Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Комедия дель арте выдвинула первых великих мастеров, широко популярных в Европе, установив главные законы сцены
В игре актеров комедии дель арте слитно существовали танец, пение, трюк. Всё это было динамично и подчинено главной мысли спектакля. В игре актеров были неотделимы друг от друга лицедейство и клоунада.
Актеры комедии дель арте были учителями для актеров всех европейских стран.
Все крупные деятели театра во все последующие эпохи, стремясь к обогащению театральной выразительности, увлекались идеей комедии дель арте (импровизацией, сочетанием слова, танца, пения, трюка).
Комедия дель арте возникла в XIV веке, как театр передового искусства, призванный отражать современную на тот момент действительность. В темные периоды средневековья и эпохи Ренессанса комедия дель арте сумела найти отклик в душе зрителей, и персонажи, олицетворяющие тогдашнее общество, были очень близки народу. То время породило достаточно аутентичные, визуально интересные образы, что не были проигнорированы мастерами керамических скульптур, изделия которых с участием данных персонажей, а также их значение и историю, мы пдробно рассмотрим в данной курсовой работе.
Объектом исследования является искусство керамики малых форм.
Предметом исследования является европейская комедия дель арте.
Целью работы является анализ истории такого вида передового искусства, как комедия дель арте, и изучание того, как это отразилось на искусстве керамики.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть, как развивалась итальянская народная комедия и как происходила интерпретация ее сюжетов, идей и персонажей в Европе и России;
2. Изучить возникновение керамической скульптуры;
3. Изучить техники исполнения фарфоровых изделий.
Методологическая основа исследования. При рассмотрении различных процессов и явлений в их причинно-следственной и временной связи мы придерживались принципов историзма и объективности. Для рассмотрения развития комедии и ее влияния на разные страны, а также при анализе мануфактур мы воспользовались сравнительным методом.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь европейской комедии дель арте в скульптуре малых форм при изучении истории искусств на современном этапе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам европейской комедии дель арте в скульптуре малых форм при изучении истории искусств на современном этапе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование европейской комедии дель арте в скульптуре малых форм при изучении истории искусств на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ
1.1. Италия. Возникновение дель арте
Комедия дель арте была формой популярного театра, в которой акцент делался на ансамбле; это импровизации были помещены в прочный каркас масок и стандартных ситуаций, а их сюжеты часто заимствовались из классической литературной традиции комедии эрудита, или литературной драмы.
Профессиональные игроки, специализирующиеся на одной роли, разработали непревзойденную технику комедийного актерского мастерства, что способствовало популярности странствующих комедийных трупп, которые путешествовали по всей Европе.
Комедия дель арте (итал. «комедия профессии»). Итальянская театральная форма, которая процветала по всей Европе с 16 по 18 века. За пределами Италии форма имела наибольший успех во Франции, где она стала Comédie-Italienne.
В Англии элементы из этого были натурализованы в арлекинаде в пантомиме и в спектакле «Панч и Джуди», кукольной пьесе с участием персонажа комедии дель арте Панч. Комический Гансвурст из немецкого фольклора также был персонажем комедии дель арте.
Комедия дель арте была формой популярного театра, в которой акцент делался на ансамбле; это импровизации были помещены в прочный каркас масок и стандартных ситуаций, а их сюжеты часто заимствовались из классической литературной традиции комедии эрудита, или литературной драмы.[6]
Профессиональные игроки, специализирующиеся на одной роли, разработали непревзойденную технику комедийного актерского мастерства, что способствовало популярности странствующих комедийных трупп, которые путешествовали по всей Европе.
Было предпринято множество попыток найти истоки формы в доклассической и классической пантомиме и фарсе и проследить преемственность от классической пьесы Ателлан до появления комедии дель арте в Италии 16-го века. Хотя эти предположения являются чисто умозрительными, они выявили существование деревенских региональных диалектных фарсов в Италии в средние века.
