Фрагмент для ознакомления
2
Последний роман А.Ф. Писемского "Масоны" (1880), написанный незадолго до его смерти в январе 1881 года, занимает особое место среди других произведений писателя. С одной стороны, он разделил "горькую судьбу" со своим автором, как образно выразился Р.Э. Стесси, имея в виду последние восемнадцать лет жизни А.Ф. Писемского, которые были "все более горькими", потому что Писемский не смог "выжить как писатель перед лицом радикальной критики" после "растиражированного утверждения, что его талант резко упал после 1862 года".
Дореволюционная литературная критика дала негативную оценку творчеству Писемского, назвав реакционным период после 1963 года и до конца творческого пути писателя. В связи с этим Р.Х. Фриборн заключил, что Алексей Писемский "был затмлен столькими прославленными современниками, что было бы глупо пытаться возродить его репутацию". По словам А.А. Рошаля, старые предрассудки сохранялись и в начале 1960-х годов, и творчество писателя с 1960-х по 1980-е годы практически не изучалось.
Двадцать лет спустя А.В. Тимофеев почти полностью повторяет ту же мысль, утверждая, что "позднее творчество Писемского до сих пор остается наименее изученной частью литературного наследия писателя".
Все произведение писателя можно воспринимать как единый, сложно организованный текст, в котором, безусловно, сильна позиция абсолютного конца. В данном случае "Масоны" объективно находятся в такой сильной позиции, и все характеристики этой позиции могут быть экстраполированы на роман.
Актуальность: С первого десятилетия XXI века наступает новый этап осмысления литературной карьеры Писемского в целом и его романа "Масоны" в частности. Исследователи тщательно изучают отдельные аспекты творчества писателя.
Так, С.В. Звягина анализирует романы А.Ф. Писемского в контексте основных тем русской литературы. По ее мнению, Писемский формирует главную идею современной действительности, которая заключается в невозможности симбиоза желаемого и действительного, крушении иллюзий и разрушительной силе идеала .
О.В. Тимашова исследует жанрово-композиционную систему прозы А.Ф. Писемского, написанной в 1850-е годы. Она считает, что это помогает понять закономерности не только индивидуальной творческой эволюции писателя, но и русской литературы этого периода .
А.В. Корчинский исследует творчество А.Ф. Писемского как одного из авторов русского романа 1860-х годов, ориентированного на литературную обработку сообщений о наиболее резонансных происшествиях. Он считает, что общий вектор этих произведений - создание более масштабных нарративов о текущей современности .
О.Н. Скрынник и И.В. Удовенко демонстрируют пример научного исследования хронотопа на драме А.Ф. Писемского. Ученые утверждают, что историческое время в драмах передается с помощью ремарок интерьера, в костюмах персонажей, традициях и обычаях, воплощенных в поведении героев .
«Масоны» - роман итоговый не только потому, что им завершился писательский путь Писемского (это обстоятельство внешнее). В этом романе сходятся многие важнейшие нити творчества писателя, причем авторское обобщение сделано на уровне философии истории, философии жизни.
Цель исследования: изучение проблематики романа А. Писемского «Масоны».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Проследить творческий путь А. Писемского;
• Проанализировать сюжетную канву романа «Масоны» и образы главных героев;
• Объяснить, почему героев своего романа «Масоны» А. Писемский противопоставляет своим современникам.
Глава 1. Биографический и творческий путь А. Писемского
1.1. А. Писемский как мастер социально-бытового романа
В начале своей литературной деятельности Алексей Писемский выступил как многообещающий писатель гоголевской школы критического реализма. Его повесть «Тюфяк» (1850) была единогласно признана лучшим произведением года. Колоритные, чисто гоголевские персонажи уездных помещиков, характер главного героя, человека, пребывающего в мечтательном бездействии, — всё это привлекло внимание широкого читателя как удачное развитие уже знакомых мотивов автора «Мёртвых душ».
