Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что использование собак служебного направления в кинологической деятельности, это давно сложившаяся и хорошо закреплённая традиция работы человека с собакой. Навык поиска и подноски предметов является базой для приучения собак к выборке вещей, человека, обыску местности и т. д. Навык способствует развитию обонятельно-поисковой реакции собаки.
Собака – это домашнее животное-компаньон. Все породы собак по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные. Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.
Объект исследования: апортировка в различных нормативных и службах.
Предмет исследования: выработка навыка апортировка, также значение и применение в различных нормативных и службах
Цель работы: изучить выработку навыка апортировки и рассмотреть значение, применение в различных нормативных и службах.
Задачи:
1. Описать понятие и методы развития апортировочной реакции поведения;
2. Рассмотреть значение апортировки;
3. Изучить формирование первичных координаций и двигательного стереотипа.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Понятия и методы развития апортировочной реакции поведения
1.1. Начало обучения апортировке
Аппортировка - это навык собаки схватывать или поднимать брошенный предмет, держать его в пасти и подносить к хозяину.
Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности [5, c 79].
Условные раздражители:
1. Команда «апорт».
2. Жест - выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
3. Команда «дай».
Безусловные раздражители:
1. Апортировочный предмет.
2. Похвала.
3. Ласка.
4. Лакомство.
В начале упражнения собака должна спокойно сидеть у левой ноги проводника, в то время, когда проводник бросает апортировочный предмет - специальную деревянную гантелю. Когда предмет упал, и проводник подал команду «апорт», собака должна быстро подбежать кратчайшим путем к лежащему апорту, быстро, и уверено схватить его, и, крепко держа его в пасти, так же быстро вернуться к проводнику и сесть перед ним. По команде собака должна спокойно отдать апортировочный предмет.
Для спортивных собак, цель подготовки которых - выступление на соревнованиях по НПО и Шуцхунд, «чистое» выполнение апортировки имеет большое значение, так как этот элемент присутствует сразу в трёх упражнениях, и баллы за него составляют достаточно большую часть от суммы баллов за послушательный раздел.
При этом апортировка считается одним из самых сложных навыков: часто даже очень опытным проводникам, успешно выступающим на самых крупных соревнованиях, не удается добиться от своих собак идеального сочетания энергичного подъема, молниеносного подноса предмета и при этом крепкого, надежного удержания[1].
Традиционно, надежность выполнения апортировки достигалась за счет применения методов принуждения и механических методов. Эти два метода известны уже очень давно и являются своего рода классическими. Но поскольку они являются очень старыми, можно даже сказать старинными, многим современным людям они кажутся чрезмерно жесткими.
Механический метод обучения апортировке основан на обучении собаки держать в пасти предмет. Предмет вкладывается в пасть собаки и механически удерживается руками проводника. Через некоторое число повторений собака понимает, что от нее требуется и начинает держать предмет в пасти самостоятельно.
Принудительный метод строится на создании для собаки некомфортных условий в случае, если апортировочный предмет не находится у нее в пасти. Как только собака берет апорт, всякие воздействия прекращаются. Таким образом, собака быстро понимает, что если апортировочный предмет находится в поле зрения, единственный способ избежать боли - быстро схватить этот предмет.
На самом деле поднос предмета как таковой не является чем-то запредельно сложным для собаки. Хватание брошенного предмета и движение в сторону дрессировщика является естественным и инстинктивным практически для всех собак. Принуждение, как правило, используется потому, что в спорте важным является не только факт подноса предмета, но и способ, которым собака это делает - без жевания, молниеносно и надежно.
Когда собака подносит предмет во время игры, она обычно не удерживает его так крепко, как нужно. Поэтому большинство специалистов считает, что навык апортировки, построенный на использовании игровой мотивации очень ненадежен: поскольку это игра, а не работа, собака может в любую минуту отказаться от нее, бросить предмет. Также, увлекшись игрой, собака может начать перехватывать или жевать апорт, а также не желать отдавать «добычу» проводнику, что проявляется в замедленном подходе или медленном отпуске апортировки[9].
1.2. Методы развития апортировочной реакции поведения
В практике дрессировки часто возникает необходимость выработки у собаки апортировочной реакции поведения. Хорошо, если собака активно бегает за апортировочным предметом, заинтересованно ищет его и длительное время носит! А если заинтересованность в апортировке не столь высока? Ведь во многих видах дрессировки апортировочная реакция является основой для выработки специальных навыков. Так, подготовка собак для поиска наркотиков невозможна, если собака не заинтересована в апортировке. В спортивной дрессировке без хорошей апортировочной реакции у собаки также не будет перспектив. Да и многие методики выработки навыков послушания, корректировки нежелательного поведения основаны на использовании реакции добычи.
