Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт.
Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Интернет сформировал новый мир для общества .
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
«Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации» .
Целью данной работы является рассмотрение моделей информационного воздействия на массовое сознание.
Задачи:
- рассмотреть общественное мнение и массовое сознание;
- изучить средства массовой информации как способ информационного воздействия;
- рассмотреть модели информационного влияния на массовое сознание.
Новизна темы связана с тем, что Интернет меняет способ восприятия информации. Реклама меняет свои функции, меняется традиционное восприятие информации потребителями.
Объект исследования – модели информационного воздействия. Предмет исследования – особенности современных моделей информационного воздействия.
Методы исследования – анализ, структурирование источников, информации.
Глава 1 Специфика современного информационного воздействия
1.1 Общественное мнение и массовое сознание
Общественность в широком смысле – это различные группы стейкхолдеров, то есть лиц, так или иначе, заинтересованных в деятельности организации и ее результатах.
Общественность в узком смысле – это активная аудитория, на которую нацелен PR.
Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Под общественным мнением в общем смысле принято понимать совокупность взглядов индивидов на ту или иную проблему. По сути это своеобразный консенсус, который зарождается из совпадающих между собой установок людей относительно проблемы.
Общественное мнение является весьма объемным и гораздо более емким понятием, нежели простая сумма точек зрения, которые взыскиваются определённой совокупностью индивидов. Оно представляет собой динамический процесс взыскания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместными усилиями вырабатывается направленность действий .
Общественное мнение обычно возникает внутри группы индивидов, которые общаются друг с другом, вместе согласовывают суть проблемы и возможные ее последствия.
Общественное мнение обладает определенными характерными признаками. Основными из них считаются:
- направленность;
- интенсивность;
- стабильность;
- информационная насыщенность;
- социальная поддержка.
Признак направленности служит отражением общей качественной оценки проблемы и характеризует отношение к ней в форме суждений по типу «да – нет», «за-против-не определился» и пр.
Интенсивность служит показателем силы общественного мнения, которую то приобретает вне зависимости от направленности.
Стабильность характеризует длительность времени, в течении которого большая часть респондентов устойчиво проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
Информационная насыщенность служит показателем того, какой объем знаний об объекте мнения принадлежит людям .
Наконец, социальные поддержка служит отражением степени уверенности людей в том, что их мнение разделяется другими людьми, принадлежащими к данной социальной среде.
В целом же справедливо говорить о том, что общественное мнение является динамическим процессом высказывания, уточнения и согласования мнений, в рамках которого совместно вырабатывается направленность действий.
Обычно общественное мнение формируется внутри группы людей, которые общаются между собой, вместе согласовывают суть проблема и ее последствия, а также обдумывают меры по ее разрешению.
Часто оно представляет состояние массового сознания, находящее свое отражение в совокупности оценочных суждений.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QFjAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 01.12.2021.
2) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017
3) Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 01.12.2021
4) Большаков В., Осторожно: ток-шоу // Молодая гвардия. — 2019. — № 11/12. — С. 154-174.
5) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
6) Василькова Н. Н, Бои без правил в политических ток-шоу // Русская речь. — 2018. — № 2. — С. 43-45Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981.
7) Ворошилов В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В. В. Ворошилов. – СПб., 2020
8) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2020
9) Лепский Ю., Почему нельзя? : за что извинялся Константин Симонов и что никогда не придет в голову участникам современных ток-шоу // Родина. — 2020. — № 12. — С. 68-6
10) Каверин Н., Современная "миссия" на телевизионных ток-шоу // Москва. — 2018. — № 1. — С. 229-235
11) Комаровский, В.С. Управление общественными отношениями [Текст]: Учебник / под общ. редакцией А.С.Комаровского. - М.: Манускрипт, 2020.- 400 с.
12) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001
13) Маркелов К.В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2020
14) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 01.12.2021)
15) Политтех. Идеология, пропаганда и агитация. – [Электронный ресурс]. – URL: http://polittech.org/2013/08/16/ideologiya- propaganda-i-agitaciya/. Дата обращения 01.12.2021.
16) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991
17) Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.
18) Язык средств массовой информации // Володина М.Н. (под ред.) Издательство: Академический Проект, Альма Матер. 2020
19) Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631