В январе 1855 года в редакции некрасовского журнала «Современник» появился молодой писатель-костромич, который сразу же привлёк к себе внимание петербургских литераторов. «Трудно себе и представить более полный, цельный тип чрезвычайно умного и вместе оригинального провинциала, чем тот, который явился в Петербург в образе молодого Писемского, с его крепкой, коренастой фигурой, большой головой, испытующими, наблюдательными глазами и ленивой походкой, – писал о первом впечатлении Павел Васильевич Анненков. – На всём существе его лежала печать какой-то усталости, приобретаемой в провинции... С первого взгляда на него рождалось убеждение, что он ни на волос не изменил обычной своей физиономии, не прикрасил себя никакой более или менее интересной и хорошо продуманной чертой, не принарядился морально, как это обыкновенно делают люди, впервые являющиеся перед незнакомыми лицами. Ясно делалось, что он вышел на улицы Петербурга точно таким, каким сел в экипаж, отправляясь из своего родного гнезда.
Он сохранил всего себя, начиная с своего костромского акцента („Кабинет Панава поражат меня своим великолепием“, – говорил он после свидания с щеголеватым редактором „Современника“) и кончая насмешливыми выходками по поводу столичной утончённости жизни, языка и обращения. Всё было в нём откровенно и просто. Он производил впечатление какой-то диковинки посреди Петербурга, но диковинки не простой, мимо которой проходят, бросив на неё взгляд, а такой, которая останавливает и заставляет много и долго думать о себе. Нельзя было подметить ничего вычитанного, затверженного на память, захваченного со стороны в его речах и мнениях. Все суждения принадлежали ему, природе его практического ума и не обнаруживали никакого родства с ученьями и верованиями, наиболее распространёнными между тогдашними образованными людьми... Вообще, порывшись немного в наиболее резких мнениях и идеях Писемского, которые мы обзывали сплошь парадоксами, всегда отыскивались зёрна и крохи какой-то давней, полуисчезнувшей культуры, сбережённой ещё кой-где в отрывках простым нашим народом. Самый юмор его, насмешливый тон речи, способность отыскивать быстро яркий эпитет для обозначения существенной нравственной черты в характере человека, который за ним и остаётся навсегда, и, наконец, слово, часто окрашенное циническим оттенком, сближало его с деревней и умственными привычками народа, в ней живущего... При виде Писемского... невольно возникала мысль у каждого, что перед ним стоит исторический великорусский мужик, прошедший через университет, усвоивший себе общечеловеческую цивилизацию и сохранивший многое, что отличало его до этого посвящения в европейскую науку. Можно легко представить себе, какой интерес представлял подобный тип в Петербурге».
П. В. Анненков, закоренелый западник, человек утончённой, но книжной культуры, столкнувшись с Писемским, неслучайно останавливался, много и долго думая... о себе!
Ему ярче, чем кому-либо другому, бросались в глаза оригинальные черты Писемского – человека и художника, черты, которых сам мемуарист был лишён.
Алексей Феофилактович Писемский родился 11 (23) марта 1821 года в селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии и по отцовской линии принадлежал к старинному роду бояр Писемских, издревле проживавших в приходе села Покровское на реке Письме в Буйском уезде Костромской губернии.
Дебютировал в печати в 1848. На первых порах печатался в журнале М. Погодина «Москвитянин», хотя и расходился по некоторым вопросам с его «молодой редакцией». Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Среди других авторов «Москвитянина» (и в целом русских писателей 1850-х гг.) Писемский выделялся мастерством «рассказоведения», увлекательностью сюжетостроения. Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.
В конце 1850-х и начале 1860-х Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма. В 1863 с оглушительным успехом была поставлена написанная четырьмя годами ранее трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии».
В 1857-1860 Писемский совместно с А. В. Дружининым, а в 1860-1863 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В журнале «Искусства» заведовал литературным и театральным отделами. В это время он продолжал напряжённо искать собственный «третий путь» между либералами и консерваторами, западниками и славянофилами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов, Б.Н. Алексей Феофилактович Писемский и его двадцатипятилетняя литературная деятельность / Б.Н. Алмазов // Русский архив. – 1875. – Кн. 1. – С. 453–467
2. Алябьев Александр Александрович. Биография [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aliabiev. psn.ru/biography.html
3. Анненков, П.В. Художник и простой человек. Из воспоминаний об А.Ф. Писемском / П.В. Анненков // Вестник Европы. – 1882. – Кн. 4. – С. 623–660.
4. Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году // Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 8. С. 89
5. Брачев В.С. Масоны в России: от Петра I до наших дней [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tsibanoff.narod.ru/brachev_masony.pdf
6. Гачева А.Г., Казнина О.А., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов. М.: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН, 2003. С. 375
7. Еремин М.П. Выдающийся реалист / А.Ф. Писемский // Собрание сочинений: В 9 т. М.: Библиотека «Огонек», Изд-во «Правда», 1959. Т. 1. С. 50
8. Еремин М.П. Примечания. Масоны (части 1–4) / А.Ф. Писемский // Масоны. М.: Книга по требованию, 2011. С. 523
9. Журавлева, А.И. О Писемском / А.И. Журавлева // Русская драма и литературный процесс: к 75-летию А.И. Журавлевой. – М.: Совпадение, 2013. – С. 61–68
10. Звягина, С.В. Семья и брак в художественном воплощении А.Ф. Писемского (на примере повести «Брак по страсти») / С.В. Звягина // Духовно-нравственное состояние российского общества и православие: XXII Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: НГПУ, 2013. – С. 209–214
11. Корчинский, А. В. "Новостной" роман 1860-х гг.: эскалация и преодоление опасностей / А. В. Корчинский // Новый филологический вестник. – 2017. – № 3(42). – С. 81-89
12. Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность. СПб.: Знание, 1907. С. 247.
13. Лотман Л.М. Писемский — романист // История русского романа: В 2 т. М. –Л.: Наука, 1964. Т. 2. С. 147
14. Новости литературы // Русский вестник. 1881. №1. С. 440; Могилянский А.П. Писемский. Жизнь и творчество. Л.: ЛИО «Редактор», 1991. С. 144
15. Писемский А.Ф. Полное собрание сочинений: В 24 т. СПб.: Издание товарищества М.О. Вольфа, 1896. Т. 19.
16. Писемский А.Ф. Полное собрание сочинений: В 24 т. СПб.: Издание товарищества М.О. Вольфа, 1896. Т. 18.
17. Писемский, А.Ф. Масоны. Часть первая и вторая / А.Ф. Писемский // Полное собрание сочинений: В 24 т. – СПб.: Издание товарищества М.О. Вольфа, 1895. – Т. 16. – С. 5–343
18. Пустовойт П.Г. В творческой лаборатории Писемского-художника (О работе над романом «Масоны») // Филологические науки. 1978. №2. С. 91–92
19. Пустовойт П.Г. Строки, не увидевшие света // Вопросы литературы. 1966, №9. С. 252
20. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 3. Кн. 1. Стихотворения 1826–1836. Сказки. С. 149
21. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. М.: Республика, 2004. С. 352
22. Рошаль А.А. Из наблюдений над творческой историей романа А.Ф. Писемского «Масоны» // Русская литература. 1963. №1. С. 183
23. Скабичевский, А.М. Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность / А.М. Скабичевский. – СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1894
24. Скрынник Н. А. Аспекты гуманитарной подготовки студентов вуза к вопросу научного изучения хронотопа на примере драматургии А.Ф. Писемского / Н.А. Скрынник, И.В. Удовенко // Економічна стратегія і перспективи розвитку сфери торгівлі та послуг. – 2017
25. Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 1961. Т. 4. С. 125
26. Тимашова О. В. Проблема жанра в историческом цикле А. Ф. Писемского раннего периода // Жанры речи. 2017. № 1 (16). С. 72-77
27. Чернышевский, Н.Г. Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского / Н.Г. Чернышевский // Современник. 1857. – Т. LXII. – №4. – Отд. IV. – С. 38–50
28. Ungurianu D. Plotting history: the Russian historical novel in the imperial age. Madison, Wisconsin: The University of Wisconsin Press, 2007.