Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Казенные учреждения относятся к категории организаций системы государственного и муниципального управления, с присущими ей особенностями и четкой регламентацией различий и форматов между этими уровнями. Управление ими существенно отличается от управления коммерческими организациями, что обуславливает необходимость изучения и выявления методов оптимизации.
Степень изученности заявленной темы можно охарактеризовать как достаточно высокая, что обусловлено ее актуальностью и интересом со стороны государственных деятелей, ученых, населения. Основу исследования составляют труды таких ученых и специалистов, как Мищенко Г.Н., Семячков А.К., и других.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распоряжения, положения и методические указания Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Объектом исследования является казенные учреждения г.Костромы.
Предмет исследования – нормативно-правовые и организационные основы совершенствования государственного управления здравоохранением в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний.
Цель работы заключается в исследовании и совершенствовании государственного управления здравоохранением (на примере ФКУЗ «Медико-санитарная часть №44 Федеральной службы исполнения наказаний»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть государственное управление здравоохранением как систему,
- изучить правовые основы государственного управления казенными учреждениями в Российской Федерации,
- - провести анализ государственного управления казенным учреждением на примере ФКУЗ «Медико-санитарная часть №44 Федеральной службы исполнения наказаний»,
- определить проблемы и направления совершенствования управления казенным учреждением на примере ФКУЗ «Медико-санитарная часть №44 Федеральной службы исполнения наказаний».
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, аналитико-прогностического, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции, а также статистические методы анализа и группировок.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
1.1.Государственное управление казенными учреждениями как система
В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит совершенствованию системы управления здравоохранения. Предпринимаемые ранее преобразования в большой степени не привели к положительным результатам, что обусловило необходимость глубокого анализа данной сферы с позиции управления. При формировании системы казенных учреждений используется следующий подход, в котором выделяются:
- субъект деятельности, который достигает какую-то цель (удовлетворение потребности, выполнение заказа);
- вид деятельности, в частности, экономическую деятельность, управление;
- объект деятельности, преобразование которого в ходе осуществления деятельности должно дать результат, соответствующий поставленной цели.
Таким образом, можно представить базовую модель, отражающую выделенные компоненты (рис. 1.1.).
Рис 1.1. Базовая модель хозяйственной деятельности
Данная модель характеризуется наличием субъекта деятельности, имеющего некоторые цели, которые он желает удовлетворить путем получения результата, связанного с объектом деятельности. При этом субъектно-объектное взаимодействие не ограничивается сообщением цели и выдачей результата. В нашем случае активным является не только субъект, но и объект, включающий в себя коллектив людей, обладающий собственными целями и в свою очередь оказывающий воздействие на субъект, а также и вид деятельности, например, управление.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного функционирования орга¬нов управления:
1. Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, важно фиксировать и сравнивать ее системные характеристики.
2. Чтобы совершенствовать систему управления с ис¬пользованием компьютерной техники, необходимо доводить организационное проектирование до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.
3. Требуется персональная ответственность руково¬дителей и исполнителей.
4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом.
6. Должна существовать четкая документация, регла¬ментирующая деятельность организации.
В настоящее время в теории управления экономическими системами не до конца преодолены трудности с определением понятия системы.
Система – есть совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых элементов (подсистем), обладающая свойствами структурной целостности, открытости и целесообразности поведения.
Под системой понимается «некоторое множество взаимосвязанных частей – компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени».
Также «система – это множество взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, рассматриваемое как единое целое, предназначенное для достижения некоторой цели и находящееся во взаимодействии с окружающей внешней средой».
1.2.Правовые основы государственного управления казенными учреждениями
Рассматривая систему государственного управления, необходимо подчеркнуть, что ст.12 Конституции Российской Федерации определяет самостоятельность органов местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий. Также органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны контролировать соблюдение на территории муниципальных образования государственных социальных стандартов.
Помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов, вопросы развития казенных учреждений на местном уровне в настоящее время регулируются ст.ст. 15-16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
Органы местного самоуправления могут разрабатывать нормативно-правовые акты регламентирующие совершенствование управление казенными учреждениями в разных сферах, если они не противоречат действующему законодательству и проходят экспертизу профильных министерств и ведомств.
Многоуровневый характер системы управления казенными учреждениями обусловлен тем, что она функционирует на всех управленческих уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, в связи с чем происходит соответствующее распределение полномочий, прав, функций и ответственности между ними.
Задача федеральных и региональных органов власти и управления сгладить и нивелировать этот дисбаланс и достичь максимально единого уровня на всех территориях.
Муниципальный уровень управления казенными учреждениями представлен местными органами и учреждениями, которые находятся на балансе муниципалитета. Их задача состоит в том, чтобы осуществлять обслуживание населения данной территории. Важность данного уровня управления заключается в непосредственной близости к населению и интегрированностью в его нужны и потребности. Именно на данном уровне можно получить информацию о том насколько эффективна сформированная система государственного управления, с какими проблемами и трудностями она сталкивается, в каких направлениях необходимо ее совершенствовать .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – 188с.
2. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Консультант Плюс
3. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс]: проект Министерства здравоохранения – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru /ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiyazdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period. – Дата обращения 19.01.2018
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Информационная система «КонсультантПлюс»
5. Положение об управлении организацией медико-санитарного обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 20.03.2015 №167// Консультант Плюс
Монографии, научные статьи
6. Беляев С.А. Направления реализации резервов экономической деятельности медицинского учреждения // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 85-88
7. Бондарева А.В., Белоусова Н., Рябченко Р. Анализ эффективности системы здравоохранения России // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. №8. С. 125-128. 12.
8. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // ФЗ [Электронный источник] Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 17.12.2018).
9. Внутренние отчеты ФКУЗ МСЧ-44
10. Воронин Р.М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 113
11. Головина Н.А. Подходы к оценке эффективности реализации государственной политики в сфере здравоохранения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №5. С. 43-48.
12. Данчул А.Н., Корнеенко В.П. Системный анализ управления экономическими процессами: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С.9
13. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-meditsinskogo-obespecheniya-osuzhdennyh (дата обращения: 30.12.2018)
14. Денисов И., Волнухин А., Резе А. Информатизация как механизм достижения конкурентного преимущества в первичном звене здравоохранения за рубежом // Врач. 2014. №9. С. 87-88.
15. Зайцев К.А. Прикладная методика анализа систем управления // Социологические науки, 2012. - №5. – С.51 .
16. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 31
17. Квачахия Л.Л. Об эффективности модели отечественной системы здравоохранения в сравнении с развитыми странами // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ob-effektivnosti-modeli-otechestven/ (Дата обращения: 08.01.2019 г.)
18. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.29
19. Официальный сайт УФСИН России по Костромской области http://44.fsin.su/press/index.php
20. Проваторова А.С. Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения ФЗ [Электронный источник]// Концепт. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 11.12.2018).
21. Репринцева Е.В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 254-257.
22. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.- С.29
23. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-1. С. 72-44.
24. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 105
25. Тимерзянов М.И. Медико-социальные проблемы здоровья осужденных и оказания медицинской помощи данной категории // Казанский медицинский журнал, 2015 г., том 96, №6, С.1045
26. Тренинги персонала. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.magnatcorp.ru/articles/4166.html
27. Яшина Н., Хансуварова Е., Яшин К. Разработка методических аспектов оценки эффективности деятельности лечебнопрофилактических учреждений // Управленец. 2016. №4. С. 26-33.