Тогда возникли профессиональные компании; они нанимали неорганизованных гуляющих игроков, акробатов, уличных артистов и несколько более образованных авантюристов, и они экспериментировали с формами, подходящими для народного вкуса: народными диалектами (Commedia erudita была на латыни или на итальянском языке, который трудно понять широкой публике), множество комедийных действий и узнаваемых персонажей, заимствованных из преувеличения или пародии на региональные или стандартные вымышленные типы. Именно актеры придали комедии дель арте ее импульс и характер, полагаясь на свой ум и способность создавать атмосферу и передавать характер с помощью небольших декораций или костюмов.
Комедия дель арте, также известная как «итальянская комедия», представляла собой юмористическое театрализованное представление, выполненное профессиональными актерами, которые путешествовали в труппах по Италии в 16 веке.[6]
Первое упоминание, которое было связано с итальянской труппой комедии дель арте, - это 1545 год. Самой известной ранней труппой была труппа Гелоси во главе с Франческо Андреини и его женой ,Изабеллой; Гелоси, спектакли исполнялись 1568 по 1604 год. К тому же периоду можно было отнести и Дезиози, образованные в 1595 году.
Тристано Мартинелли (ок. 1557–1630) [6], знаменитый Арлекино, принадлежал «Comici Confidènti», который был активен от 1574 до 1621; и
Фрагмент для ознакомления
3
Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХв. М., Наука, 2002.-215 с.
2. Батракова С. П. Язык живописи авангарда и миф. К проблеме языка в культуре XX века // Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб, 2001. С. 24-40
3. Голдовский Б. История драматургии театра кукол. М.: «Галерея Анастасии Чижовой», 2007. 300 с.
4. Дживелегов А. К. Избранные статьи по литературе и искусству. Ереван: Лингва, 2008. 300 с.
5. Зингерман Б.И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века. // Западное искусство XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб, 2001. С. 51-88
6.Молодцова М.М. Комедия дель арте: история и современная судьба. -Л.: ЛГИТМИК, 1990. 219 с.
7.Набоков В. Смотри на арлекинов! - СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. 320 с.
8. Нокс Р. Честертон. Человек и его творчество // «Честертон.ру»: [сайт]. URL: http://www.chesterton.ru/about/gkc-and-his-works.asp (дата обращения: 14.10.2009)
9.Пезенти М.К. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском любительском театре XVIII века. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2008. 264 с.
10.Рогозина E.H. Традиции итальянской commedia dell'arte в творчестве J1. Пиранделло и Д. Фо / Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2002, №4.
11.Скорнякова М.Г. Эволюция образа Дзани в итальянском театре XX в.// Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб. 2001. С.- 255-276.
12.Старобинский Ж. Портрет художника в образе паяца // Поэзия и знание. История литературы и культуры. М. Языки славянской культуры. 2002. Т. 2. С.-502-579.
13.Феррацци М. Комедия дель арте и её исполнители при дворе Анны Иоанновны, 1731-1738.-М.: Наука, 2008.311 с.
14.Чекмарёва М.А. Персонажи комедии дель арте в западноевропейской живописи и графике первой половины XX века: автореф. дис. ... канд. иск. / Чекмарёва Марина Александровна. - М.: [б. и.], 2008. - 23 с.
15.Элизбарян Д.А. Особенности итальянских и армянских масок в трудах А.К.Дживелегова и Г.Гояна. Ереван: Лингва, 2009
16.Barranger, Milly S. Theatre: A Way of Seeing. The United States of America: Cengage Learning, 2005. 410 p.
17.Fava, Antonio. The comic mask in the Commedia dell'Arte: actor training, improvisation, and the poetics of survival. The United States of America: Northwestern University Press, 2007. 182 p.
18. Grantham, Barry. Playing Commedia: A Training Guide to Commedia Techniques. Great Britain: Nick Hern Books, 2000. 272 p.
19.Heck, Thomas F. Commedia Dell'Arte: A Guide to the Primary and Secondary Literature. The United States of America: iUniverse, 2000. 468 p.
20.Henke R. Performance and Literatur in the Commedia dell'arte. Cambridge, Cambridge University Press, 2002. 264 p
21.Katritzky M.A. The Art of Commedia. A study in the Commedia dell'Arte 1560-1620 with Special Reference to the Visual Records. NewYork, Rodopi, 2006. 360 p.
22. Severini G. Dal Cubismo al Classicismo. Milano, Abscondita Ed. Coll.Carte d'Artisti, 2001.-130 p.