Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Президент Российской Федерации согласно Конституции РФ имеет широкий перечень компетенции, которая необходима для практической реализации его функций в качестве главы государства. Данная компетенция затрагивает, в сущности, все стороны деятельности государства, и Президент РФ, в конечном итоге, ответственен за сбалансированную и слаженную деятельность всех структур государства.
Подобный широкий круг компетенции Президента РФ предоставляет основания для высказываемых в определенных случаях суждений о том, что по форме правления РФ признается суперпрезидентской республикой. В Конституции РФ не установлено, признается ли закрепленная в России республиканская форма правления президентской.
В конституциях определенных стран подобные термины встречаются. В одних регламентировано, что форма правления признается парламентской республикой, в иных – президентской.
Несмотря на широкий круг компетенции Президента России, форма правления в стране может характеризоваться как полупрезидентская. Основанием для этого признается то, что в отличие от президентской республики, где отсутствует такой орган, как правительство, в России Президент РФ не считается главой органов исполнительной власти. Существует правительство в качестве высшего исполнительного органа власти.
Помимо этого, необходимо отметить, что вся компетенция Президента России базируется на нормах Конституции РФ, подлежит осуществлению в строго регламентированных конституционных рамках и рамках федерального законодательства, не могут выходить за их рамки.
Именно благодаря института президентства сформировались институты демократического переустройства государства: парламент на двухпалатной основе, Конституционных Суд РФ, Центральная избирательная комиссия РФ; образованы и осуществляют свою деятельность партии и другие общественно-политические объединения, которые в условиях свободной конкуренции приводят к борьбе за места в парламенте. И постепенно происходит систематизация функций триады ветвей власти и президента государства. Сложившаяся практика российской жизни постепенно совершенствует их взаимоотношения, вводит в русло цивилизованности.
Институт президентства в механизме государственной власти РФ, безусловно, признается одним из наиболее актуальных направлений в исследованиях государства и права. По этой причине особенный интерес представляют функции, и компетенция Президента РФ, анализ которых дает возможность установить его действительное положение в государстве.
Президент РФ имеет большую компетенцию в области строительства государства и права, правоотношений с органами власти субъектов РФ; в сфере внешней политики, законотворческой деятельности; законодательной деятельности парламента – Федерального Собрания РФ; системы и деятельности федеральных органов исполнительной власти; деятельности Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Перечисленная компетенция и функции Президента РФ образуют основу для создания и практической реализации компетенции Президента РФ.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым статусом Президента Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие полномочия Президента Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексное исследование Президента Российской Федерации как главы государства, его конституционных полномочий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности становления и развития института президентства в РФ;
2) изучить порядок выборов Президента РФ и его вступление в должность, выявить особенности правового статуса Президента РФ как главы государства;
3) исследовать полномочия Президента РФ в области внутренней и внешней политики;
4) рассмотреть иные полномочия Президента РФ.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный законе «О гражданстве».
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Фадеев В. И., Садовникова Г. Д., Самарин Д.А., Рязанова Е.А., Писарев А.Н., Таймазов Т.Т., Новоселова М. Д., Комарова В. В., Живаев А.А., Варданян О.В., Стрекозов В. Г., Гаман О. А., Зуева Ю. А. и др.
Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Институт президентства в РФ
1.1.Становление и развитие института президентства в РФ
Само слово «президент» происходит от латинского слова «Praesidens», которое означает «сидящий спереди»; находящийся во главе. Толковый словарь русского языка дает следующее определение слова «президент» - это избранный на конкретный срок глава, который получил собственные полномочия при помощи проведения выборов.
Президентство выступает в качестве относительно молодого института конституционного права в Российском государстве. Учреждение в структуре государственной власти Российской Федерации поста Президента открыло новую стадию в развитии отечественной государственности и существенно повысило внимание в нашем обществе к президентскому институту.
В советский период в Российском государстве по факту отсутствовал такой пост, как глава государства. Формально данную роль исполнял коллегиальный орган, который назывался Президиум Верховного Совета РСФСР, во главе которого находился Председатель. Будучи наделенным на основании Конституции существенными полномочиями, данный орган играл отнюдь не независимую и самостоятельную роль в государственной жизни, выступая в качестве придатка аппарата партии, председатель и секретарь подписывали нормативно-правовые акты без рассмотрения на коллегиальном уровне.
