Фрагмент для ознакомления
2
Проблемой исследования выступает противоречие процесса модернизации современного общества, который вводит мир детства в противоречивую парадигму преобразовательной деятельности, повлекшей за собой множество локальных и глобальных проблем, ухудшающих положение детей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальная защита детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная защита детства является предметом особого внимания со стороны государства, поскольку через заботу о здоровье и благосостоянии родителей и детей гарантируется прирост здорового населения страны. Состояние здоровья родителей и ребенка остается одним из важнейших направлений в деятельности Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1948 г.
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институты семьи, материнства, отцовства и детства приобретают повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания законодателем адекватной систем социальной защиты. В концепции демографической политики Российской Федерации в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей; повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
Система защиты детства призвана не только гарантировать надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию реальных предпосылок для становления семей с детьми субъектами экономической деятельности, в условиях формирующегося рынка труда.
В Российской Федерации существует ряд нерешенных социальных проблем, к числу которых относятся: низкая по сравнению с развитыми странами заработная плата, рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, увеличение безработицы, недостаточная защищенность детей, женщин, недоступность для молодых людей качественного профессионального образования, медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для приобретения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других. Такое состояние социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики вообще и демографической в частности.
Объект исследования – социальная защита детства.
Предмет исследования – государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение социальной защиты детства.
В соответствии с достижением цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть успехи функционирования системы социальной защиты детства в РФ;
- рассмотреть проблемы функционирования системы социальной защиты детства в РФ;
- выявить недостатки основных направлений социальной защиты детства в РФ;
- изучить перспективные направления в области социальной защиты детства в РФ.
Теоретико-методологическая основа исследования. Широкий спектр вопросов, имеющих особое значение для научного обоснования теории и практики социальной защиты несовершеннолетних, раскрыт в работах зарубежных и отечественных психологов: 3. Фрейда[26], Э. Эриксона[40], Д.Б. Эльконина[39], П.П. Блонского[11], Л.С. Выготского[13], А.Н. Леонтьева[20], Дж. Пиаже[29], A.B. Петровского[28], В.И. Слободчикова[34], Д.И. Фельдштейна [38] и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация, системный метод; классификации, типологии, группировки полученной информации.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, труды зарубежных и отечественных специалистов, материалы государственной статистики, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти, осуществляющих государственную поддержку семьи, материнства и детства, а также материалы, собранные в ходе авторского исследования данной проблемы.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе вторичного анализа эмпирических исследований литературы по проблеме социальной защиты детства выявлены и осмыслены в контексте гуманистических и социокультурных идей проблемы детства в современной социокультурной ситуации (отсутствие адекватной государственной политики по вопросам детства, снижение нравственных критериев и ответственности по отношению к ребенку и детству, несформированность системы целей и ценностей современного российского общества).
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть задействованы в учебном процессе при подготовке социальных работников, социологов, педагогов и т.д. Практические наработки, содержащиеся в работе, могут быть использованы для оптимизации деятельности органов социальной сферы работающих с детьми.
1 Успехи функционирования системы социальной защиты детства в РФ
Детство - это, с одной стороны, социально-биологический, а, с другой, - культурный феномен; кроме того, это период формирования, развития и становления человека как личности (процесс социализации), где ребенок выступает активным субъектом. То есть детство можно рассматривать как социальную структуру, а детей - как соучастников (хотя и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, свою субкультуру. В связи с этим ребенок нуждается в особой защите и помощи со стороны всех социальных институтов. Детство - это социальное явление, степень благополучия которого зависит как от социальной политики государства, так и от основных агентов социализации ребенка [1].
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989) записано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту» [1].
Социальная защита детства понимается как система законодательно закрепленных экономических, социальных и организационных гарантий полноценного развития каждого ребенка, которая обеспечивается комплексом мер, помогающих ему не только выжить, но и стать активным, уверенным в себе, жить в гармонии с самим собой и обществом.
Специфика социальной системы защиты семьи и детства(рис. 1) заключается в том, что она формируется на основе определенной социальной общности. Существует сложная иерархия социальных систем, которые качественно отличаются друг от друга. Социальная система защиты семьи и детства взаимодействует как с системами более общего (общественного, экономического, политического, идеологического), так и менее общего порядка, например, с семьей. Структура социальной системы защиты семьи и детства как функционального единства совокупности элементов зависит от взаимодействия с системами любого порядка, а также от взаимодействия элементов, входящих в систему [4]. Система социальной защиты детства является многоуровневой, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность этого процесса [2].
Рисунок 1. – система социальной защиты детства
Социальная поддержка – это комплекс мер по оказанию помощи различным категориям граждан в зависимости от их жизненной ситуации. Как правило, социальная поддержка оказывается незащищенным слоям населения либо гражданам в трудной жизненной ситуации. Также социальная поддержка
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)/ – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
5. Международный пакт «О гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
6. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
10. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. от 05.10.2002) «Об Основных направлениях государственной семейной политики» – Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система.
11. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / П. П. Блонский, под редакцией А.В. Петровского; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1979. – 304 с. - ISBN 978-5-4113-0104-2 – Текст : непосредственный.
12. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности / В. И. Брутман // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. – С. 34-38.
13. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 507, с. : ил.; 21 см. - ISBN 5-699-13731-9 : 3100. - Текст : непосредственный.
14. Гордин В. Э. Управление социальной сферой: учебник / под. ред. В.Э. Гордина. – Санкт-Петербург.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 289 с. - ISBN 5-7310-0285-1. - Текст : непосредственный.
15. Кагарманова А. А. Анализ подходов к проблеме социальной защиты семьи и детства / А. А. Кагарманова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 221–225
16. Кагарманова, А.И. Использование рейтинговой оценки в анализе / А. И. Кагарманова // Актуальные вопросы современной науки . - 2015. - №2(6). - С. 129-132.
17. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации / Е. Ю. Карпова // Наука и современность. -2018. - № 35. – 85 с.
18. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н. А. Киселева // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № 1. – С. 31-35.
19. Кононова Л.И. Социальные вызовы России и реформа системы социального обслуживания населения / Л. И. Кононова // Отечественный журнал социальной работы. -2015. - № 1. – С. 19-23.
20. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : / А.Н. Леонтьев; под редакцией Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. – 422 с. - ISBN 978-5-89357-278-0. - Текст : непосредственный.
21. Мальцев, В.А. Основы управления муниципальным хозяйством / В. А. Мальцев. – Санкт - Петербург: Издательство ПИТЕР, 2018. – 498 с. - ISBN 5-7749-0105-X. - Текст : непосредственный.
22. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности / Е. В. Матвеева. - Калиниград, 2014. - 210 с. - ISBN 945-5-534-06446-9. - Текст : непосредственный.
23. Москвичева Т.М. Льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые работникам с семейными обязанностями и опекунами (попечителям) несовершеннолетних в рабочее время / Т.М. Москвичева // Трудовое право. - 2014. - №9 - С. 39-46.
24. Минюрова С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С. А. Минюрова, Е. А. Тетерлева // Психологический журнал. - 2018. - № 5. – С. 12-23.
25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907 с. - ISBN 5-85632-007-7 (В пер.). - Текст : непосредственный.
26. Парамонова А. А. Научный вклад Зигмунда Фрейда в развитие детского психоанализа / А. А. Парамонова // Психология и психотехника. – 2012. - № 9. – С. 16 – 26.
27. Папело, В. Н. Эффективные технологии управления социальноэкономическим развитием муниципального образования: учебное пособие / В. Н. Папело, Б. А. Ковтун. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 207 с. - ISBN 978-5-531-09616-3. - Текст : непосредственный.
28. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии : Учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Москва : ИНФРА-М, 1998. - 525 с. - ISBN 5-86225-812-4. - Текст : непосредственный.
29. Пиаже, Жан. Психология ребенка / Жан Пиаже, Барбел Инхельдер; науч. ред. пер. С.Л. Соловьева. - 18. изд. - Москва [и др.] : Питер, 2003. - 159 с.; 16 см. - ISBN 5-314-00172-1. - Текст : непосредственный.
30. Поленина С.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации / С. В. Поленина, Е. В. Скурко. - Москва, 2019. – 265 с. - ISBN 124-5-454-09616-3 - Текст : непосредственный.
31. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр Академия, 2014. - 192 с. - ISBN 435-5-235-09645-1. - Текст : непосредственный.
32. Семенов, В. А. Социально-экономическое развитие современной России: учебное пособие / В. А. Семенов – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 188 с. - ISBN 978-5-93916-456-6. - Текст : непосредственный.
33. Скурко Е.В. Обзор материалов круглого стола «Правовые проблемы гендерного равенства в России: философия, социология, юридическая техника» / Е. В. Скурко, Е. А. Магомедова Е.А., Н. К. Никитина // Государство и право. - 2017. № 9. – 32 с.
34. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека : Введ. в психологию субъективности : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Школа-пресс, 1995. - 383 с. - ISBN 5-88527-081-3. - Текст : непосредственный.
35. Соловьева Т.В. К вопросу о трактовке понятия «Социальная защита детства» / Т. В. Соловьева. – Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2015. – 150 с. - ISBN 978-5-7103-3116-3- Текст : непосредственный.
36. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2016. - 548 с. - ISBN 978-5-7729-0330-8. - Текст : непосредственный.
37. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е. В. Тишина. - Москва: Проспект, 2018. - 344 с. - ISBN 5-93158-026-3. - Текст : непосредственный.
38. Фельдштейн, Д. И. Мир Детства в современном мире: (проблемы и задачи исследования) / Д. И. Фельдштейн; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ун-та ; Воронеж : МОДЭК, 2013. - 335 с. - ISBN 978-5-9770-0694-1. - Текст : непосредственный.
39. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 383 с. - ISBN 978-5-7695-8389-6 (в пер.). - Текст : непосредственный.
40. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Эрик Г. Эриксон. – Санкт-Петербург : Психол. центр «Ленато», 1996. – 589 с. : ил.; 21 см. - ISBN 5-7841-0070-X. - Текст : непосредственный.