. Абдиева // GLOBUS. – 2021. – Т.7. №2(59). – С.26-29.
2. Беневоленская Н.П. Принцип двоемирия в художественных и публицистических текстах Т. Толстой / Н.П. Беневоленская // Контрасты и парадоксы современной русской прозы: Сб. ст. / Н.П. Беневоленская. – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. – С. 21–32. – (Сер. «Лит. направления и течения»; Вып. 16). – С. 24-26.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. – Т. 1. – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 422 с.
4. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького / C. Г. Бочаров // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера). – Москва: Издательство художественной литературы, 1960. – С. 89-211.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – Москва, 1984. – 205 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – Москва: Педагогика, 1984. Т.4. – 432 с.
7. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1977. – 443 с.
8. Детский мир (сборник) / составитель Д. Быков / Д. Быков. – М.: АСТ, 2015. – 431с.
9. Есин А. Б. Психологизм / А. Б. Есин // Русская словесность. –1996. – № 1. – С. 73-80.
10. Киселев, В. Девочка и птицелет / В. Киселев. – М.: Детская литература, 1985. – 289 с.
11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: учеб. пособие / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 225 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.1 / А.Н. Леонтьев. – Москва: Педагогика, 1983. – 509 с.
13. Лиханов А.А. Повести и рассказы / А.А. Лиханов. – Москва: Олма-Пресс, 2008. – 729 с.
14. Полонский Г.И. Доживем до понедельника: повести / Г.И. Полонский. – Москва: Эксмо, 2011. – 448 с.
15. Рубцова Е.А. Молодежный сленг как противоречивое явление в современной лингвистике / Е.А. Рубцова // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2009. – № 1. – С.19-25.
16. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 481 с.
17. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого / Александр Павлович Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. – М.: Художественная литература, 1972. – С. 165-181.
18. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. – Сер.14. Психология. – 1981. – № 2. – С.81-92.
19. Таньчева И.В. Самоопределение подростка в процессе творчества / И.В. Таньчева // Историческая и социально-образовательная мысль. –2014. –№3 (25). – С. 145-147.
20. Щербакова Г. Вам и не снилось: повести и рассказы / Г. Щербакова. – Москва: Эксмо, 2010. – 416 с.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва: Прогресс. 1996. – 197 с.