Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования и степень ее разработки. В настоящее время вопросы об антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов (далее – АЭ НПА и проектов НПА) являются весьма актуальными. Речь идет об исследовании НПА или их проектов на предмет наличия определенных условий, причин, позволяющих лицам использовать свое должностное положение в преступных целях.
Основные меры противодействия коррупции в России закреплены в статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273), всего их 7. В том числе относительно самостоятельным инструментом является АЭ НПА (пункт 2 статьи 6 Закона № 273).
В последующем правовому регулированию применения этой меры противодействия коррупции был посвящен специальный Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172). Так, в соответствии со статьей 5 Закона № 172 был законодательно закреплен институт независимой АЭ, предусматривающий проведение АЭ НПА и проектов НПА институтами гражданского общества и гражданами России, в также аккредитованными федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Объект исследования: деятельность независимых экспертов по проведению АЭ.
Предмет исследования: деятельность независимых экспертов по проведению АЭ в Калининградской области.
Цель исследования: анализ проблем деятельности независимых экспертов по проведению АЭ (на примере Калининградской области).
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические аспекты деятельности независимых экспертов по проведению АЭ;
– изучить организационно-правовые аспекты деятельности независимых экспертов по проведению АЭ;
– рассмотреть социально-экономические аспекты деятельности независимых экспертов по проведению АЭ;
– охарактеризовать организационно-правовые аспекты деятельности независимых экспертов по проведению АЭ в Калининградской области;
– дать социально-экономическую характеристику деятельности независимых экспертов по проведению АЭ в Калининградской области;
– выявить проблемы деятельности независимых экспертов по проведению АЭ в Калининградской области.
Методика исследования: в процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических направлений исследования, систематизация, обобщение и описание.
Анализ источников и литературы: теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов монографий и научных статей из периодической печати. Информационной базой исследования послужили нормативные документы по исследуемой проблеме, статистические данные и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Характеристика деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы
1.1. Теоретические аспекты деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы
В соответствии со статьями 3 и 5 Закона № 172 , АЭ проводится следующими субъектами:
– прокуратурой России;
– федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
– органами, организациями, их должностными лицами;
– институтами гражданского общества и гражданами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).
Прокуратура России – это федеральный орган исполнительной власти в области юстиции. А органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу в целях реализации возложенных на них полномочий, предоставленных соответствующими НПА. Институты гражданского общества и граждане – это лица, изъявившие желание проводить АЭ. Но они должны получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов АЭ.
Таким образом, чтобы получить статус независимого эксперта, который уполномочен на проведение АЭ необходимо получить аккредитацию.
Требования к претендентам, желающим аккредитоваться в качестве независимых экспертов, установлены Административным регламентом Минюста России, который утвержден приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 (далее – Административный регламент).
Так, согласно Административному регламенту, независимым экспертом может стать любой гражданин России. Они должен иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Ограничения установлены только для граждан, имеющих судимость, уволенных в связи с утратой доверия и граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона № 172, т. е. лиц, обязанных проводить АЭ исходя из своих должностных обязанностей.
Следует обратить внимание, что Административный регламент в действующей редакции, включающий ограничения в получении статуса эксперта, уполномоченного на проведение независимой АЭ НПА проектов НПА для лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость, был принят в 2019 г., что свидетельствует, на наш взгляд, о продолжении работы государственных органов в направлении совершенствования института независимой АЭ.
Таким образом, независимым экспертом на проведение АЭ, может стать любой гражданин России, соответствующий установленным требованиям, которые, очевидно, невысоки.
Независимыми экспертами могут юридические лица с наличием в штате не менее 3 работников, отвечающих условиям аккредитации в качестве независимого эксперта – физического лица.
Формы соответствующих заявлений для физических и юридических лиц приведены в приложениях №1 и 2 к Административному регламенту.
Если Минюст России по результатам рассмотрения представленных документов решения об аккредитации принимает положительное решение, то издается распоряжение Минюста России об аккредитации юридического или физического лица в качестве независимого эксперта. Далее независимому эксперту направляется уведомление об аккредитации. Срок действия аккредитации – 5 лет.
1.2. Организационно-правовые аспекты деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы
Борьба с коррупцией является не только российской национальной задачей, но и общемировой, транснациональной практикой. Так на международном уровне центральным и основополагающим договором является «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (далее – Конвенция). Согласно части 3 статьи 5 Конвенции каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих НПА и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. Именно это положение стало отправной точкой для создания практически уникального для стран Восточной Европы инструмента – антикоррупционной экспертизы.
И хотя в зарубежных странах оценка нормативных актов и административных мер на предмет содержания в них коррупционных проявлений проводится в рамках общей правовой экспертизы, такой детальной регламентации как, например, в России она не получила. В отечественном законодательстве основы антикоррупционной экспертизы закреплены в Законе № 172 и объектами независимой АЭ являются НПА.
Для производства независимой АЭ не требуется какого-либо письменного документа компетентного на то должностного лица о её проведении. Необходимо лишь, чтобы НПА или проект НПА был надлежащим образом обнародован. Т.е. он должен быть опубликован в СМИ или размещен на официальном сайте государственного органа, организации или учреждения (федеральный портал проектов НПА, regulation.gov.ru).
Далее независимый эксперт по собственной инициативе может провести его исследование, подготовить и оформить надлежащим образом соответствующее заключение.
Правила и методика проведения АЭ независимыми экспертами утверждены постановлением Правительства России от 26.02.2010 № 96 .
