Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется важностью вопросов возникновения государства, различных подходов к его трактовке, понимания функций, которые выполняет государство, особенностей образования у разных народов.
В современном мире государству отводится роль ключевого актора регулирования общественных процессов и, во взаимодействии с другими акторами, международных отношений.
Происхождение государства, особенности его форм у разных народов является вопросом, который привлекает внимание исследователей еще с Древних времен. К настоящему времени насчитываются различные походы к пониманию природы государства, причин его возникновения и его основных форм. В этой связи вызывает интерес анализ этих подходов, выявление ключевых аспектов и особенностей развития.
Особый интерес работы в данной сфере стали получать после обозначения границ между государством и обществом и созданием предпосылок для развития науки о государственном управлении. С конца 19 века рассматриваемые вопросы обрели новое значение. Это было связано с формированием политической науки и ростом числа трудов в данной сфере.
Целью работы является анализ изучение форм образования государства у разных народов.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть понятие и сущность государства;
2) охарактеризовать подходы к пониманию природы государства;
3) проанализировать основные формы образования государств;
4) выявить последствия образования специфических форм государственности для современных стран (в контексте теоретического осмысления)
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы и четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Понятие и природа государства
1.1 Сущность государства
Понятие о государстве и его сущности было выработано еще в древности. Уже в тот период сформировались различные интерпретации определения государства, формулировались основные положения касательно его роли, особенностей и функций.
В частности, Конфуций видел в государстве аналог семьи , во главе которой стоит мужчина-отец, в случае государства – император. Эта патерналистская концепция государства получила широкое распространение в Китае, сохраняя свое значение и в настоящее время.
Платон государство рассматривал как человеческий организм, со своими органами, выполняющий схожие функции. Отдельные его члены не имеют независимого значения, они лишь являются его частью, выполняя самое важное- общественные функции.
В идеальном государстве Платона - все общее, государственное, поскольку индивид ничего не значит как самостоятельная единица. Даже жены и дети - общие.
Аристотель указывал, что единение Платона не является естественным положением вещей. Государство не может трактоваться как универсальная и единая форма по аналогии с человеческим организмом, поэтому в обществе должна быть частная собственность и отдельная семейная жизнь. отмечал, что такое чрезмерное единство противоречит природе вещей. Поэтому в учении Аристотеля о государстве признается как частная собственность, так и семейная жизнь. Государство для Аристотеля означало «союз родов и сел для жизни совершенной и самобытной» .
Государство в широком смысле можно трактовать как политический институт, ядро политической системы общества.
В более узком смысле под государством можно понимать правительственные институты.
Государство можно определить как форму человеческого сообщества, отличающуюся от других социальных групп :
- установлением порядка и безопасности; его методами, законами и их исполнением;
- территорией, территорией юрисдикции или географическими границами;
- суверенитетом;
- населением;
- монополия на применение силы.
Государство состоит, в самом широком смысле, из согласия отдельных лиц относительно средств разрешения споров в форме законов. В таких странах, как США, Австралия, Нигерия, Мексика и Бразилия, термин «государство» (state) также относится к политическим единицам, которые сами не являются суверенными, но подчиняются власти более крупного штата или федерального союза.
История государства начинается в Древнем мире. Платон и Аристотель писали о полисе или городе-государстве как об идеальной форме ассоциации, в которой могут быть удовлетворены религиозные, культурные, политические и экономические потребности всего сообщества.
Этот город-государство, характеризуемый прежде всего своей самодостаточностью, рассматривался Аристотелем как средство развития нравственности в человеческом характере. Греческая идея более точно соответствует современной концепции нации, т. е. населения определенной территории, имеющей общий язык, культуру и историю, в то время как римская res publica, или содружество, больше похожа на современную концепцию общества.
Res publica - это правовая система, юрисдикция которой распространяется на всех римских граждан, обеспечивая их права и определяя их обязанности. С фрагментацией римской системы вопрос власти и необходимости порядка и безопасности привел к длительному периоду борьбы между враждующими феодалами Европы .
Лишь в XVI веке современная концепция государства возникла в трудах Никколо Макиавелли и Жана Бодена как централизующая сила, посредством которой можно было бы восстановить стабильность.
В «Государе» Макиавелли придавал первостепенное значение прочности правительства, отбросив все моральные соображения и вместо этого сосредоточившись на силе - жизнеспособности, отваге и независимости - правителя.
Для Бодена, его современника, власти было недостаточно для создания суверена; правило должно соответствовать морали, чтобы быть прочным, и иметь преемственность, то есть средство установления преемственности.