Идея разделения властей была несовместима с существовавшей концепцией полновластия Советов, консолидируя в себе исполнительную и законодательную власти. Одним из отличительных особенностей принципа разделения властей выступает наличие в структуре органов власти Президента. Однако данная трактовка содержания Президиума Верховного Совета РСФСР являлась незаконной. Он выступал в качестве органической части единого механизма Советов, наравне с которой не могло существовать никакого другого органа власти государства. Согласно советским конституциям все органы являлись производными в Советском Союзе и им подотчетны. Все высказывания и попытки о формировании института президентства в Советском Союзе не находили помощи и поддержки и изначально отвергались на всенародных обсуждениях Конституции СССР 1936 года, а позднее во время подготовки новой Конституции 1977 года.
Первые настоящие шаги в данном направлении были сделаны в скором времени, когда к власти пришел М.С. Горбачев. Во время подготовки 19 Всесоюзной партийной конференции и во время ее проведения был обсужден вопрос о введении в СССР поста Президента, но был создан проект по введению другой должности – Президента ВС СССР и создана для избрания на нее кандидатура генсека ЦК КПСС М.С. Горбачева. Лишь на III съезде народных депутатов Советского Союза в марте 1990 г. был создан пост Президент СССР.
Даже в условиях постоянно изменяющегося общественного строя выбор формы правления в РФ не выступал в качестве единовременного акта. Ему предшествовала определенная серия событий в политической сфере начала 1990-х годов: формирование института президентства в СССР, которое встретило существенное сопротивление из числа народных депутатов, приверженцев сохранения власти Советов, упразднение монополизации одной партии, борьба между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, формирование института президентства в Российской Федерации, противостояние между парламентом и Президентом, а также события октября 1993 года в Москве. Скоропостижный крах государственности Советов, всеобщий хаос, возрастание различного рода конфликтов придавали президентскому институту характер основы стабильности и способствовали ее формированию.
Затянувшийся процесс формирования президентского института в нашем государстве объясняется причинами, как политического, так и
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) О выборах Президента Российской Федерации // Российская газета, N 6, 16.01.2003
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российская газета, N 106, 15.06.2002
4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) О международных договорах Российской Федерации // Российская газета, N 140, 21.07.1995
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 100, 05.06.2002.
Научная и учебная литература:
1. Валиев К.Д., Софронов И.А. Конституционно-правовой статус Президента РФ // Журнал «Юридический факт». - 2018. - № 38. - С. 3-7.
2. Гаман О. А., Зуева Ю. А. Особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации // Журнал «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего». – 2016. – С. 241-243
3. Живаев А.А., Варданян О.В. Полномочия Президента РФ // Журнал «Научные исследования XXI века». -2019. - № 2 (2). - С. 398-400.
4. Комарова В. В. Скрытые полномочия Президента России // Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2018. – С. 16-17
5. Конджакулян К. М., Величкина М. В. Конституционное расширение полномочий Президента РФ. Проблемные аспекты // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 164
6. Конституционное право России: учебник / В.Л. Меньшов. — 2-е изд. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 206 с.
7. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
8. Конституционное право: учебник / П.П. Баранов, А.Ю. Мамычев, под ред. и др. — Москва : Юстиция, 2017. — 409 с.
9. Новоселова М. Д. Понятие, эволюция конституционно-правового статуса Президента РФ // Журнал «Отечественная юриспруденция». – 2018. –С. 8-9
10. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с.
11. Писарев А.Н., Таймазов Т.Т. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 2. - № 3 (19). - С. 162-164.
12. Реснянская О.С. Власть Президента РФ в системе разделения властей // Журнал «Альманах современной науки и образования».-Выпуск № 2 / 2016. – С. 93
13. Рязанова Е.А. О полномочиях Президента Российской Федерации // Журнал «Вестник Тверского государственного университета». - 2020. - № 3 (63). - С. 35-40.
14. Самарин Д.А. О правовом статусе Президент России по конституции // Журнал «Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества».- 2019. - С. 87-90.
15. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
16. Фадеев В. И., Садовникова Г. Д. Конституционное право. Учебник для бакалавров / Отв. ред. В. И. Фадеев (2-е изд., перераб. и доп.). — Общество с ограниченной ответственностью "Проспект" (Москва) Москва, 2017. — 592 с.