Правовое регулирование АЭ, в т. ч. институт независимой АЭ имеет в России более чем десятилетнюю историю – срок достаточный, на наш взгляд, для подведения промежуточных итогов, определения требующих своего разрешения проблем и выявления ориентиров развития:
– в конце 2008 г. статья 6 Закона № 273 АЭ была отнесена к числу мер профилактики коррупции;
– во исполнение названной нормы Правительством России были утверждены Правила проведения АЭ и соответствующая Методика . Второй раздел Правил регламентировал общие требования к «независимой экспертизе на коррупциогенность», в т. ч. было установлено (пункт 6 Правил), что Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Минюстом России ;
– летом 2009 г. был принят специальный Закон № 172 ;
– во исполнение названного Закона № 172 Правительство России скорректировало Правила и Методику АЭ;
– в последующем некоторые элементы правового регулирования АЭ совершенствовались и в Законе № 172 и в Правилах и в Методике , но они не затрагивали сущность АЭ.
Главный итог первого десятилетия истории института независимой АЭ – он состоялся и находятся в повестке российской антикоррупционной политики.
По состоянию на 03.11.2021 в Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение АЭ внесены сведения о 2815 независимых экспертах физических лицах , 446 независимых экспертах юридических лицах . Есть примеры аккредитации независимых экспертов на второй и даже на третий срок.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собр. законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 10. – Ст. 1084.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6730.
6. Федеральный закон от 21.10.2013 № 279-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 43. – Ст. 5449.
7. Федеральный закон от 04.06.2018 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. – 2018. – № 24. – Ст. 3412.
8. Федеральный закон от 11.10.2018 № 362-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства РФ. – 2018. – № 42 (часть II). – Ст. 6376.
9. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 10. – Ст. 1084.
10. Постановление Правительства РФ от 18.12.2012 № 1334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 52. – Ст. 7507.
11. Постановления Правительства РФ от 27.03.2013 № 274 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Соб. законодательства РФ. 01.04.2013. № 13. Ст. 1575.
12. Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1075 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 48. – Ст. 6278.
13. Постановление Правительства РФ от 18.07.2015 № 732 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 30. – Ст. 4604.
14. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 6. – Ст. 965.
15. Постановление Правительства РФ от 10.07.2017 № 813 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 2017. – № 29. – Ст. 4374.
16. Приказ Минюста РФ от 31.03.2009 № 92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» (утратил силу) // Российская газета. – 2009. – 24 апреля.
17. Приказ Минюста России от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321980/ (дата обращения: 01.12.2021).
18. Закон Калининградской области 26.05.2017 № 73 «О противодействии коррупции в Калининградской области» // Калининградская правда. – 2017. – № 94.
Электронные ресурсы
19. Официальный интернет-портал правовой информации Калининградской области [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo (дата обращения: 01.12.2021).
20. Физические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (по состоянию на 03.11.2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh/ (дата обращения: 01.12.2021).
21. Юридические лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (по состоянию на 03.11.2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh/ (дата обращения: 01.12.2021).
Статьи
22. Баранов В.М. Антикоррупционная правовая экспертология (доктрина, практика, техника) / В.М. Баранов, П.А. Кабанов // Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционной экспертизы в субъектах Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов. – М. : Проспект, 2020. – С. 3-19.
23. Верхоглядова С.С. Практика развития института независимой экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации / С.С. Верхоглядова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 1 (2). – С. 89-93.
24. Ворожцова А. А. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами и виды их ответственности за качество проводимых исследований / А.А. Ворожцова // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 128-132.
25. Воронина Ю.И. Проблемы эффективности правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях / Ю.И. Воронина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 465-467.
26. Долотов Р.О. Перспективы повышения эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы / Р.О. Долотов, Д.В. Крылова // Журнал российского права. – 2019. – № 10. – С. 163-173.
27. Карнаухов А.В. Эффективность независимой антикоррупционной экспертизы как института гражданского общества / А.В. Карнаухов, А.В. Чумаков // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 31-34.
28. Колоткина О.А. Экспертный потенциал представителей гражданского общества при проведении независимых экспертиз в процессе законотворчества в современной России / О.А. Колоткина // Вестник Владимирского юридического института. – 2019. – № 4 (53). – С. 147-150.
29. Кабанов П. А. Мониторинг правового регулирования стимулирования независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы: опыт и перспективы развития / П.А. Кабанов // Мониторинг правоприменения. – 2020. – № 3(36). – С. 25-37.
30. Попова Л.А. Проблемы организации и проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов / Л. А. Попова // Северный регион: наука, образование, культура. – 2021. – № 1(47). – С. 23-25.
31. Слайковский Е.А. Место и роль института независимой экспертизы нормативных правовых актов в генезисе правотворческой деятельности Донецкой народной Республики / Е.А. Слайковский // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 4. – № 12-2. – С. 127-133.
32. Туранин В.Ю. Особенности учета результатов независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов на региональном уровне / В.Ю. Туранин // Проблемы научной мысли. – 2019. – Т. 4. – № 1. – С. 90-94.
33. Туранин В.Ю. Проблема стимулирования независимых антикоррупционных экспертов нормативных правовых актов и их проектов / В.Ю. Туранин // Юридический факультет Кубанского государственного университета: 60 лет служения науке и практике: материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2018. – С. 222-228.
34. Туранин В.Ю. Формирование системы повышения квалификации независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов / В.Ю. Туранин // Право и образование. – 2018. – № 4. – С. 99-104.