Теория Бодена была предшественницей доктрины 17 века, известной как божественное право королей, согласно которой монархия стала преобладающей формой правления в Европе. Это создало атмосферу для идей реформаторов 17-го века, таких как Джон Локк в Англии и Жан-Жак Руссо во Франции, которые начали пересматривать истоки и цели государства.
Для Локка и Руссо, а также для английского предшественника Локка Томаса Гоббса государство отражало природу людей, которые его создали. По словам Гоббса, «естественное состояние» человека - своекорыстие и состязательность. Человек подчиняется власти государства как единственному средству самосохранения, посредством которого он может избежать жестокого цикла взаимного разрушения, которое в противном случае является результатом его контактов с другими.
Для Локка условия жизни людей не так уж мрачны, но государство снова возникает из потребности в защите - в данном случае неотъемлемых прав. Локк сказал, что государство - это общественный договор, по которому люди соглашаются не посягать на «естественные права» друг друга на жизнь, свободу и собственность, в обмен на которые каждый человек обеспечивает свою «сферу свободы» .
Идеи Руссо отражают гораздо более позитивное отношение к человеческой природе, чем Гоббс или Локк. Вместо права монарха на правление Руссо предположил, что государство обязано своей властью общей воле управляемых. Для него суверенна сама нация, а закон - это не что иное, как воля народа в целом. Под влиянием Платона Руссо признал государство средой нравственного развития человечества. Человек, хотя и испорченный своей цивилизацией, оставался в основном хорошим и, следовательно, мог занять моральную позицию, направленную на всеобщее благосостояние. Потому что результат стремления к индивидуальным целям не согласен
Цицерон рассматривал государство как «достояние народа, а народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов» .
Немецкий философ XIX века Георг Вильгельм Фридрих Гегель рассматривал сферу свободы как целое государство, причем свобода была не столько правом личности, сколько результатом человеческого разума.
Свобода - это не способность поступать так, как хочется, а согласованность с универсальной волей к благополучию.
Когда люди действовали как моральные агенты, конфликт прекращался, и их цели совпадали. Подчиняясь государству, индивид сумел осуществить синтез между ценностями семьи и потребностями экономической жизни.
Для Гегеля государство было кульминацией нравственного действия, где свобода выбора привела к единству разумной воли, а все части общества питались здоровьем целого.
Однако Гегель оставался очарованным силой национального стремления. Он не разделял видение Иммануила Канта, своего предшественника, который предложил создать лигу наций, чтобы полностью положить конец конфликту и установить «вечный мир».
Для английских утилитаристов XIX века государство было искусственным средством создания единства интересов и средством поддержания стабильности. Этот мягкий, но механистический взгляд, предложенный Джереми Бентам и другими, создал прецедент для ранних коммунистических мыслителей, таких как Карл Маркс, для которого государство стало «аппаратом угнетения», определяемым правящим классом, целью которого всегда было поддержание экономического превосходства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмонд. Политология. Словарь. - [Электронный ресурс]URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/342/%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4 (дата обращения: 16.11.2019)
2. Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 537 с.
3. Алмонд Габпиэль. - [Электронный ресурс]URL: http://ecsocman.hse.ru/data/153/687/1219/ax2cbx2cvx2cg.pdf (дата обращения: 16.11.2019)
4. Барсуков А., Бирюков С. Региональные режимы правления в контексте теории султанизма. // Politbook, №1, 2013. С. 40-58.
5. Дробязко, С.Г. Происхождение государства / С.Г. Дробязко // Основы теории государства и права / Под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Минск, 2002.
