Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние десять лет мир кардинально изменился. На нас всё большее влияние оказывает не сама физическая, ощутимая реальность, в которой мы существуем и взаимодействуем друг с другом, а информационный фон, в котором мы находимся. Факты отходят на второй план, на первый выходят мнения, причём не всегда основанные или хоть как-то связанные с реальностью, а партнёр по онлайн-игре оказывается гораздо более ценным источником информации, чем сосед по дому.
Современный человек живет полностью в медиамире. От влияния источников информации почти невозможно укрыться. Медиа – это не только чтение новостей или просматривание ленты социальных сетей. Музыка, играющая в автобусе, – тоже медиа, рекламный билборд на обочине и даже объявление на столбе – медиа, футболка с надписью или принтом – медиа, даже модель телефона может являться источником информации. Каждую секунду человек получает огромный поток информации, большую часть которого он не отслеживает и сознательно не запоминает, однако эта информация все равно может откладываться у него в памяти. Совокупность всех медиа вокруг индивида создает его медиасферу [1]. Для построения диалога в медиапространстве, современный мир требует социализации в киберпространстве.
Встают проблемные вопросы, связанные с построением концепции партнерства медиа и аудитории сегодня, что и обуславливает актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования: медиа;
Предмет исследования: медиа и аудитория в контексте партнерского взаимодействия.
Цель исследования: изучение проблемы медиа и аудитории в контексте рассмотрения концепции партнерства.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования медиа;
- прав анализировать концепцию партнерства медиа и аудитории;
- представить рекомендации партнерского взаимодействия медиа и аудитории.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования медиа
1.1.Понятие массовой коммуникации (массмедиа)
В самом обобщенном виде, коммуникация рассматривается как процесс передачи информации от одного носителя к другому или к другим. Канадский философ Г.М.Маклюэн изучавший роль коммуникации в культуре, совместно с экономистом Г.Иннисом ввели понятие «медиа» для обозначения средств массовой информации. Г.М.Маклюэн говорил: «Media is the message». Афоризм можно перевести как «медиа – это само сообщение» или «носитель информации (посредник) и есть сообщение». Исторически под медиа подразумевалась любая коммуникация, а под массмедиа – то, что относится к массовой коммуникации. Сообщение, отправленное одному субъекту коммуникации, относится к медиа, а сообщение, напечатанное в газете или чате, – уже массмедиа. Однако с распространением интернета эти понятия, фактически стали синонимами [Банников П. и др., 2020]. В современном мире понятия «медиа» и «массмедиа» почти не имеют различий. Более того, активно используется понятие «мультимедиа» - технология, когда контент передается с помощью сразу нескольких средств (компьютерная графика, музыка, звук, брендированные товары, книги и пр.).
Массовая коммуникация занимает значительное место в обеспечении социального прогресса общества. Данный факт прозорливо предсказывали исследователи уже в начале ХХ века, когда в США возникает понятие «массовой коммуникации» в рамках исследований психолога Ч.Кули, как отмечают А.М. Руденко и В.В. Котлярова [3]. Различным аспектам массовой коммуникации и ее роли в социуме посвящали свои работы такие крупные философы, социологи и культурологи, как Э. Дюркгейм, К. Ясперс, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Фуко, М. Маклюэн, Ю. Хабермас и многие другие.
Массовая коммуникация составляет основу взаимодействия различных институтов в обществе. Главнейшим инструментом реализации массовой коммуникации являются средства массовой информации. К ним относятся телевидение, радио, газеты, а в последние несколько десятилетий – и интернет. Появилась новая сфера массовой коммуникации – сетевые технологии.
В исследованиях сторонников теории информационного общества, М.Кастельса, М. Маклюэна, Д. Стоукса, средства массовой информации (СМИ) рассматриваются, как сочетание методов, ресурсов, технологий, коммуникативных стратегий создания, распространения и восприятия информации посредством динамического характера информационной среды. В рамках разработки теории информационного общества М. Маклюэн, подчеркивал, что «электронный глобализм массовых коммуникаций способствует нарастанию единства и взаимопонимания человечества, обозначает путь к общепланетарному сознанию» [2]. Современные отечественные исследователи (Гусейнов А.А., Смирнов А.В., Николаичев Б.О.), в частности, подчеркивают уязвимость концепции М. Маклюэна, основывающего свою концепцию на технологическом детерминизме (допущении, что за эволюцией технологий неукоснительно следуют трансформации в социальной организации, независящие от типа социальных образований), и технологическом романтизме (убеждении во всемирной демократизации, к которой приводит распространение «демократичных» изобретений в сфере информации) [3].
