Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что неотъемлемой частью управления предприятием является управление персоналом, кото-рое должно быть направлено как на удовлетворение потребностей пред-приятия, так и на удовлетворение интересов его работников и общества в целом.
Эффективное управление предприятием практически невозможно без эффективного использования трудового потенциала человеческих ре-сурсов. В деятельности любого предприятия особая роль принадлежит работникам, осуществляющим производственный процесс, персоналу. Главной особенностью персонала является то, что помимо выполнения производственных функций работники предприятия являются активной составляющей производственного процесса, они могут активно способ-ствовать росту производства, они могут быть безразличны к деятельности предприятия, на котором работают. Примерно 20-30% роста производи-тельности труда, обеспечиваемого более производительной работой пер-сонала в условиях жесткой конкурентной борьбы, может иметь решающее значение для выживания предприятия, завоевания и укрепления рынков сбыта, а также успешного ведения бизнеса. Труд может быть эффективным в сочетании с организацией производства и управления. Перед обществом стоит задача создания условий, обеспечивающих оптимальное использо-вание человеческих ресурсов в объеме сбалансированных потребностей и интересов общества и каждого работника.
Достижение этого баланса может быть достигнуто путем внедрения маркетинга в управление человеческими ресурсами. Использование марке-тинга поможет найти согласие между рыночными условиями, возможно-стями предприятия и интересами каждого его работника. Это позволит от-слеживать изменения в профессионально-квалификационной структуре персонала, выявлять тенденции развития рабочей силы на рынке труда и своевременно определять качественные и количественные требования к ней. управление персонал маркетинг
Особое значение маркетинг персонала приобретает в авиационной отрасли, поскольку стоимость использования труда авиационного персо-нала очень высока. К авиационному персоналу по воздушному законода-тельству Российской Федерации относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспе-чению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных су-дов, авиационных работ, организации использования воздушного про-странства, организации и обслуживанию воздушного движения. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством РФ (ст. 52 Воздушного Кодекса Российской Федерации). Требования, предъ-являемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавлива-ются федеральными авиационными правилами
Маркетинг персонала имеет особое значение в авиационной про-мышленности, так как затраты на использование труда авиационного пер-сонала очень высоки. К авиационному персоналу в соответствии с воз-душным законодательством Российской Федерации относятся лица, име-ющие специальную подготовку и сертификат (удостоверение), осуществ-ляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организа-ции, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использова-ния воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 52 Воздушного кодекса Рос-сийской Федерации). Требования к авиационному персоналу гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает марке-тинг персонала в системе стратегического управления персоналом органи-зации воздушного транспорта на примере компании ПАО "Аэрофлот"
Предметом исследования в данной работе был взят маркетинг пер-сонала компании ПАО "Аэрофлот".
Цель данной курсовой работы, изучение теоретической части в во-просе маркетинга персонала в системе стратегического управления персо-налом в компании ПАО "Аэрофлот".
Задача исследования проанализировать работу ПАО "Аэрофлот" в области маркетинга персонала, выявить замечания и недостатки, а также положительные аспекты. После анализа, сделать заключение и предоста-вить рекомендации по совершенствованию стратегии в области маркетинга персонала.
1. Теоретические аспекты стратегии управления персоналом и марке-тинг авиационного персонала
1.1 Маркетинг авиационного персонала
Кадровый маркетинг рассматривает рабочее место как продукт, ко-торый продается на рынке труда. С этой точки зрения концептуальные элементы кадрового маркетинга можно представить следующим образом:
– он выступает как направление стратегического и оперативного планирования персонала;
– создает информационную базу для работы с персоналом с ис-пользованием методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда;
– кадровый маркетинг направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникацию с целевыми группами (сегментами рынка).
Второй принцип предполагает трактовку кадрового маркетинга в более узком смысле – как особой функции службы управления персона-лом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности ком-пании в человеческих ресурсах.
В настоящее время человеческие ресурсы – это стратегический по-тенциал любой организации, с помощью которого можно решать конкрет-ные целевые задачи. Поэтому возникает необходимость найти эффектив-ные способы обеспечения организации наиболее подходящими с точки зрения качества человеческими ресурсами.
Кадровый маркетинг – это вид управленческой деятельности, направленный на долгосрочное обеспечение организации человеческими ресурсами; он означает значимое расширение функции производственного маркетинга в области управления человеческими ресурсами. Использова-ние маркетинга поможет найти согласие между рыночными условиями, возможностями предприятия и интересами каждого его работника. Это позволит отслеживать изменения в профессионально-квалификационной структуре персонала, выявлять тенденции развития рабочей силы на рын-ке труда и своевременно определять качественные и количественные тре-бования к ней.