6. Карнейро Л. Теория происхождения государства. [Электронный ресурс]URL: https://www.socionauki.ru/book/files/early_state_ru/55-70.Pdf (дата обращения: 19.04.2021)
7. Какие критерии применил Хуан Линц при построении типологии политических режимов? - [Электронный ресурс]URL: https://studfile.net/preview/2452459/page:5/ (дата обращения: 16.11.2019)
8. Космополитическая демократия. - [Электронный ресурс]URL: https://scicenter.online/politicheskaya-filosofiya-scicenter/kosmopoliticheskaya-demokratiya-130926.html (дата обращения: 16.11.2019)
9. Макгрю Энтони. Транснациональная демократия: теории и перспективы. - [Электронный ресурс]URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12328861 (дата обращения: 16.11.2019)
10. Основные теории происхождения государства. [Электронный ресурс]URL: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%82%D0%B3%D0%BF/87-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/ (дата обращения: 19.04.2021)
11. Политика как механизм контроля за ресурсами (Д. Хелд). - [Электронный ресурс]URL: https://studfile.net/preview/5996513/page:5/ (дата обращения: 16.11.2019)
12. Политические режимы. - [Электронный ресурс]URL: http://www.solidpolitic.ru/sopos-1153-2.html (дата обращения: 16.11.2019)
13. Политические системы и режимы.Часть II. Политические режимы. - [Электронный ресурс]URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/52-kurs-politologiya-i-politicheskaya-teoriya/516-tema-4-politicheskie-sistemy-i-rezhimy-chast-ii-politicheskie-rezhimy (дата обращения: 16.11.2019)
14. Теории и модели демократии. Демократический режим. - [Электронный ресурс]URL: https://studopedia.org/1-53493.html (дата обращения: 16.11.2019)
15. Типология демократических режимов Хелда. - [Электронный ресурс]URL: https://studme.org/228504/politologiya/tipologiya_demokraticheskih_rezhimov_helda (дата обращения: 16.11.2019)
16. Типология режимов Алмонда и Пауэлла. - [Электронный ресурс]URL: https://infopedia.su/14xfc24.html (дата обращения: 16.11.2019)
17. Типология режимов X. Линца. - [Электронный ресурс]URL: http://politics.ellib.org.ua/pages-3175.html (дата обращения: 16.11.2019)
18. Типология режимов Линца. - [Электронный ресурс]URL: https://studme.org/228505/politologiya/tipologiya_rezhimov_lintsa (дата обращения: 16.11.2019)
19. Типология политических режимов Х. Линца и А. Степана. - [Электронный ресурс]URL: https://studfile.net/preview/8141546/page:8/ (дата обращения: 16.11.2019)
20. Центростремительные демократии. - [Электронный ресурс]URL: https://lib.sale/ideologiya-politicheskie-rejimi/tsentrostremitelnyie-demokratii-111687.html (дата обращения: 16.11.2019)
21. Хелд Дэвид «Модели демократии». М.: Дело, 2014. 544 с.
22. Almond’s Model: Structural Functionalism. - [Электронный ресурс]URL: http://www.politicalsciencenotes.com/articles/almonds-model-structural-functionalism/735 (дата обращения: 16.11.2019)
23. Juan Linz. - [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/biography/Juan-Linz (дата обращения: 16.11.2019)
24. Juan J. Linz, Alfred Stepan. The Breakdown of Democratic Regimes: Chile. Johns Hopkins University Press (September 1, 1978). 144 p
25. Juan J. Linz e Alfred Stepan, Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe, Baltimore e London, The Johns Hopkins University Press, 1996, pp. XX-479.
26. Henri Chambre, David T. McLellan. Marxism. - [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/topic/Marxism (дата обращения: 16.11.2019)
27. Gabriel Almond, Sidney Verba. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. SAGE Publications, Inc. 2015. 576 р.
28. Gabriel Almond . Ventures in Political Science: Narratives and Reflections. Lynne Rienner Pub; illustrated Edition edition (March 1, 2002. 240 р.
29. Greek and Roman precedents. [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/topic/state-sovereign-political-entity#ref284349 (дата обращения: 19.04.2021)
30. Marxism. - [Электронный ресурс]URL: https://www.econlib.org/library/Enc/Marxism.html (дата обращения: 16.11.2019)
31. Marxism. - [Электронный ресурс]URL: https://www.investopedia.com/terms/m/marxism.asp (дата обращения: 16.11.2019)
32. Marxism. - [Электронный ресурс]URL: https://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/help/marxism.htm (дата обращения: 16.11.2019)
33. Models of Democracy: 6 Models. - [Электронный ресурс]URL: http://www.politicalsciencenotes.com/democracy/models-of-democracy-6-models/835 (дата обращения: 16.11.2019)
34. State. [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/topic/state-sovereign-political-entity (дата обращения: 19.04.2021)
35. Typology of Political Systems According to Almond and Coleman. - [Электронный ресурс]URL: http://www.politicalsciencenotes.com/articles/typology-of-political-systems-according-to-almond-and-coleman/540 (дата обращения: 16.11.2019)
36. What is Marxism. - [Электронный ресурс]URL: https://www.allaboutphilosophy.org/what-is-marxism-faq.htm (дата обращения: 16.11.2019)
37. What is Marxism? A Bird's-Eye View. - [Электронный ресурс]URL: https://www.nyu.edu/projects/ollman/docs/what_is_marxism.php (дата обращения: 16.11.2019)