В отечественной науке, исследователями коммуникативного взаимодействия, стали такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский и др. Для многих из них было характерно понимание коммуникации как живого приращения знаний, как процесса коммуникативных действий, направленных на со-общение, со-бытие, со-знание.
Проблемам коммуникации посвятили свои исследования отечественные ученые-лингвисты: Г.Г. Шпет, Р.О. Якобсон и Ю.М. Лотман и др. Г.Г.Шпет, рассматривая слово с коммуникативной точки зрения, связывал его с культурой, а исторический материал автор рассматривал как материал коммуникативный. Р.О.Якобсон указал на несколько существенных аспектов сообщения, благодаря которым коммуникатором решаются задачи различных видов коммуникативных действий. Ю.М. Лотман, исследуя закономерности процесса коммуникации, предложил модель, отражающую способы порождения нового сообщения.
Руденко А.М., Котлярова В.В. определяют массовую коммуникацию как процесс распространения семантической информации, которая фиксируется в знаках, с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, видео, кино, интернет и т.д.) на большую и расположенную в разных местах аудиторию. Современные источники информации можно условно разделить на три группы [1] (см.Рисунок 1):
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Банников П., Соколова Т., Гороховський О., Печищев И., Радзявичус Д., Усупбаева А., Шишкин Д. Медиа и информационная грамотность. Учебное пособие для учащихся 9–11(12) классов. — Алматы: Международный центр журналистики «MediaNet», 2020. — 160 с.
2. Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 43—48.
3. Вартанова Е. Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С.165–176.
4. Грачев М. Н. О соотношения концепций установления повестки дня и фрейминга // Век информации. 2018. № 2. C. 94–96.
5. Джавадова С. А. Медиафрейминг как инструмент влияния на общественное мнение // E-SCIO. 2020. № 5(44). С. 85–93.
6. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // CIBERPSY, 14.12.2020. Электронный ресурс : Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/negativnye-vozdejstviya-informacionnoj-sredy/
7. Ибадова М.М.К., Чеджемов Г.А. Блоггинг в современном обществе // Известия Института систем управления СГЭУ. Самара-2018. – №1(17). – С.73-76
8. Лесконог Н.Ю., Жилавская И.В., Бродовская Е.В. (ред.) Риски интернет-коммуникации для детей и молодежи Т.Н. Владимирова, Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, И.В. Жилавская, Н.Ю. Лесконог, Л.В. Барков, А.С. Савенок, А.А. Чуева. — М.: МПГУ, 2019. — 80 с.
9. Маховская О. И., Семенова Т. И. Феномен сетевой агрессии в закрытых сообществах молодых матерей// Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые научные направления . Отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. — М.: Институт психологии РАН, 2018. — 523 с.
10. Миронова Т. Д. Буллинг: его проявления в подростковой среде и жизнь после буллинга //Актуальные вопросы публичного права: Материалы ХVII Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 1–2 ноября 2018 г.). Вып. 17: в 2 ч. / отв. ред. Д. В. Конев. – Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2018. Часть 2. С.598-604.
11. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3284 от 13.01.2017. Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026. (дата обращения 02.12.2021)
12. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9. – № 3. – С. 74-77
13. Серебрякова С. В., Милостивая А. И. Лингвистическое портретирование пандемии COVID-19 в прессе России и Германии // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. №2. С. 202–209
14. Сорокина В.О. Место блоггинга в современном мире на примере сети «Instagram» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – № 4-2 апрель 2019. – С.22-24.
15. Федоров А.П. Политическое манипулирование в социальных сетях Интернета в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии. — Бурятский государственный университет. — Улан-Удэ, 2018. — 162 с.
16. Фролова Т., Гафрилова, Е. Проблематика психического здоровья в российском медиадискурсе // Журналистика для здоровья нации. Человеческий потенциал в российском медиадискурсе. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 221-229.
17. Якимова, О. А.Массовая коммуникация: теория и практика. – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020 — 112 с. :