Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе возрастает роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в системе единой, исполнительной власти, которые осуществляют непосредственное управление в субъектах, реализуя положения Конституции и существующего федерального законодательства. От слаженности в работе всех органов исполнительной власти Российской Федерации зависит итоговый результат проводимых в настоящее время реформ и преобразований. Известно, что эффективность осуществления исполнительной власти в субъектах Российской Федерации зависит от того, насколько организована их система. Она должна отражать не только реализацию деятельности, но и учитывать особенности административно-политического и социально-экономического развития субъектов, которые должны воплощаться в правотворческой и правоприменительной деятельности последних по созданию этой системы при соблюдении конституционных принципов.
Актуальность данной темы предполагает также изучение организации системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Организация такой системы требует научного обоснования и, прежде всего, рассмотрения системы органов исполнительной власти субъектов с учетом реализации конституционных и общих принципов и характеристики этих органов.
Целью работы является исследование исполнительных органов субъекта Российской Федерации, их устройство и основные направления деятельности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- определить систему и структуру исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации;
- рассмотреть компетенцию исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- выявить проблемы организации исполнительной власти в субъектах РФ;
- проанализировать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования системы исполнительной власти субъектов в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы и положения иных нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Теоретической основной исследования выступают труды следующих ученых: С.А. Авакъяна, И.А. Алебастровой, А.П. Алехина, М.В. Баглая, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, А.В. Безрукова, В.В. Гончарова, М.В. Демидова, С.В. Кузякина, Л.А. Окунькова и др.
Нормативно-правовой базой являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Положение статьи 10 Конституции РФ закрепило принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что определяет самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам других ветвей власти в РФ. «Система сдержек и противовесов» предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны – не обладают никакими властными полномочиями по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов ветвей власти осуществляется только в соответствии с закрепленными законодателем положениями, принимаемыми на основании принципов организации государственной власти в стране, закрепленных в Конституции РФ . Часть 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сформировал единые подходы к формированию системы органов государственной власти в субъектах Федерации и определил, что их деятельность должна основываться на таких принципах, как: единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий .
Законодатель не дает нам определений «исполнительной власти» и «органа исполнительной власти». Мнения относительно данных дефиниций выносятся на обсуждение учеными-теоретиками в своих научных работах. Необходимо отметить, что в ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении.
О.Е. Кутафин в учебнике «Конституционное право России», к органам исполнительной власти относил: высший орган федеральной исполнительной власти (Правительство РФ); другие федеральные органы исполнительной власти (Министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); органы исполнительной власти субъектов РФ – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства .
Вместе с тем к основным и наиболее существенным признакам органов исполнительной власти С.Н. Братановский относит:
1. Сущность органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов – следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
2. Органы исполнительной власти являются внешней формой выражения исполнительной власти. Они образуются с целью практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
3. Основная задача органа исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение нынешних законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права
5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции. 6. Присуща организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.). 7. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это основной признак органа исполнительной власти .
Важно подчеркнуть, что в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (ред. от 28.09.2017 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выделяется четыре основные функции федеральных органов исполнительной власти. Как было отмечено выше, система органов исполнительной власти едина, поэтому данные функции можно отнести и к органам исполнительной власти субъектов РФ: функции по принятию нормативных правовых актов; функции по контролю и надзору; функции по
Фрагмент для ознакомления
3
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020г. №1ФКЗ) //Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1. – Ст. 1018.
3. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004г.№314 //Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 945.
Научная литература
1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. – 285с.
2. Братановский С.Н. Административное право: учебник / М.Ф. Зеленов, Г.В. Марьян, С.Н. Братановский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 254с.
3. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 1. – С. 85-90.
4. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 1. С. 174-178.
5. Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2019. – С. 14-19.
6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2018. – 185с.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 352с.
8. Краюшкина С.В. Исполнительная власть в регионах: десять лет реформ // Социально-гуманитарное знание. – 2019. – № 2. – С. 163-166.
9. Назаренкова Н.В. Организация исполнительной власти в РФ, проблема «двойного подчинения» органов исполнительной власти в субъектах Федерации // Социосфера. – 2019. – № 2. С. 197-200.
10. Нестерофа Н.Н. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2019. – 341с.
11. Рубашкин В.В. Возможна ли идеальная система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации? // Современное право. 2019. № 7. – С.155-158.
12. Урасова А.Д. Организационные основы формирования и функционирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ // Альманах современной науки и образования. – 2019. – № 12 (79). С. 241.
Материалы юридической практики
1. Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 8 июня 2000 г. № 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 28. – Ст. 3000
2. Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 16 дек. 2004 г. № 387-О «По ходатайству Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 3. – Ст. 233.
3. Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 10 дек. 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5877.
4. Постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 21 дек. 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 3. – Ст. 336.
5. Постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 24 декабря 2012 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 53 (ч. 2). – Ст. 8062.