Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Он принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но подчас у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней занимательностью.
Творчество А.И. Куприна в истории русской литературы начала XX века является одним из самых ярких событий. Прежде всего оно привлекает читателей живым интересом к личности человека и исключительным вниманием к теме, издавна волновавшей сердца людей. В сфере интересов А. И. Куприна находятся люди, которые чаще всего невидимы и малопривлекательны для отвлеченного взгляда. Их не замечают окружающие, однако писатель обращается к ним с теплом и добротой. Его произведения пронизаны удивительной человечностью и гуманностью, редко встречающимися в действительности. В рассказах и повестях Куприна читателю открываются самые различные характеры, проникая в которыеавтор отмечает уникальные их черты и рисует яркие, привлекающие внимание и остающиеся в памяти образы.
Как известно, тема цирка занимала большое место в творчестве Александра Ивановича Куприна.
"...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шёлка и атласа блестящих цирковых костюмов, щёлканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?..И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!"
Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк.
Пожалуй, ни один из видов искусств, которые за время своего существования освоило человечество, не является таким захватывающим, противоречивым и непредсказуемым, как искусство цирка.
Писатель был тонким ценителем цирковых зрелищ и знатоком цирковой жизни. По воспоминаниям дочери Куприна Ксении, в конце 1920-х гг. на письмо-просьбу И. Бунина разъяснить ему некоторые цирковые термины и суть отдельных номеров Куприн с готовностью ответил обстоятельным и обширным письмом, которое, по сути, является очерком о специфике цирка.
Цирк первой трети XX века - это культурологический продукт, эстетический космос, реализовавший собственное смысловое поле, обусловленное законами социотропного и социокультурного бытия. Его природа базируется, с одной стороны, на непрерывности исторической эволюции. С другой стороны, культурные универсалии, определяющие его онтологию, даются уже возделанными и постоянно развивающимися художественными формами- музыкой, театром, изобразительным искусством, кино, народными традициями, - отношения с которыми носили характер взаимообмена: как цирк влиял на искусство (музыка, театр, изобразительное искусство, кино), так и происходил обратный процесс – искусство оказывало влияние на цирк.
Цирковое искусство относится к числу многоаспектных и социально значимых явлений отечественной культуры первой трети XX века. Оно релевантно жанрово-видовому потенциалу массовой культуры и, вместе с тем, удовлетворяет критериям элитарной культуры. В этом смысле цирк характеризуется социокультурной дуальностью.
Целью работы является изучение темы цирка в творчестве А.И. Куприна
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− рассмотреть влияние цирка на жизнь А.И. Куприна;
− изучить цирк как особый хронотоп в произведениях А.И. Куприна.
Объект исследования: творчество А.И. Куприна.
Предмет исследования: значение цирка в творчестве А.И. Куприна.
Глава I. Влияние цирка на жизнь и творчество А.И. Куприна
1.1. Цирковое окружение А.И. Куприна
Девятилетним мальчиком А. И. Куприн познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым. «Анатолий демонстрировал свои номера перед товарищами, – вспоминал Куприн. – Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна… Тайно я благоговел перед ним…» .
Куприн был дружен и с братом Анатолия Леонидовича, знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Однажды, рассматривая морского льва, писатель обратил внимание на его необычайно умные и выразительные глаза и решил, что морской лев должен быть очень умным животным. Он рассказал о своем наблюдении Дурову, и тот немедля купил пару львов и занялся их дрессировкой. Результат оказался блестящим.
Спустя несколько лет, воспитываясь в закрытых учебных заведениях, Куприн во время воскресных отпусков стремился не к домашнему уюту, не к играм со сверстниками, а прежде всего в цирк или к зверям в Зоологический сад, где он мог бродить с утра до вечера, внимательно присматриваясь к повадкам животных.
К числу друзей Куприна принадлежали цирковые артисты. С детства был знаком с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым, был дружен с его братом, дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым, которому посоветовал заняться дрессировкой морских львов. Благодаря наблюдательности писателя и его пониманию поведения животных цирковой репертуар обогатился новым оригинальным и красивым номером .
