Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАПИСАНИЯ КОММЕНТАРИЯ В СОЧИНЕНИИ ПО ЕГЭ 5
1.1. Характеристика требований к сочинению по ЕГЭ по русскому языку 5
1.2. Комментарий в сочинении ЕГЭ 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЯ КОММЕНТАРИЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 12
2.1.Разработка алгоритма к обучению написания комментария к сочинению ЕГЭ по русскому языку 12
2.2. Разработка упражнений для обучения написания комментария к сочинению ЕГЭ по русскому языку 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Письмо и письменная речь в методике и лингвистике рассматриваются как процесс выражения мыслей в графической форме и выступают не только как средство, но и как цель обучения иностранному языку. Письмо является техническим компонентом письменной речи, которая в свою очередь представляет собой продуктивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими знаками. Оно тесно связано с чтением и выполняет вспомогательную роль при выработке грамматического навыка, выполнении письменных заданий, требующих творческого подхода, и помогает учащимся удержать в памяти учебный материал. В настоящее время обучение письменной речи становится более необходимым в связи с появлением возможностей путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и общаться через Интернет, что требует умения выражать мысли и идеи в письменной форме.
Для того чтобы делать это грамотно, необходимо владеть основами композиции, знать стилевые особенности и следовать определенным правилам организации письменной речи. В школе данному процессу не уделяется должного внимания, что влечет к появлению ошибок различных видов. Развитие письменных навыков становится все более актуальным при подготовке школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, трудности обучающихся при выполнении ЕГЭ по русскому языку связаны. Особенно важно педагогам овладеть методикой написания комментария в сочинении по тексту ЕГЭ по русскому языку.
Перечисленные факторы обусловили актуальность нашего исследования.
Степень разработанности темы. Проблемой обучения письменной речи как виду речевой деятельности занимались многие ученые, среди которых Е.А. Земская, Т.А. Калганова, Т.А. Ладыженская и другие.
Цель исследования: проанализировать, описать и применить методические подходы написания комментария в сочинении по тексту ЕГЭ по русскому языку.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать требования к написанию сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ;
2) определить особенности письменного комментария;
3) разработать алгоритм для обучающихся написания комментария;
4) разработать варианты заданий для обучения написания комментария.
В качестве объекта исследования выступает процесс подготовки ЕГЭ по русскому языку, а предмета – комментарий в сочинении по тексту ЕГЭ по русскому языку.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, анализ результатов деятельности обучающихся, изучение, обобщение и использование педагогического опыта других учителей.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в ней методические разработки могут быть использованы учителями в практике обучения русскому языку, при подготовке обучающихся 11-х классов по ЕГЭ по русскому языку.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАПИСАНИЯ КОММЕНТАРИЯ В СОЧИНЕНИИ ПО ЕГЭ
1.1. Характеристика требований к сочинению по ЕГЭ по русскому языку
Письменная речь ‒ это, так называемая форма существования языка, возникшая позднее по времени, чем устная речь. Однако для различных форм языковой деятельности первичной, может быть, как устная, так и письменная речь. Письменная речь совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, изменила человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению [Садовникова 2014].
В понятие «письменная речь» входят и чтение, и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» [Селиверстова, 2014; Соловова, 2013]. Письмо в психологии рассматривается как сложный процесс, включающий в себя соотношение речевых звуков, букв и «речедвижений», производимых человеком, как графическая система плана выражения [Гальскова, 2014].
Как отмечает А.Р. Лурия, чтобы более полно описать влияние той или иной психической функции на процесс письма, необходимо рассмотреть сам процесс письма как сложный многоуровневый вид деятельности. А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» выделяет следующие операции письма [Лурия, 2002]. Начальная мысль оформляется в виде законченного предложения, которое человеком должно запомниться для соблюдения в процессе письма нужного порядка слов во фразе, соотнесения уже написанной части предложении и еще только задуманной. Указанные операции Л.С. Цветкова рассматривает в качестве психологического уровня организации письма [30].
Современная методика обучения письму в значительной мере опирается на достижения психологов и психолингвистов таких, что позволяет адекватно возрастным и индивидуальным возможностям школьника формировать письменные умения и навыки [Бим, 1988].
