Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы состоит в том, что преобразования, произошедшие в нашей стране в связи с распадом СССР в конце XX – начале XXI вв., качественно изменили состояние органов прокуратуры, их статус и место в системе органов государственной власти. За период существования органов прокуратуры Российской Федерации, с момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г. по настоящее время, законодатель не раз вносил в поправки, меняющие как внутреннюю структуру органов прокуратуры, так и их правовой статус и полномочия.
В современном обществе первостепенное значение имеет точное и неуклонное соблюдение закона, его совершенствование. Это определяет неоспоримо важную роль деятельности органов прокуратуры РФ в процессе укрепления государственности.
В настоящее время органы прокуратуры занимают ключевое место в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Закрепление на конституционном уровне прав и свобод человека как высшей ценности требует эффективного механизма исполнения и гарантии и реализации данных прав и свобод личности, формирования действенного механизма защиты всех прав и свобод граждан, формирования эффективного механизма гарантии исполнения всех конституционных прав личности. В настоящее время данной проблеме уделяется повышенное внимание в юридической литературе. В качестве эффективного механизма обеспечения и защиты прав личности выступает прокуратура и прокурорский надзор.
Вместе с тем, последние два с половиной десятилетия российская прокуратура находится в состоянии, которое можно назвать нестабильным. Закрепление статуса прокуратуры в тексте Конституции 1993 г. не позволило обеспечить долгосрочного стабильного развития данного института. Это обстоятельство с учетом возложенных на прокуратуру масштабных задач по обеспечению верховенства закона, прав и свобод личности, укреплению законности и правопорядка, эффективного надзора за органами исполнительной власти, в целом негативно сказывается на достижении общих целей становления правового государства и реализации принципов конституционализма.
Целью исследования является анализ современного состояния и предложение путей совершенствования системы и структуры органов прокуратуры Российской Федерации.
Реализация данной цели непосредственно связана с решением следующих задач: изучить систему организации органов прокуратуры; охарактеризовать совершенствование структуры системы органов прокуратуры; проанализировать систему и структуру природоохранной прокуратуры; рассмотреть систему и структуру транспортных прокуратур; исследовать систему и структуру военной прокуратуры.
Методологической основой работы является единство всеобщего, общенаучных и специальных методов познания. В работе использованы методы системного анализа, диалектический, формально-логический методы. Кроме того, использовались специальные юридические методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием системы и структуры органов прокуратуры.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие систему органов прокуратуры.
Данная работа состоит из введения; двух глав, содержащих пят параграфов; заключения; списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система организации органов прокуратуры
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 01 июля 2021 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 11 закрепил структуру системы органов прокуратуры Российской Федерации. При этом в данном законе прямо установлен запрет на создание и функционирование на территории Российской Федерации не входящих в единую систему прокуратуры РФ, органов и учреждений. Данное положение означает, что имеющаяся система органов и учреждений прокуратуры не может быть изменена, иначе как путем принятия конкретного федерального закона .
Существующую в настоящее время систему органов прокуратуры составляет: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры регионов Российской Федерации, военные и иные специализированные прокуратуры, которые являются приравненными к прокурорам субъектов, юридические организации, занимающиеся образовательной или иной научной деятельностью, печатные издания, а также городские, районные, военные и иные специализированные прокуратуры, действующие на территории юридического обслуживания.
Генеральная прокуратура РФ является высшим органом системы прокуратуры, соответственно, осуществляет руководство нижестоящими прокурорами и контроль за их прокурорской деятельностью.
Генеральная прокуратура единолично возглавляется высшим должностным лицом прокуратуры – Генеральным прокурором Российской Федерации. Данное должностное лицо несет личную ответственность за выполнение возложенных на органы прокуратуры задач. Генеральный прокурор на свою должность назначается и освобождается от нее верхней палатой Федерального Собрания, Советом Федерации после его представления Президентом РФ. Срок полномочий Генерального прокурора составляет 5 лет.
Генеральный прокурор согласно правовым актам имеет первого заместителя и иных заместителей, которые также назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации, но уже, по его личному представлению.
В процессе работы Генеральный прокурор взаимодействует со своими советниками, старшими помощниками и старшими помощниками по особым поручениям. Что касается первого заместителя и иных заместителей Генерального прокурора РФ, то им оказывают содействие в работе, помощники по особым поручениям.
В качестве следующего звена в органах прокуратуры России выступают прокуратуры в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном и в Северо-Кавказском федеральных округах. Стоить отметить, что данные Управления были созданы согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» . Положения вышеуказанного Приказа о количестве окружных управлений менялось, что и, скорее всего, произойдет в ближайшее время, поскольку руководством прокуратуры не раз поднимался вопрос о соединении Южного с Северо-Кавказским Управлением.