Когда Николай Вержбицкий однажды спросил у Куприна – откуда у него это постоянное, неостывающее и глубокое увлечение циркоми он, не задумываясь, ответил: «Я, видите ли, потомственный укротитель. Мой дядя, мелкий наровчатский помещик, на всю Пензенскую губернию славился своим уменьем «приводить в порядок» полудиких башкирских коней. Татарин по происхождению, он безумно любил скачки, борьбу и всякий сабантуй,- то есть народные увеселения с танцами, с хождением по канату и стрельбой из лука, где награждаются самые сильные, ловкие и сметливые».- Улыбнувшись, Александр Иванович закончил таким признанием: «Увы, в итоге своих артистических увлечений мой дядя умер нищим. Наверное, нищим умру и я. Но это меня не пугает и не останавливает. Ведь и голодному мне будет о чем вспомнить» .
Куприн еще в корпусе и в юнкерском училище был знаменит как гимнаст, танцор и отличный строевик. В нем от рождения жила любовь к точным и ловким движениям. Поэтому нет ничего удивительного, что он, ни секунды не раздумывая, прыгнул в окно со второго этажа в ответ на вызов одной не очень умной полковой дамы, которая обещала за это свой поцелуй. Куприн прыгнул, слава богу, не сломал себе ноги, тотчас поднялся наверх и сказал даме с вежливым поклоном: «Разрешите отказаться от вашего поцелуя, так как любой офицер нашего полка может проделать такую же гимнастическую безделицу!» . На самом деле, конечно, это было не так.
Прыжок был рискованный. И молодого Куприна вынудил к нему не обещанный поцелуй, а самолюбие прирожденного «циркача», неудержимое стремление еще раз проверить свои способности, ну и, безусловно, желание покрасоваться, свойственное каждому артисту.
В Киеве Куприн познакомился с борцом Иваном Максимовичем Поддубным, который в то время боролся только «на поясках». Куприн убедил его перейти на классическую борьбу, участие в чемпионатах которой впоследствии принесло Поддубному мировую славу. В Киеве же Куприн участвовал в организации Атлетического общества. В легком весе он сам боролся с довольно серьезными противниками .
Знакомство Куприне с И.В. Лебедевым («Дядей Ваней»), организовавшим в петербургском цирке «Модерн» чемпионат классической борьбы, состоялось в 1909 году. Во время этих состязаний иногда судейский столик занимал и Куприн. Частенько во время сложного или неясного положения на ковре шумная и требовательная галерка протестовала против свистка «Дяди Вани», а он, со свойственным ему хладнокровием и уверенностью, произносил: «Пррравильно!» Тогда зрители требовали: «Куприна! Пусть Куприн судит!» Поднимался знаменитый писатель, автор прогремевшего «Поединка», и говорил, показывая на арбитра: «Не шумите, друзья, он прав!» И цирк умолкал.
С «дядей Ваней» Александра Ивановича связывали также и литературные интересы; в журнале «Геркулес», издаваемом И.В. Лебедевым, печатались статьи Куприна о спорте. В
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альберт, И.Д., Вишневский, К.П. А.И. Куприн [Текст] / И.Д. Альберт, К.П. Вишневский. – Львов', Вища школа, 1978 – 347 с.
2. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] / Альбеткова Р.И. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Арутюнова Н.Д.. – М.: Художественная литература, 1998. – 568 с.
4. Афанасьев, В. А.И. Куприн [Текст] / В. Афанасьев. – М.: Художественная литература, 1960. – 204 с.
5. Бунин, И.А. Куприн [Текст] / И.А. Бунин. – Собр. соч. в 6 т.: т.6. М., 1996
6. Вадимов А. А. Репертуар иллюзиониста [Текст] / А. А. Вадимов - М.: Издательский центр «Профиздат», 1967.
7. Вержбицкий, Н.К. Встречи с А.И. Куприным [Текст] / Н.К. Вержбицкий. – Пенза, 1961 – 256 с.
8. Волков А. А. А. И. Куприн [Текст] / А. А. Волков – М.: Издательский центр «Знание», 1959.