Если апортировочная реакция у вашей собаки проявляется, но есть необходимость ее развить, возможно, вам пригодятся упражнения, применяемые при дрессировке специальных собак (специальные собаки предназначены для поиска наркотических и некоторых других веществ). Отрабатывая эти упражнения, знайте меру: выработка чрезмерной связи на апортировочный предет иногда может оказаться лишней. Например, собака, самостоятельно охраняющая территорию, не должна сильно реагировать на брошенный ради ее отвлечения апортировочный предмет.
Нижеприведенные упражнения предназначены для повышения заинтересованности в апортировке, выработки стремления не только преследовать брошенный предмет, но и долго его искать. Такие упражнения можно также использовать для развития обонятельно-поисковой реакции поведения, что очень важно в процессе подготовки розыскных и специальных собак.
В период отработки этих упражнений нецелесообразно вырабатывать в комплексе с апортировкой «тормозные» навыки. Не следует заставлять собаку соблюдать выдержку в положении «рядом» перед пуском за апортировочным предметом, садиться перед дрессировщиком с предметом в зубах в ожидании дальнейших команд. Все эти элементы, дисциплинирующие собаку и необходимые для доведения навыков до требований нормативов, вы сможете отработать после того, как у вашей собаки будет достаточно развито стремление к апортировке.
Упражнения по развитию апортировки:
1. Поднос собакой брошеного предмета на 3-10 метров.
2. «Борьба за предмет».
3. Бросок предмета на 15-20 метров с выдержкой.
4. Игра с апортировочным предметом на удочке.
5. Предмет на удочке за сетчатым препятствием.
6. Предмет на удочке помещается в корзине.
7. Подвешивание предмета.
8. Помощник уносит предмет. Апортировка.
9. Помощник уносит и прячет предмет, выполняя отвлекающие движения.
1. Предмет брошен на 3-10 метров
При выполнении этого упражнения нельзя давать выдержки. Все необходимо проводить в форме игры: привлечь внимание собаки видом апортировочного предмета, бросить его, поощрить активное стремление собаки найти и подобрать апортировочный предмет. За найденный собакой
Фрагмент для ознакомления
3
Адамчик, В.В. Воспитание и дрессировка. Полный курс дрессировки собак. - М.:АСТ, 2015 г. – 89 с.
2. Блохин Г.И. Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013.- 384 с.
3. Володин В.Б. Общий курс дрессировки собак разных пород. - М.: ООО Изд-во АСТ; Сталкер, 2015. – 102 с.
4. Волхард Д., Волхард В. Дрессировка собак для «чайников»; Диалектика, Вильямс - Москва, 2016. - 288 c.
5. Воспитание, дрессировка и разведение служебных собак; Контакт - Москва, 2016. – 368 c.
6. Гриценко В. В. Специальная дрессировка собак; Вече - Москва, 2014. - 192 c.
7. Гриценко, В.В. Общий курс дрессировки: методика формирования навыков послушания - М.: А.П.Б., 2015. – 69 с.
8. Гусев В., Гусева Е. Кинология. - М.:Аквариум,2012. – 174 с.
9. Джерелин Дж. Билакевиц Дрессировка собак; АСТ, Астрель, Харвест - Москва, 2016. - 320 c.
10. Жирова, В.В. Методические основы подготовки специалистов-кинологов таможенных органов Российской Федерации / В.В. Жирова, М.В. Пазыныч, Р.А. Кисляк, Е.А. Барановская, О.В. Ильинский, А. А. Уварова. - Ростов н/Д: ЮОТ ФТС России, 2018. – 65 с.
11. Зубко В.Н. Дрессировка служебных собак; Книга по Требованию - Москва, 2017. – 679 c.
12. Оберлендер, Г. Дрессировка и натаска охотничьих собак; М.: Аквариум - Москва, 2014. - 160 c.
13. Орлов А. Методика дрессировки служебных собак. // Клуб служебного собаководства.– М.: Знак почета, 2016.-191с.
14. Служебное собаководство: Сборник./ Сост. В.Н. Зубко – М.: ДОСААФ, 2017 – 382 с.
15. Фаритов Т.А. Хазиахметов Ф.С. Платнов Е.А. Практическое собаководство: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2015.- 448 с.
16. Ходсон Сара Дрессировка собак. Визуальное пособие; АСТ, Астрель, Полиграфиздат - Москва, 2017. - 240 c.
17. Чебыкина Л.И. Дрессировка служебных собак: справочник по дрессировке собак. - М.: Аквариум-Принт, 2016. – 82 с