Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование предприятия имеет прямую связь с определением его стоимости для потенциального инвестора. Финансовой категорией, от-ражающей интерес собственника в предприятии, является капитал.
Капитал предприятия - это совокупность всех средств организации, находящихся в ее собственности. Заемный капитал предприятия использу-ется для формирования части активов.
Необходимость в заемном капитале обусловлена требованиями фи-нансирования предприятий. Эта финансовая категория является основой самостоятельности хозяйствующего субъекта, основой его независимости.
Каждое предприятие в процессе осуществления своей деятельности самостоятельно разрабатывает систему управления финансовыми ресур-сами. При построении этой системы предприятие исходит из концепции своего развития, опыта и возможностей финансовых менеджеров. Элемен-ты системы управления находятся во взаимосвязи и совместно воздей-ствуют на формирование и использование капитала предприятия. Грамот-но построенная и эффективно применяемая система управления капиталом предприятия способна сохранять финансовую устойчивость и стабильное положение предприятия. Этим и обусловлена актуальность представлен-ной работы.
Целью работы являются оценка и совершенствование процесса управления заемным капиталом предприятия .
Для того, чтобы достичь поставленную цел, автору работы необхо-димо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую суть заемных финансовых ресурсов предприятия;
исследовать основы управления и оптимизации структуры за-емного капитала предприятия;
рассмотреть методы оценки составляющих заемного капитала.
Методологической и теоретической основой работы послужили ста-тьи и учебные издания отечественных и зарубежных специалистов, таких как Г.В. Савицкая, Н.В. Колчина, А.Н. Хорин, Р.Н. Антони по вопросам финансового анализа деятельности предприятия.
1 УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ КОМПАНИИ И ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЯ
1.1 Понятие заемного капитала
Заемный капитал – совокупность заемных средств, авансированных в предприятие, и приносящих прибыль. Необходимость привлечения заем-ного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расче-том потребности в средствах.
Заемный капитал характеризуется следующими особенностями:
1. Достаточно широкие возможности привлечения, наличии залога или гарантии поручителя.
2. Обеспечение роста финансового потенциала корпорации при необходимости существенного расширения его активов и возрастания тем-пов роста объема его хозяйственной деятельности.
3. Более низкая стоимость по сравнению с собственным капиталом.
4. Способность генерировать прирост финансовой рентабельности.
Использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1. Использование заемного капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности корпорации.
2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму прибыли.
3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка.
4. Сложность процедуры привлечения.
Заемный капитал используется в следующих основных формах:
1) в денежных средствах в национальной валюте;
2) в денежных средствах в иностранной валюте;
3) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа за сырье, материалы, товары);
4) в форме предоставления к использованию основных фондов на арендной основе;
5) в иных формах (предоставление отсрочки платежа по отдельным нематериальным активам и т. п.).
Исходя из состава заемных средств основными кредиторами корпо-рации являются:
1) коммерческие банки и кредитные учреждения;
2) поставщики и покупатели продукции;
3) фондовый рынок.
По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, выделяют следующие виды кредита:
1) бланковый или необеспеченный кредит - это возможность для представителей разных форм кредита для бизнеса получить средства без необходимости предоставления залогового имущества.;
2) обеспеченный кредит - форма товарного кредита, заключающего-ся в том, что купленный заёмщиком товар остаётся собственностью креди-тора - продавца товара до тех пор, пока товар не будет полностью опла-чен.
По срокам кредитования кредиты делятся на:
1. долгосрочный (более 1 года)
2. краткосрочный (до 1 года)
Долгосрочные означают, что выданные на срок более 1 года.
К долгосрочным источникам финансирования относятся:
1) Облигации - эмиссионная долговая ценная бумага, владелец кото-рой имеет право получить от лица, ее выпустившего (эмитента облигации), в оговоренный срок ее номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента.
2) Кредит:
А) Проектное финансирование - это финансирование инвестицион-ных проектов, при котором источником обслуживания долговых обяза-тельств являются денежные потоки, генерируемые проектом.
Б) Синдицированный кредит - кредит, предоставляемый заёмщику, по меньшей мере, двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участву-ющими в данной сделке в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения.