9. Волков, А. Творчество А.И. Куприна [Текст] / А. Волков. – М.: Советский писатель, 1962. – 430 с.
10. Волков, А.А. Творчество А.И Куприна [Текст] / А.А. Волков. – М.: Просвещение, 1962 – 289 с.
11. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Т. Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А. П. Садохин; Под. ред. А. П. Садохина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с.
12. Гура, И.В. Путь А.И. Куприна к реалистическому мастерству [Текст] / И.В. Гура. – Тезисы доклада межвузовской конференции. – Вологда, 1964
13. Дьякова, Е.А. Александр Куприн. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн.1 [Текст] / Е.А. Дьякова. – М., 2000 – 703 с.
14. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст] / А.Б. Есин. – М.: Наука, 1999. – 210 с.
15. Запевалов, В.Н. Всероссийская научная конференция «Александр Иванович Куприн и русская литература XIX – XX веков» [Текст] / В.Н. Запевалов. – Русская литература, 1996 – №2. – 220 – 223 с.
16. Каретников, А. А. Куприн [Текст] / Каретников А. А //Смена, [Текст] 1990, № 6
17. Карташин, А. Искусство удивлять [Текст] / А. Карташин – М.: Издательский центр – «Профиздат», 1990.
18. Карташин, А. Праздник с чудесами [Текст] / А. Карташин – М.: Издательский центр «Просвещение», 1993.
19. Корецкая, И.В. Куприн [Текст] / И.В. Корецкая. – М.: Знание, 1970. – 302 с.
20. Крутикова, Л.А. Куприн (1870 – 1938) [Текст] / Л.А. Крутикова. – Л: Просвещение, 1971 – 367 с.
21. Крутинова, Л.В. Творчество Куприна [Текст] / Л.В. Крутинова. – М.: Просвещение, 1981. – 360 с.
22. Кулешов, Ф.И. Творческий путь Куприна 1883 – 1907 [Текст] / Ф.И. Кулешов. – Минск, 1983 – 351 с.
23. Куприн, А. И. Повести и рассказы [Текст] / А.И. Куприн. – М.: Художественная литература; Классики и современники, 1986 –335 с.
24. Куприн, А.И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5 Произведения 1917 – 1929 гг. [Текст] / А.И. Куприн. – М.: Художественная литература, 1995
25. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста [Текст] /В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 281 с.
26. Лебедева, А. Артисты цирка – герои книг А. И. Куприна [Текст] / А. Лебедева, 1963.
27. Лилин, В.С. А. И. Куприн. Пособие для учащихся [Текст] / В.С. Лилин – М.: Издательский центр «Просвещение», 1975
28. Лилин, В.С. А. Куприн, биография писателя [Текст] / В.С. Лилин. – Л, Просвещение, 1975 – 254 с.
29. Макаров, С. М. Клоунада мирового цирка. История и репертуар [Текст] / С. М. Макаров – 2001.
30. Минералова, И.Г. Куприн – мастер сюжетосложения [Текст] / И.Г. Минералова. – Уроки русской словесности. – М, 2000 – 279 с.
31. Михайлов, О. Вступительная статья к сочинениям в двух томах А.И. Куприна [Текст] / О. Михайлов – М., Художественная литература, 1981.
32. Михайлов, О.Н. Куприн [Текст] / О.Н. Михайлов. – М.: Наука, 1989. – 281с.
33. Никулин, Л. Чехов. Бунин. Куприн [Текст] / Л. Никулин. – М.: Советский писатель, 1960. – 325 с.
34. Платонова Н. И. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] / Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М.: «Педагогика», 1983. – 416 с., ил.
35. Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком содержании [Текст] / И. О. Родин, Т. М. Пименова – 1997.
36. Смирнова, Л.А. А. Куприн. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века [Текст] / Л.А. Смирнова. – М., 1993 – 264 с.
37. Соколов Н. Вступ. ст. [Текст] / Н. Соколов //Куприн А.И. Изумруд: Рассказы и повести — [Текст] Л.: Дет. литература, 1981.
38. Чупринин, С.Н. Перечитывая Куприна [Текст] / С.Н. Чупринин. – М., 1991 – 241 с.