Далее идут прокуратуры субъектов РФ, которые управляются: прокурорами регионов РФ; его первым заместителем и иными заместителями, начальниками соответствующих управлений и отделов, входящих в прокуратуру конкретного субъекта РФ. На правах старших помощников и помощников прокурора субъекта, несет службу руководство управлений и отделов. Сообразно правам Генерального прокурора России, у прокуроров определенного субъекта Федерации есть помощники по особым поручениям, чей статус приравнен к имеющемуся у заместителей управлений и приравненных отделов.
Специализированные органы прокуратуры это совокупность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющие собственные полномочия в конкретных областях государственной или хозяйственной деятельности, которые ограничены специальными объектами или отраслями прокурорского надзора. Стоить отметить, что специализированные прокуратуры образуются, как правило, без принципа административно-территориального деления, в целях контроля и надзора исполнения законодательства, в наиболее обособленных сферах государственного устройства, которые представляют несоразмерную важность для безопасности и благополучия государства и общества. В качестве примеров, можно привести следующие отрасли: способность государства к обороне и безопасности, транспортное, обеспечение успешной организации в уголовно-исполнительной структуре. В органах прокуратуры специализированным характером обладают следующие прокуратуры: военная, транспортная, на особо режимных объектах, в закрытых административно-территориальных образованиях и прокуратура по надзору за соблюдением законов в пенитенциарных учреждениях .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты и материалы судебной практики
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 01 июля 2021 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 8. – Ст. 366.
2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере». [Электронный ресурс]. – URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 05.12.2021).
3. Положение об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах (утв. Генпрокуратурой России 27.05.2015). [Электронный ресурс]. – URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 05.12.2021).
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07 мая 2008 г. № 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». [Электронный ресурс]. – URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 05.12.2021).
5. Приказ Генерального прокурора РФ от 05 июня 2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах». [Электронный ресурс]. – URL: genproc.gov.ru (дата обращения: 05.12.2021).
Научная, учебная и специальная литература
6. Абдулжафарова, М.А. Органы прокуратуры РФ: система и цели деятельности / М.А. Абдулжафарова // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2020. – С. 11-13.
7. Алева-Герман, Е.А.А. Принцип централизации системы органов российской прокуратуры: развитие и современное состояние / Е.А.А. Алева-Герман // NB: Административное право и практика администрирования. – 2020. – № 4 .– С. 11-17.
8. Алихаджиева, А.С. Цели и задачи деятельности прокуратуры России по защите экологических прав граждан / А.С. Алихаджиева // Современное право. – 2021. – № 5. – С. 31-35.
9. Аушев, М.А., Ковалева, М.А. Система организации и структура органов прокуратуры Российской Федерации / М.А. Аушев, М.А. Ковалева // Modern Science. – 2020. – № 6-3. – С. 223-227.
10. Билык, Д.А. О совершенствовании структуры системы органов прокуратуры / Д.А. Билык // Молодой ученый. – 2021. – № 23 (365). – С. 167-169.
11. Иваненко, К.В. Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации. Роль органов прокуратуры в данной сфере / К.В. Иваненко // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 197-201.
12. Лазарева, О.В., Тортумашева, В.А. Специализированные прокуратуры / О.В. Лазарева, В.А. Тортумашева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2019. – № 26-1. – С. 104-107.
13. Орищенко, А.С. К вопросу о правовом статусе транспортного прокурора в России / А.С. Орищенко // Альманах молодого исследователя. – 2021. – № 10. – С. 106-110.
14. Осадчий, Ю.В. К вопросу о системе органов прокуратуры РФ // Правовая защита частных и публичных интересов: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842-1908). – Челябинск, 2019. – С. 79-81.
15. Павленко, С.В. Анализ деятельности природоохранных прокуратур / С.В. Павленко // Colloquium-journal. – 2020. – № 11-9 (63). – С. 35-38.
16. Петренко, Ю.А., Смеянов, С.Н. Особенности взаимодействия органов военной прокуратуры с воинскими частями / Ю.А. Петренко, С.Н. Смеянов // Символ науки: международный научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 100-102.
17. Прокудин, А.А. Особенности организации и деятельности военной прокуратуры / А.А. Прокудин // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CII международной научно-практической конференции. – М.: Интернаука, 2019. – С. 120-122.
18. Радько, С.В. Организация деятельности прокуратуры в конституционной системе современной России / С.В. Радько // Экономика и социум. – 2021. – № 2-2 (81). – С. 148-152.
19. Сасько, А.А. Современное состояние системы и структуры органов военной прокуратуры / А.А. Сасько // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием. – М.: Конверт, 2020. – С. 66-67.
20. Стрыгина, С.В., Самсонов, А.С. Роль природоохранной прокуратуры в охране окружающей среды / С.В. Стрыгина, А.С. Самсонов // Юридические науки: вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 118-120.