Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Индивид большую часть своего времени находится в социуме. При взаимодействии с группой или личностью могут возникать конфликты, потому что каждый из нас обладает психологическими особенностями, которые проявляются в темпераменте, характере, коммуникабельности и т.д., а также у каждого из нас собственный взгляд на жизнь и на окружающую действительность. Анализ литературы по данному вопросу показал, что к проблеме конфликта и способов поведения в нем интерес не пропадает до сих пор, это легко объясняется современным, динамичным ритмом жизни.
Подростковый возраст очень непростой период жизни человека, так как является переходом ребенка из детства во взрослую жизнь с новыми правилами, обязанностями, с обновленным восприятием себя и окружающего мира. Задачей нашего исследования является анализ причин возникновения и особенностей протекания подросткового возраста.
В современном мире все негативные и сложно объяснимые проявления в поведении подростка объясняются «подростковым» кризисом. Кризис - состояние, во время которого существующие средства достижения цели становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Так чтобы достичь определенных целей во время кризисной ситуации, человек использует неадекватные методы их достижения. Кризис - это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» [1].
Также кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением [2].
Обобщая вышеуказанные определения, можно сделать вывод, что кризис – это состояние, которое наступает и проходит в определенные моменты. Ввиду того, что в подростковом возрасте общение со сверстниками занимает первостепенную роль, то не исключено появление конфликтов в их взаимоотношениях. На конфликтное поведение оказывает влияние множество факторов, в том числе и индивидуально-личностные особенности, как первостепенные.
Проблема исследования. Увеличение числа «сложных» детей, которые нарушают правила и нормы поведения. В настоящее время проблема стратегий поведения в конфликте, а именно, мало изучены причины, дисгармоничные и деформирующие составляющие конфликтного поведения, отрицательно влияющие на качество жизни подростка, не хватает исследований и разработок в данной области, именно по данному периоду онтогенеза, работ, учитывающих специфику подростковых конфликтов, в которых предлагается эффективное обоснование мер по их урегулированию и профилактике.
Существует потребность формирования антиконфликтного поведения в процессе взаимодействия подростков друг с другом и положительных социальных установок, но, опять же, практических разработок по данному поводу недостаточно.
Степень разработанности проблемы. Научные разработки ведущих отечественных ученых - экономистов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, А.Г. Большакова, М.Ю. Несмеловой, В.П. Василенко, С.М. Емельянова, Э.Э. Линчевского, Е.Б.Моргунова, Э.А. Уткина, С.В. Шекшня и других посвящены обоснованию теоретических и общеметодологических аспектов конфликта. Проблема конфликтологии как важной составляющей межличностных отношений получила развитие в трудах как зарубежных, так и отечественных исследований – М.А. Джерелевской, Э.Э. Линчевского, Г.Г. Меликьяна, В.Н. Меньшовой, Р.П. Колосовой, С.Н. Щегловой.
Изложенные предпосылки обусловили выбор темы данной работы и позволили сформулировать цель исследования: описать и изучить влияние личностных особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Объект: психологические особенности подростков.
Предмет: влияние периода кризиса на психологические особенности подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подростковый возраст как этап онтогенеза.
2. Выделить особенности протекания возрастного кризиса в подростковом возрасте.
3. Провести эмпирическое изучение психологических особенностей подростков в период кризиса.
4. Предложить рекомендации по снижению агрессивности подростки в период кризиса.
Методы исследования:
1.теоретические: анализ, синтез, обобщение фактического материала по теме исследования, изучение практического опыта.
2.Эмпирические:
1)Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»;
2)Тест FPI. Фрайбургский многофакторный личностный опросник;
3)Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
4)Опросник уровня агрессивности А. Басса-М.Перри.
3.Методы статистистической обработки данных: корреляционный критерий Ч.Спирмена.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе выборки подростков в возрасте 13-17 лет выборке, в количестве 90 человек. Все респонденты мужского пола. Большинство подростков воспитываются в полных семьях, на учете школы и в ПДН не состоят. Обучаются удовлетворительно. В целом характеризуются как положительные личности. Респонденты обучаются в общеобразовательной школе разных регионов России.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей подростков в период кризиса
1.1 Подростковый возраст как этап онтогенеза
Подростковый возраст является самым загадочным и непредсказуемым из всех возрастных периодов. Существует разное понимание возрастных границ, в зависимости от концепции и психологических взглядов. Например, Г. Гримм ограничивает подростковый период возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность указывают и авторы лонгитюдного исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Л.С. Выготский опередил рамки переходного возраста от 13-17 лет.
По нашему мнению, наиболее четко и лаконично очерчены границы подросткового возраста в периодизации отечественного психолога Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами. Безусловно, каждый автор в психологии развития определяет свои возрастные границы, но в целом период обозначен.
Для более глубоко и точного понимания темы исследования, целесообразно описать основные особенности подросткового возраста. А именно, для подросткового возраста характерны [28]:
1)половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
2)изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
3)смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
4)открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
5)познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
6)появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Разнообразие поведенческих реакций подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с физиологическими. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения [18].