Речевая направленность предполагает обучение языку посредством организации отдельных упражнений с помощью общения между учениками. Для достижения первой задачи исследования обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующим особенности преподавания русского языка, в частности, к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО). В рамках ФГОС ОО описывается понятие и специфика изучения предметной области «Филология» [ФГОС URL]. Так, под изучением предметной области «Филология» в государственном стандарте понимается изучение языка, как знаковой системы, которая является основой человеческого общения, а также формирования этнической, гражданской, социальной идентичности. Изучение предметов области «Филология» в условиях общеобразовательной школы решает следующие задачи:
получение обучающимися доступа к литературному наследию, посредством которого происходит знакомство с сокровищами мировой и отечественной культуры, а также цивилизации в целом;
формирование у школьников основ для понимания особенностей различных культур и воспитания к ним уважения;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. ‒ М. : Просвещение, 1988. – 254 с.
4. Земская, Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2018. – 349 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Педагогика. Авторская версия [Текст]. М.: Иссл. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2014. – 42 с.
6. Калганова, Т.А. О выпускном сочинении в XI классе [Текст] / Т.А. Калганова // Литература в школе. – 1996. - № 2. – С. 49 - 56. 29.
7. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах [Текст] / Т.А. Калганова. - М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
8. Колесникова, Н.И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования [Текст]: монография / Н.И. Колесникова. – Новосибирск: НГТУ; М.: Флинта: Наука, 2009. – 406 с.
9. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н. Ширяев. – М.: Наука, 2016. – 328 с.
10. Ладыженская, Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение [Текст] /Т.А. Ладыженская // Развитие речи учащихся IV - X классов в процессе изучения литературы в школе / Сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 1985. - С. 102 – 108.
11. Ладыженская, Т.А. Текстовые умения. Как им учить? [Текст] / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №5. – С. 3 – 8.
12. Лаптева, О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы языкознания. 2014. № 6. – С. 48-54.
13. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (Опыт моделирования) [Текст] / М.Р. Львов // Русский язык в школе. – 2001. – № 4. – С. 3 - 8.
14. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. М., 2002.– 608 с.
15. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]: Книга для учителя / Е.А. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
16. Методические рекомендации для выпускников по самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Режим доступа: https://fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomend-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam-2020 (дата обращения 01.12.2021)
17. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для высших учебных заведений / В. С. Мухина. М.: Академия, 2006. – 608 с.
18. Мучник, Б.С. Культура письменной речи. – М.: АСТ, 2016. – 213 с.
19. Нефедова, Н.В. Основы культуры речи: Учебное пособие. – Новочеркасск, 2016. – 232 с.
20. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 11 класс. [Текст] Учебник. Издательство: Дрофа, 2020. – 272 с.
21. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ [Текст] / Л.А. Новиков. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 304 с. Нарушевич, А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич; Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-н/Д: Легион, 2014. – 96 с.
22. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации для образовательных организаций [Текст]. - М.: Просвещение, 2015. - 94 с.
23. Попова Э.Ю. Размышления о ЕГЭ [Текст] / Э.Ю. Попова // Филологический класс. - 2010. - №23. – С. 40 – 43.
24. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2–х т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – Т. 1. – 816 с.
25. Спешилова, В.П. Подготовка учащихся 10 – 11 классов к написанию сочинения-рассуждения по литературе [Текст] / В.П. Спешилова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Том 1. - Часть 5. – С. 133 – 136.
26. Стерхова, А. А., Поликарпова Ю. Е., Светлаков И. А. Современные подходы к организации образовательного процесса // Материалы научно-практической конференции «Образовательные системы современной России», 2014. – С. 60–70.
27. Турчинская, Э.И. Заголовок как особый тип высказывания [Текст] / Э.И. Турчинская // Сборник научных трудов. – М.: 1986. – Вып. 267. – С. 97 - 116
28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года N 273-ФЗ.
29. Филиппова, О.В. Чтобы речь была логичной... [Текст] / О.В. Филиппова // Русский язык в школе. – 2008. – №8. – С. 7 - 11.
30. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М Кондакова. – 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
31. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении [Текст]. Науч.-метод. пособие. А. В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
32. Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
33. Щеникова, Е. В. Проблемы преподавания русской орфографии и пунктуации и некоторые подходы к их решению [Текст] // Мир русского слова, 2011. – №3. – С. 97-102.