Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире растет необходимость в эффективном и рациональном управлении земельно – имущественными ресурсами территорий, от уровня и качества управления, которыми зависит экономический потенциал, экологическое состоянии и уровень жизни населения на данной территории в целом.
Другими словами, возрастает роль и необходимость в эффективном муниципальном управлении использования земель и земельных ресурсов территорий муниципалитета, основными функциями и задачами которой являются упорядочивание, организация, управление и распоряжение земельными ресурсами, а также организация рационального их использования и охраны.
В данной курсовой работе будут рассмотрены особенности управления землей и земельными ресурсами муниципального образования, а также на основе проанализированных данных будет сформулирован ряд негативных тенденций характерных для всей территории Российской Федерации, на основании чего будет предложен ряд мер по рационализации и повышению эффективности и качества управления земельными ресурсами.
Целью, данной курсовой работы, является обзор и анализ механизмов муниципального управления земельными ресурсами и предложение мер по повышению эффективности такого управления. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
¬– выявить и рассмотреть значение и основные принципы муниципального управления;
– рассмотреть основные механизмы управления муниципального управления земельными ресурсами;
– осуществить анализ эффективности и рациональности муниципального управления земельными ресурсами;
– рассмотреть роль информационных технологий в муниципальном управлении земельными ресурсами.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются механизмы муниципального управления.
Предметами исследования являются основные документы и показатели в сфере управления земельными ресурсами.
1 Теоретические основы управления государственных органов и местного самоуправления по управлению земельным фондом РФ
1.1 Инструменты государственного управления земельным фондом РФ
Под управлением земельным фондом (УЗФ) Российской Федерации (РФ) понимается деятельность государственной власти и органов местного самоуправления, которая обеспечивает рациональное использование и охра-ну земельных ресурсов страны с помощью правовых норм и соблюдения зе-мельного законодательства.
УЗФ действует на федеральном, муниципальном и региональном уровне, комплексно реализуемых в единой государственной земельной поли-тике [26]. Все это непосредственно влияет на эффективное развитие инфра-структуры и градостроительства, охрану земель, устанавливает порядок сдачи и продажи государственных или муниципальных земель, надежную систему налогообложения земель.
УЗФ, как и вся правоприменительная деятельность государства, осу-ществляется как через систему государственных органов, так и посредством привлечения к этому процессу негосударственных структур (общественных, муниципальных и др.).
Инструментами управления земельными ресурсами (УЗР) являются Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), кадастровая оценка, механизм предоставления земельных участков, анализ качественного состоя-ния земель, государственный контроль над использованием и охраной земли, мониторинг земель.
По характеру управления и объему функций управление различают общее и отраслевое (межотраслевое) управление государственными землями.
Так же для рационального использования и охраны ЗФ играет неотъ-емлемую роль и внутрихозяйственное управление. Это управление исполня-ется собственниками ЗУ и землепользователями. В их обязанности входит охрана и РИЗ. Законодательство предусматривает и меры правовой ответ-ственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее ис-полнение этих обязанностей.
Функцией государственного управления ЗФ РФ является деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспече-нию охраны и РИЗ.
В Земельном кодексе (ЗК) РФ сформулированы основные принципы и порядок государственного управления земельными ресурсами (ЗР) в РФ представленном на рисунке 1.
Планирование и охрана РИЗ осуществляется путем разработки и реа-лизации плановых мероприятий и документов.
Рисунок 1 – Основные инструменты государственного управления ЗР [26]
В РФ землепользование является платным [8]. Виды платы за земле-пользование: земельный налог (до введения в действие налога на недвижи-мость), арендная плата.
Рыночная стоимость ЗУ регулируется Федеральным законом «Об оце-ночной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135. В соот-ветствии с № 135-ФЗ проводится государственная кадастровая оценка зе-мель, которая определяет кадастровую стоимость ЗУ.