Примечательно отметить, что известный отечественный психолог Л.С.Выготский совершенно иным, не традиционным взглядом рассматривает проблему подросткового возраста. Да, несомненно, подростковый возраст –это возраст коренных изменений и новообразований. Мы же остановимся на том, что являлось важным, по мнению Выготского Л.С. Так вот, проблема интересов является основополагающей в пубертатном периоде. В подростковом возрасте разрушаются и отмирают старые интересы и формируются новые [14].
Л.С. Выготский писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса»[14;26]. Эволюция интересов лежит в основе изменения поведения. Прежнее поведение продолжает существовать, новые формы появляются на основе уже существующих, а интересы или потребности меняются коренным образом.
Подростковый возраст часто называют негативным периодом развития. Многие исследователи характеризуют данный период как проявление негативизма. А происходит это потому что, начинают угасать прежние системы интересов и появляются первые органические влечения, то есть половое созревание. Психологи сравнивают систему интересов со строящимся домом. В период переходного возраста старая система интересов полностью разрушается как здание при катастрофе. Мы можем наблюдать постепенное появление новых интересов, связанных с половым влечением.
Именно поэтому подростки характеризуются неопределенностью, раздражительностью, повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, резкими скачками настроения, смены авторитетов и пр.
По мере созревания сексуальное влечение приобретает более замаскированную и завуалированную форму [10;24].
Главным здесь является, то, что в период негативной фазы снижается продуктивность, что характеризуется проблемами с успеваемостью, повышается уровень конфликтности, тревожности, раздражительности и пр. В процессе полового созревания возникает абсолютно новая форма отношений между конкретным и отвлеченным мышлением. Развитие мышления имеет центральное, ключевое место для всех других функций и процессов. По нашему мнению, роль интеллектуального развития в жизни подростка неоспорима.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т. П. Возрастная психология/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.:Академия, 2011. – 329с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. – Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.– 672 с.
3. Агрессия – одна из форм защиты «Я». Интервью Е. Клещенко с С. Н. Ениколоповым // Химия и жизнь.– 2016.– № 10.– С. 12–15
4. Бабаева М.М. Социальные нормы и регуляция поведения / М.М. Бабаева – М.: «Просвещение», 2010.– С. 189.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс – М.: ЭКСМО - Пресс, 2019.– С. 512.
6. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. М.: Сфера, 1967. –№3. –С. 204.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. Спб.: Прайм - Еврознак, 2011. –С. 51-55.
8. Бухаленкова Д. А., Карабанова О. А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха // Национальный психологический журнал. -2018. -№3 (31). –С.19-25
9. Берковиц Л. Гипотеза фрустрации-агрессии. Экспертиза и переформулирование. Психологический вестник, 1989. –С. 59-63.
10. Безрукова С.Б. Психологические особенности современного поколения. URL: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/05/23/psihologicheskie-osobennosti-sovremen nogo
11. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 2016.– С. 440
12. Басов Н. Ф. Технология социальной работы с молодежью / Н.Ф. Басов. – М.: Просвещение, 2015. – 288 с.
13. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 238с.
14. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т.Т.4. Педология подростка. -М.:Эксмо, 1984. – 638с.
15. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: собрание сочинений в 6- ти томах / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.- Т.3. С. 368
16. Глухова Е.И. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте и ее влияние на социальное поведение / Е.И. Глухова // Вестник Университета. – 2013. - № 23. – С. 237 – 240
17. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников.- М.: Знание, 2019.– 140 с.
18. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
19. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф. – М.: Наука, 2014. - 387 с.
20. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2017. – №1. - С. 202-217.
21. Донцов А. И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. - 2019. - №6. - С.119-134
22. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведение – М.: Аспект Пресс, 2016. – 317 с.
23. Зосимовский А. В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания / А.В. Зосимовкий. - М.: Наука, 2011. – 455 с.
24. Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски // Психологическая наука и образование.-Т.4.-2014. -№ 1.- С. 69–76.
25. Кайгородов Б. В. Самопонимание Подросток и его место в структуре самосознания // Мир психологии.- 2016.- № 1.-С. 129–132.
26. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С.69-78.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие, 4-е изд. / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1998.– С. 176.
28. Козер Л. А.Функции социального конфликта / Л.А. Козер. — М.: Идея-пресс, 2010. - 295 с.
29. Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. Характер / А.Г.Ковалев, В.Н. Мясищев. - СПБ.: Питер, 2018. - 412 с.
30. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Мысль, 2019. - 473 с.
31. Конфликтология / Под ред. Т.В. Черняк. - Новосибирск, 2010. – С. 500- 619.
32. Лор Р.К., Шульц Л.А. Контроль над человеческой агрессией: сравнительный перспектива. Американский психолог, 2016.– № 48 (1).– С. 16- 25.
33. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – СПб.-2015.–321с.
34. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.Б. Петрова – М.: Флинта: МПСИ, 2018.–– С. 152.
35. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Дом «Форум», 1997. С. 160.
36. Ромек В.Г. Психологическая помощь в конфликтных ситуациях / В.Г. Ромек – СПб: Речь, 2018. – 256 с.
37. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии, 2016.– № 1.– С. 51-64.
38. Рябых М.И. Влияние личностных особенностей подростков на выбор стратегий поведения в конфликте // Наука и перспективы. –2015.– №2. –С.9-12