Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Среди «мировых» языков в качестве средства международного общения роль русского языка исключительно велика. Русский язык по праву считается мировым, что обусловлено всем ходом общественно-политического, экономического, научно-технического и культурного развития человечества XX‒XXI вв.
В настоящее время русским языком за пределами России владеют около 20 млн человек, русский язык изучают в более 90 странах.
Актуальность выбранной темы исследования продиктована возросшим за последние годы интересом к русскому языку. Роль русского языка как международного велика и для обмена научной информацией.
Методика преподавания русского языка как иностранного кардинально отличается от методики преподавания русского языка его носителям. Поэтому очень важно знать, какие методы наиболее эффективны при обучении русскому языку как неродному. При этом устная речь в целом и говорение как неотъемлемая часть выходят на первый план.
Из этого следует, что объектом данной работы является процесс говорения на уроках русского языка как иностранного.
Предмет – обучение говорению на уроках русского языка.
Цель работы – создать систему упражнений для эффективного обучения говорению на уроках русского языка как иностранного на основе методики Солововой Е.Н.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования;
- выявить трудности при обучении говорению на уроках русского языка как иностранного;
- выяснить особенности проведения урока русского языка как иностранного;
- проанализировать методику обучения монологу и диалогу на уроке русского языка как иностранного.
При написании данной работы применялись следующие методы научного исследования: анализ научной литературы, описательный, классификация, обобщение, сравнительный, моделирование.
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении вопросов обучения говорению на уроках русского языка как иностранного. Данный материал, собранный на основе методической литературы из разных источников, может послужить значимой информацией для студентов, занимающихся исследованием подобной темы.
Практическая значимость работы состоит в том, что предлагается система упражнений для обучения говорению на уроках русского языка как иностранного. Значимость данных упражнений заключается в том, что они могут быть использованы преподавателями-русистами других стран, а также же в других учебных целях.
Характер собранного материала определил структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
1.1. Общая характеристика говорения как вида речевой деятельности
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека — это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [Красных В.В., 2001, с. 135].
Общение бывает устное и письменное, оно реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письме. При сравнении аудирования и говорения следует отметить, что они характеризуются сложной мыслительной деятельностью с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. Главным различием двух этих процессов являются их конечные звенья – порождение выражения для говорения и восприятие речи для аудирования [Леонтьев А.А., 2003, с.89].
В методическом отношении значимым будет то, что аудирование и говорение, находясь в тесной связи, содействуют развитию друг другу в процессе обучения. А. Н. Соколов указывает, что внутренняя речь и связанная с ней артикуляция является главным механизмом речевого мышления и имеет место как при аудировании иноязычной речи, так и при говорении [Соколов А.Н., 2007, с.76].
И.А. Зимняя дает следующие определение говорению: «Говорение — это сложный и многогранный процесс. Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности в то же время показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс» [Зимняя И.А., 2010, c.64]. Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме [Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 2009, c. 49].
С понятием «говорение» тесно связан термин «речевая деятельность». Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания. Она является результатом перевода во внутрь материальных действий, представлена в форме отдельных речевых действий, каждое речевое действие мотивировано, целенаправлено, структурировано.
Наиболее полное определение речевой деятельности было предложено И.А. Зимней: «...речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» [Зимняя И.А., 2010, c. 267].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – 185 с.
3. Балыхина Т.М. Что такое русский тест? Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ - TORFL). – М., 2006 – 56 c.
4. Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателя русского языка как неродного / Б. М. Есаджанян. – М.: Рус. яз., 1984. – 97 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010 – 447 с.
6. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. / И.Л.Колесникова, О.А. Долгина – UK: Cambridge University Press, СПБ: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001 – 223 c.
7. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций – М ИТДГК «Гнозис», 2001. – 270 с.
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психологии" / А. Р. Лурия. – 8-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013. – 380 c.
10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. / Е. И. Пассов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 222 с.
11. Практикум по методике преподавания русского языка как иностранного: методические рекомендации и задания / сост. Н. В. Боронникова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2019. – 55 с.
12. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – Изд 2 URSS. 2007. – 256 с.
13. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.И.Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
14. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ, 2015. – 132 с.
15. Штехман Е.А., Мельник Ю.А. Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 4 (10). – С. 148-154.