Фрагмент для ознакомления
2
1967 году и 100-летию со дня рождения в. и. Ленина в 1970 году. Все пла-ны вещания были сделаны в первую очередь исходя из этих дат, все редак-торы работали в первую очередь над этими темами. Все это, конечно, при-вело к «эффекту бумеранга», т. е. вызвало негативную реакцию со стороны аудитории.
Журналисты вновь смогли убедиться, что зрители воспринимают информационно-пропагандистский материал только тогда, когда нашли интересную и неожиданную форму. Практика показала, что наиболее ин-тересной в этом плане была ароматизированная радиохромия, в которой литературные тексты, документы, комментарии журналистов и музыка, которая устраивает повод, выстроились по законам театральной компози-ции.
Организация информационно-музыкальной программы «Маяк» по-требовала значительной перестройки музыкального вещания, поскольку громкость музыкального снаряжения только для этой программы состав-ляла 16 часов в день. Для « Маяка «в течение дня состоялось около пяти-десяти музыкальных программ, в которых прозвучало до 350 произведе-ний, причем музыка» Маяка « в природе должна была соответствовать профилю программы. Такой высокий спрос на музыкальные произведения малых форм требует постоянного пополнения и обновления репертуара на радио.
С 1967 года в стране начали развиваться техпрограммы теле- и ра-диовещания-владельцы радиостанций имели выбор: на 1 – й кнопке - I программа, на 2-й - «Маяк», а на 3-й-сложное разнообразие программ, литературных, художественных, музыкальных и детских художественно образовательных программ, спектаклей, обзоров и др. [6]
1. 2 Маяк до и после перестройки
Выход в эфир радиостанции «Маяк» стал знаковым событием в оте-чественном радиовещании и радиожурналистике. Новая радиостанция бы-ла создана на технической базе прежней Второй программы Всесоюзного радио с революционным форматом - информационно-музыкальным: 5 ми-нутные выпуски новостей чередовались с 25-минутными музыкальными отрезками - все 24 часа в сутки. Впоследствии именно этот формат был за-имствован коммерческими (главным образом - музыкальными) радиостан-циями, которые в 90-х годах начали свою работу в российском FM диапа-зоне.
В 60-х годах вещание радиостанции подобного формата, на первый взгляд лишенной откровенной пропагандистской составляющей, стало со-бытием. 1 августа 1964 года в шесть часов утра по московскому времени впервые прозвучали позывные - музыкальная фраза из песни В. Соловьева - Седого «Подмосковные вечера». Так начала вещание новая круглосу-точная информационно-музыкальная программа Всесоюзного радио «Ма-як».
В постановлении ЦК КПСС от 24 июня 1964 года «Об улучшении информации на радио» отмечалось, что: «Радиопрограмма «Маяк» долж-на содержать оперативную информацию (не реже двух выпусков в час) о важнейших событиях экономической, политической, культурной жизни в СССР и зарубежных странах, краткие комментарии на тему дня, новости спорта, репортажи, интервью, создавать путем тщательного отбора и про-думанного повторения наиболее важных новостей политически верную картину событий внутренней и международной жизни. Радиопрограмма «Маяк» должна состоять также из коротких передач симфонической и эст-радной музыки, народных, советских и зарубежных песен, номеров эстра-ды, коротких рассказов и композиций». В силу разных обстоятельств, сре-ди которых определяющую роль сыграли как формат радиостанции, так и профессиональный штат ее сотрудников, «Маяк», успешно работая и имея большую аудиторию, сохранился и в послесоветский период, не утратив своего значения и веса. Получив в 2000-м году FM частоту, он смог кон-курировать в эфире постсоветского пространства и стал органичной ча-стью новой системы радиовещания. В советское время выход в эфир «Ма-яка» дал мощный импульс развитию информационной журналистики.
Выпуски «Последних известий» для Первой программы Всесоюзно-го радио (как и для Второй) также готовили журналисты радиостанции «Маяк». Развивалась сеть корреспондентских пунктов по всей стране и за рубежом, что позволяло постоянно иметь свежие новости, корреспонден-ции, репортажи из любой точки СССР и из других стран. В 70-х годах только в регионах страны было около 80 корреспондентских пунктов Цен-трального телевидения и Всесоюзного радио и более 50 за рубежом. Это была уже мощная сеть источников информации с учетом особенностей ра-диовещания. Росла роль радио в жизни общества. [7]
Информационные передачи Всесоюзного радио в 60-70-е годы стали основой Центрального государственного радиовещания. Многообразны были жанры материалов «Последних известий» и информационных вы-пусков «Маяка». Это и хроника, и информационные заметки, и разверну-тые комментарии к наиболее важным событиям дня. Выпуски на «Маяке» читались дикторами одним голосом (в отличие от «Последних известий» Первой программы, где практически всегда информация читалась на два голоса - мужской и женский). Информация подавалась кратко, динамично. Появилось больше возможностей для прямых включений с мест событий, записей репортажей, коротких интервью. Больше стало включений из дру-гих городов. Особенность всех материалов - их краткость. Даже самый большой комментарий «Последних известий» и «Маяка» не мог звучать свыше 3 минут. Такие короткие по форме и емкие по содержанию матери-алы позволяли в одном выпуске дать панораму жизни страны и главных событий в мире. В эти годы на «Маяке» активно развивались такие важные направления информационной радиожурналистики, как международное и спортивное - возникали серьезные аналитические передачи, связанные с актуальными вопросами, наряду с оперативными краткими новостными сообщениями или информацией от собственных и специальных
Период, наступивший после 1985 года и получивший название «пе-рестройки», привел к краху социалистической системы, привычного ми-роустройства, распаду СССР, преобразовал деятельность средств массо-вой коммуникации (в том числе - радиовещания), которые, постепенно вы-ходя из-под контроля власти, сами становились реальной властью, подго-товившей смену политической модели общества. Объявленная руководи-телем партии и государства М. С. Горбачевым гласность была воспринята медиа, почувствовавшими и ослабление за их деятельностью государ-ственного контроля, как руководство к действию. Запретных тем практи-чески не осталось. Началась тотальная переоценка ценностей. Одновре-менно происходили изменения в самих средствах массовой коммуникации. Это находило отражение, как в содержании, так и в форме подачи матери-алов. Радиовещание (как и другие средства массовой коммуникации), ме-няя жизнь государства и общества, существенно изменялось.