Особое значение маркетинг персонала приобретает в авиационной отрасли, поскольку стоимость использования труда авиационного персо-нала очень высока. К авиационному персоналу по воздушному законода-тельству Российской Федерации относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство), осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспе-чению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных су-дов, авиационных работ, организации использования воздушного про-странства, организации и обслуживанию воздушного движения. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством РФ (ст. 52 Воздушного Кодекса Российской Федерации). Требования, предъ-являемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавлива-ются федеральными авиационными правилами.
В отраслях, где используются высокие технологии, предъявляются жесткие требования к уровню квалификации специалистов, работающих в них. В авиационной промышленности уровень подготовки персонала напрямую влияет на безопасность полетов. Однако в настоящее время в мире сложилась ситуация, когда в целях снижения влияния человеческого фактора на безопасность полетов власти все более ужесточают требования к подготовке авиационного персонала, в то время как авиакомпании ста-раются свести затраты на обучение к минимуму, поскольку подготовка авиационного персонала требует значительных затрат времени и средств. В этих условиях изучение рынка труда авиационного персонала, направ-ленное на удовлетворение потребностей организации воздушного транс-порта в квалифицированных кадрах и получение конкурентных преиму-ществ за счет эффективного использования человеческих ресурсов, стано-вится особенно актуальным.
Определим ключевые концептуальные элементы кадрового марке-тинга:
– маркетинг как основной принцип рыночно-ориентированного управления;
– маркетинг как метод систематического поиска решений: благода-ря использованию современных методов исследования рынка формирует-ся база данных, как стратегических, так и оперативных решений;
– маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ: сфокусированная и целенаправленная коммуникационная политика решает стратегическую задачу обеспечения собственной организации на рынке как конкурентоспособной.
Все эти элементы должны быть реализованы в контексте задачи по-вышения эффективности использования авиационного персонала и поиска конкурентных преимуществ организацией воздушного транспорта.
Эффективное использование авиационного персонала предполагает, что затраты, понесенные организацией на набор, отбор, адаптацию, обу-чение, развитие авиационного персонала, будут ниже результата труда. А поскольку стоимость труда авиационного персонала значительна, необхо-димо искать пути привлечения и использования персонала таким образом, чтобы минимизировать риск использования неквалифицированного труда, снизить текучесть кадров, повысить производительность труда и вовле-ченность авиационного персонала в дела организации.
Кадровый маркетинг рассматривает рабочее место как продукт, ко-торый продается на рынке труда. Рынок труда авиационного персонала является закрытым сегментом, так как для выхода на него требуется про-фессиональная подготовка и сертификация, что является существенным барьером, защищающим отрасль от "случайных людей". Однако на рынке труда авиационного персонала наблюдается большая активность: органи-зации воздушного транспорта выступают продавцами рабочих мест и од-новременно покупателями квалифицированной рабочей силы, отбирая наиболее подходящий персонал по сформированным для должностей кри-териям, а потенциальные работники предлагают свою рабочую силу рын-ку как продукт с учетом предложений по заработной плате и условиям труда. Компании стремятся создать такие рабочие места и условия труда для своих сотрудников, чтобы они могли выгодно продаваться и привле-кать более квалифицированных специалистов. Рынок труда авиационного персонала характеризуется высокой конкуренцией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Иванова, М.О. Маркетинг авиационного персонала / М.О. Иванова // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предприни-мательстве и бизнесе: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Л.Н. Семерковой: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. – С. 19-23;
2 Воздушный кодекс Российской Федерации "Понятие авиационного пер-сонала" от 19.03.1997 № 60 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. с изм. и допол. в ред. от с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021г.;
3 Горленко, О.А. Управление персоналом: учебник для вузов / О.А. Гор-ленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Изда-тельство Юрайт, 2020. – 249 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00547-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452413
4 Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В.М. Маслова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 431 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09984-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468476
5 Кадровая политика ПАО "Аэрофлот" // ir.aeroflot.ru URL: https://ir.aeroflot.ru/ustoichivoe-razvitie/kadrovaja-politika/
6 Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издатель-ство Юрайт, 2020. – 467 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-8710-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449872
7 Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Л.А. Данченок [и др.] ; под редакцией Л.А. Данченок. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 486 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01560-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450037
8 Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Т.А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т.А. Лукичёвой, Н.Н. Молчанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 370 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01478-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450620
9 Управление персоналом в социальной работе: учебник для среднего профессионального образования / Т.В. Бюндюгова [и др.] ; под редакцией М.В. Воронцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 378 с. – (Про-фессиональное образование). – ISBN 978-5-534-14451-2. – Текст: элек-тронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/477653
10 Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А.А. Литви-нюк [и др.] ; под редакцией А.А. Литвинюка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 498 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-5550-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468618