В) Инвестиционный кредит - это процесс предоставления банком кредитов для реализации инвестиционных проектов под будущие доходы, которые должен получить создаваемое (реконструированное) предприятие и за счет которых с обеспечиваться возврата кредита.
Г) Кредитные линии – это кредитный инструмент, который позволяет заемщику пользоваться кредитными средствами в течение длительных пе-риодов времени.
Д) Ипотечный кредит - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений.
3) Финансовый лизинг - то операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владе-ние и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей стоимости или большей части сто-имости имущества.
4) Форфейтинг – это форма кредитования экспорта банком или фи-нансовой компанией путем покупки ими без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям..
5) Секьюритизация активов - способ трансформации долговых обя-зательств банка в ликвидные инструменты рынка капиталов путем выпуска долговых ценных бумаг, обеспеченных пулом однородных активов..
К краткосрочным источникам финансирования относятся:
1) Контокоррентный кредит - вид банковского кредита, предоставля-емый клиентам с высокой кредитной репутацией, и которые имеют регу-лярную потребность в ссудах.
2) Онкольный кредит - предоставляет заёмщику право пользоваться кредитом банка со специально открытого счёта.
3) Овердрафт - особая форма краткосрочного банковского кредита. В дословном переводе «overdraft» означает «сверх проекта». Банк предо-ставляет клиенту право оплачивать со своего счета/карты товары и услуги в сумме, превышающей размер остатка. В результате образуется перерас-ход, который и составляет сумму овердрафта.
4) Вексельный кредит - это вид кредита, при котором между покупа-телями и поставщиками расчет производится с помощью векселей.
5) Факторинг - это беззалоговое предоставление денежных (оборот-ных) средств поставщику в ответ на переуступку им денежного требования к покупателю (возникающего в момент отгрузки товара или оказания услуги).
6) Товарный (коммерческий) кредит. Товарный кредит – это такая форма займа, при которой составляется договор, оговаривающий предо-ставление покупателю определенной продукции в рассрочку на длитель-ное пользование. Коммерческий кредит - это соответствующее кредитное соглашение между двумя предприятиями - продавцом (кредитором) и по-купателем (заемщиком).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев. – M.: Финансы и статистика. 2014. – 529 с.
2.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 352 с.
3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 368 с.
4.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. – М.: Высшая школа, 2013. – 678 с.
5.Статья Анализ финансового состояния предприятия, Голант Е.А.23 Апреля 2011.
6. Статья зачем рассчитывать рентабельность, Сергей Антонов, URL: https://journal.tinkoff.ru/wiki/wiki-profitability/
7. Статья Оценка и анализ финансовых результатов , URL:http://www.dist-cons.ru/modules/fap/section4.html#.
8. Александр Ильин. Анализ финансового состояния предприятия,2020 . URL: https://www.fd.ru/articles/157247-kak-analizirovat-koeffitsienty-likvidnosti
9. Косорукова И.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) Москва , Московская финансово-промышленная академия 2011.
10. Статья Оценка стоимости предприятия (корпорации): основные подходы и методы расчета URL: https://infopedia.su/ 16x12fd3.html
11. Вашакмадзе Теймураз. Подходы к оценке стоимости бизнеса URL:https://www.cfin.ru/appraisal/business/intro.
12. Джеймс Инглиш, «Прикладной анализ капитала». Методы оценки акций для профессионалов Уолл-стрит. Макгроу-Хилл, 2001.
13. Асват Дамодаран, Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. Альпина Паблишер, 2010 г.
14. И.В. Косорукова, С.А. Секачев, М.А. Шуклина, Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. МФПА, 2011.
15. Косорукова И.В. Конспект лекции. Оценка стоимости бизнеса. ИФРУ, 2012.
16. М. Дж. Гордон, Дивиденды, прибыль и цены на акции. Обзор экономики и статистики
17. Грегори А. Стратегическая оценка компаний: пер. с англ. – М.: Квинто-Консалтинг, 2003.
18. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Брукс, 2004.
19. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. – СПб.: Питер, 2002.
20. Решоткин К.А. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
21. Феррис К., Пешеро Б.П. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении. – М.: Вильямс, 2003.
22. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.