Государственный кадастровый учет (ГКУ) ЗУ осуществляется в поряд-ке, установленном № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимо-сти» . КУ – занесение в ЕГРН информации о недвижимом имуществе, под-тверждающее наличие такого имущества с определенными характеристиками или прекращение его существования.
Государственный земельный контроль исполняется специальным упол-номоченным органам государственной власти за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организация-ми независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Государственный контроль осуществляется в соответствии с ЗК РФ [9].
Муниципальный земельный контроль исполняется органами местного самоуправления или их уполномоченными органами за использованием зе-мель на территории муниципального образования, осуществляется в соот-ветствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, нахо-дящихся в государственной или муниципальной собственности и не предо-ставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфра-структур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусствен-ных водных объектов [10].
Посредством предотвращения нарушений землепользователей за несо-блюдением земельных прав и привлечение к ответственности проводится охрана права собственности на землю.
В таблице 1 приведены основные инструменты управления и их роль в управлении земельными ресурсами [26].
Таблица 1
Инструмент Роль в управлении ЗР
ЕГРН. Сведения об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недви-жимое имущество, основаниях их возникнове-ния, правообладателях.
Кадастровая оценка. Совершение сделок с землей, пополнение госу-дарственного бюджета.
Предоставления земельных участков. Включение в гражданский оборот новых зе-мельных участков, развитие земельного ранка.
Анализ качественного состояния зе-мель. Своевременное выявление негативных процес-сов, связанных с состоянием земель. Планиро-вание использования земель.
Государственный земельный надзор. Предупреждение, выявление и пресечение зе-мельных правонарушений. Своевременное вы-явление негативных процессов, связанных с со-стоянием земель. Планирование использования земель.
Мониторинг земель. Охрана и РИЗ, сохранения природных систем, повышения качества жизни, улучшения здоро-вья населения, обеспечения экологической без-опасности.
Ведение землеустройства. Организация наиболее полного, рационального и эффективного использования ЗР и их охраны во всех отраслях народного хозяйства.
1.2 Влияние государственного регулирования на состояние и перспективы развития земельного фонда РФ
Муниципальное и государственное управление является неотъемлемой и важнейшей частью местного самоуправления, деятельность которого за-ключается в упорядочивании и рациональном распоряжении ресурсами му-ниципального образования, с целью повышения качества и уровня жизни местного населения, путем совершенствования и повышения эффективности научно – технической, правовой и социально – экономической баз на терри-тории муниципального образования [1].
Землеустроительные действия на сегодняшний день реализуют устра-нение проблем, установление и закрепление прав на ЗУ и организацию их рационального использования [15].
Для того чтобы целесообразно использовать природное богатство, государство при помощи законодательства разработали правила землепользования, которое устанавливает ответственность за несоблюдением конкретных правил. Главные цели, которые преследует землеустройство:
– улучшение состояния земель. В наш век, развитие новых технологий приносит множество экологических проблем и ряд негативных последствий. Засорение недр и территорий земель становится угрозой для жизни всего живого, поэтому, наряду с охраной земель и недопущения ухудшения их состояния, одной из основных целей станет направленность на восстановление и совершенствование земель. Оно заключается в разработке методов улучшения природных ландшафтов, повышение плодородия почвы, в рекультивация нарушенных земель, защите от подтопления, эрозии и других отрицательных природных явлений. Данные цели землеустройства можно совместить в одно целое и получится основная цель – бережное отношение ко всем ресурсам, которые предоставлены нам на этой земле;
– правовая охрана использования земель. С целью охраны использования земель, избежание загрязнений и иных негативных последствий издаются нормативные акты на местном и федеральном уровне. Чтобы осуществлять контроль за соблюдением землепользователями в отношении земель требований функционирующего законодательства создан специальный орган – государственный земельный надзор;
– обеспечение рационального использования земель. Рациональность – это основной принцип экономики. То, что касается земельных ресурсов и земли, то при заботе о обоснованном и осмысленном применении земель возможно достичь улучшения жизненных условий, развития производства и обогащения страны. Все эти факторы взаимосвязаны между собой, а также требуют не только подробного и детального изучения, но и соблюдения аб-солютно всех требуемых мер по рациональному использованию земель [15].