Принятие Закона о печати, отмена цензуры, значительная откры-тость информации и возможность освещения прежде запрещенных тем, противоречий и конфликтов реальной жизни постепенно вытесняли одно-значность и заданность оценок, формировавшуюся прежде определенную модель действительности, способствовали кристаллизации нового облика медиа (в том числе и радиовещания), которые фактически выступили архи-текторами перестройки. В течение считанных лет на смену мощной цен-трализованной организации - Гостелерадио СССР - пришли частные кана-лы, станции, корпорации и медиа-холдинги, а также телерадиокомпания новой страны. Однако еще до распада Советского Союза (декабрь 1991 года) - в 1990 году образовались первые не зависимые от государства частные коммерческие радиостанции. Их работа строилась на опыте и от-лаженной деятельности всего предшествовавшего периода радиовещания, даже программирование вещательного часа - новости каждые полчаса и музыка между ними - напоминало «Маяк».
Эта радиостанция во многом стала не только «кузницей кадров», но и флагманом новой российской радиожурналистики. В начале перестрой-ки, именно на «Маяке» в 1986 году начались первые - пробные - прямые эфиры. С февраля следующего года на регулярной основе в эфир стали выходить Информационно-музыкальные Панорамы «Маяка», вначале - «Утренние», с 6 до 10 часов (впоследствии, уже на новых коммерческих радиостанциях был заимствован такой опыт - возникли и успешно разви-вались т.н. «утренние шоу»), затем - «Вечерние», с 16 до 20 часов. К мик-рофону сели журналисты радиостанции, они стали ведущими, сменили в эфире дикторов (именно ведущие и ди-джеи в постсоветском радиоэфире становились «лицом» новых радиостанций). Заранее заготовленные тексты и пленки заменили беседы с гостями в студии, острые темы, неожиданные повороты, резкие вопросы; пошли прямые включения, экспромты, разго-воры с корреспондентами в прямом эфире. [3] (Четыре года спустя, в 90-х, новые радиостанции новой страны начнут свою работу только в прямом эфире.) Однако «записные» материалы остались в эфире как часть про-граммного продукта - они удачно дополняли эфир. Сами же Панорамы «Маяка», ассоциированные с личностью ведущего, фактически стали ав-торскими информационно-аналитическими программами. Они просуще-ствовали, не претерпев существенных изменений, до конца 90-х годов. А в конце 80-х стали принципиально иным контентом, предвестником новой эры радио, в которой личность ведущего будет «визитной карточкой» станции, а прямой эфир - естественным и фактически безальтернативным.
Становление и формирование современной системы отечественного радиовещания, развивавшегося на постсоветском пространстве, началось в последние годы существования СССР. Вначале, с декларацией эпохи глас-ности, складывались предпосылки, которые к концу 80-х годов дали свои первые результаты. В 1990 году в эфир вышли первые негосударственные радиостанции
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алешина А. «Маяк» — охота за головами продолжается. http: //www. izvestia. ru/media/article3108255/
2. Барабаш В. В. Тема культуры в эфире государственного радиове-щания постсоветской России. Дисс. на соискание уч. ст.д.ф.н. — М., 2006.
3. Барабаш Н. С. Ведущий информационно-музыкальной радиостан-ции — становление профессии, специфика и методы работы \ Дисс. на соискание уч. ст.к.ф.н. — М., 2002.
4. Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуализации // Жанры речи. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 12−22.
5. Владимирова М. Телерадиоэфир. //Журналист. — 2008, № 8 — 45 с.
6. Горяева Т. М. Радио России: Политический контроль советского ра-диовещания в 1920-х 1930-х гг.: Документированная история / Т. М. Горяева. — М.: РОССПЭН, 2000.
7. Горон И. Е. Радиовещание / И. Е. Горон. М., 1944. — 363 с.
8. Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории / П. С. Гуревич, В. Н. Ружников. М., — 1976.
9. Гуревич П. С. У истоков советского радиовещания / П. С. Гуревич. -М., — 1970.
10. Дубровин В. Б. К истории советского радиовещания. Пособие для студентов-заочников фак-та журналистики гос. ун-тов / В. Б. Дубровин. — Л., 1972.
11. Елия О. Полезная книга // Радио. — 1952, № 5. — 63 c.
12. Захарова С. А. Социологическое обеспечение обратной связи в массовых коммуникациях: на примере радиовещания. — Дисс. соц.н. — М., 2009
13. Козлова М. М. История отечественных средств массовой ин-формации. — Ульяновск: УГТУ, 2000.
14. Курохтин С. «Радио болеет музыкой». Интервью с директо-ром радиокомпании «Маяк» Сергеем Курохтиным. http: //www. polit. ru/culture/2006/02/10/mayak.html
15. Официальный сайт радиостанции «Маяк» http: //www. radi-omayak.ru