Рациональное использование земель как задача, принцип и цель совре-менного землепользования сформулирован классиками отечественного зем-леустройства в промежуток социализации земельных отношений и до нашего времени представляет характеризующую роль в использовании земельных ресурсов. Реализация рационального применения земель предполагает в главную очередь непротиворечивость действующему законодательству, а также оптимизацию использования земельных ресурсов и каждого опреде-лённого землепользования в отношении нескольких или одного базового по-казателя:
– экологического;
– технологического;
– экономического;
– социального [4].
В совокупности это означает, что в стране сложилась ситуация, осно-ванная на неопределенности прав на землю, что открывает возможности в мошенничестве, в незаконном захвате земли, недоверие к правообладателям, владением крупными сельскохозяйственными угодьями и т. д.
Изменение ситуации возможно только с изменением системы регулиро-вания земельных отношений. Для начала нужно определит, что земля – это национальное достояние станы. В связи с этим: произвести учет, оценку и ка-чество земли; обеспечить охрану от деградации земли; произвести по закону распределение и защиту прав собственников, и других субъектов земельных отношений; обеспечить условия и правила для РИЗ для пользователей и зем-левладельцев; разработать стратегии по сохранению и повышению плодоро-дия земли [16].
Ниже приведем перечисления негативных оценок в совокупности, определяющие ухудшение системы земельных отношений. Особо актуаль-ными из них [26]:
Фрагмент для ознакомления
3
1 Андреева, Т. А., Астанина, Л.А. Инфраструктурная и финансовая поддержка развития кластеров Сибирского федерального округа / Четвертая национальная научно-практическая конференция «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустрой-ство, лесоустройство, управление недвижимостью», Новосибирск. – Текст: электронный. – URL: http://geosib.sgugit.ru/ekonomicheskoe-razvitie-sibiri-i-dalnego-vostoka-2020-tom-3-1/.
2 Веприкова, Е.Б. Система нормативных правовых актов муниципаль-ного образования: состояние, проблемы и перспективы развития. – Текст: электронный. – URL: http://www.dvncms.khv.ru/node/334.
3 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Кон-сультантПлюс».
5 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
6 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
7 Земельный фонд Российской Федерации и Новосибирской области Новосибирска: сайт. – URL: http://csaa.ru/zemelnyj-fond-novosibirskoj-oblasti/ (дата обращения: 21.04.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: элек-тронный.
8 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 01.07.2020. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
10 Нормативные правовые акты муниципальных образований: сайт. – URL: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/msgr/doc/sbornik/sb_p2.htm. (дата обращения: 21.04.2021). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
11 О государственной регистрации недвижимости: от 13.07.2015 № 218-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «Консуль-тантПлюс».
12 О землеустройстве: от 18.06.2001 № 78-ФЗ. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
13 О кадастровой деятельности: от 24.07.2007 № 221-ФЗ. – Текст: элек-тронный. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
14 О муниципальной программе «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» на 2018 – 2022 годы. – Текст: электрон-ный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/465719111.
15 О Положении о нестационарных объектах на территории города Но-восибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета де-путатов города Новосибирска: Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2015 № 1336. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой си-стемы «КонсультантПлюс».
16 О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориаль-ного планирования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 23.03.2008 № 198. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - право-вой системы «КонсультантПлюс».
17 О разработке и согласовании консолидированных схем градострои-тельного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования: Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 № 941. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой си-стемы «КонсультантПлюс».
18 О территориальных органах мэрии города Новосибирска: Решение Совета депутатов города Новосибирска от 22.02.2006 № 207. – Текст: элек-тронный. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
19 О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление правительства РФ от 01.06.2009 №457. – Текст: электронный. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».