Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы, связанные с организацией и осуществлением власти государства вызывали интерес, как на практическом, так и на теоретическом уровне, на протяжении продолжительного количества времени. Мировой опыт отчетливо показывает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В связи с этим имеется объективная потребность совершенствования системы государственной власти в РФ на всей территории, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Государственная власть всегда материализуется в определенной системе государственных органов, способы связей между которыми обуславливаются соотношением разных политических сил в стране. В условиях политического демократического режима важное значение на взаимоотношения органов власти государства оказывает принцип разделения властей, являющийся основным принципов строительства государства, один из юридических основ гражданского общества, а также является той функциональной базой, обеспечивающей эффективную деятельность государственной системы.
Однако самым большим организационным потенциалом управленческого влияния, которое может оказать воздействие почти на все области общества, обладает государство из-за наличия механизма специализированных предприятий и учреждений, а также особенной категории людей, которые профессионально заняты деятельностью, связанной с исполнением компетенции органов государства. Вместе взятые – государственные органы, а также занятые в них служащие государства осуществляют государственные функции, цели и задачи, формируя его механизм. Благодаря ему государство призвано обеспечивать правопорядок и законность, гарантирует комплекс прав и свобод граждан, согласовывает несовпадающие интересы разнообразных групп населения.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с органами государственной власти.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие деятельность органов государственной власти в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование системы и видов органов государственной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить механизм государства и орган государственной власти;
2) рассмотреть понятие, признаки, принципы организации и деятельности органов государственной власти;
3) исследовать классификацию государственных органов власти, функции органов государственной власти;
4) изучить органы законодательной власти;
5) рассмотреть органы исполнительной власти;
6) определить особенности органов судебной власти.
Степень научной разработанности. Над рассматриваемой проблемой достаточно активно и в течение многих лет работали ученые в сфере юриспруденции. Их труды заложили теоретические основы, фундамент для современного понимания характера и специфики государственного органа, системы органов государственной власти.
Вместе с тем эта проблематика остается актуальной, а интерес к ней в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в России не только не снижается, а непрерывно возрастает, о чем свидетельствуют исследования и работы последних лет.
Исходя из этого, теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Стрекозов В. Г., Рябинина Т.К., Протасов В. Н., Маилян С. С., Жукова С.М., Барсукова Е.Н., Сазанкова О.В., Антонов М. В., Грекалов А. А., Баглай М. В., Мархгейм М. В., Мухаев, Р. Т., Шабанов П.Н. и др.
Эмпирическую основу исследования составили материалы опубликованной судебной практики, а именно Кунцевского районного суда г. Москвы.
Методологическую основу сформировали общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и другие.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.
Глава 1.Общая характеристика органа государственной власти
1.1.Механизм государства и орган государственной власти
Механизмом государства принято именовать систему организаций и органов государства, которая действует на основании единых и закрепленных на законодательном уровне принципов, предназначенную реализовать государственную власть, исполнять функции и решать государственные задачи.
Целостный и единый государственный механизм подразделяется на структурные компоненты – подсистемы и органы государственной власти. Между ними имеется некая иерархия: различные подсистемы и государственные органы власти занимают разное положение в механизме государства, находясь в сложных координационных и субординационных отношениях.
Структура государственного механизма весьма разнообразна и изменчива, но, к тому же, в него входят органы управления и принуждения. Это, несомненно, не следует понимать, будто один компонент механизма государства занимается только управлением, а другому отведены исключительно функции принуждения. В практической деятельности управление и принуждение тесно связаны между собой.
Длительный период времени механизм государства был слабо развит, его органы по системе и полномочиям не подвергались дифференциации. На данный период времени механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, разнообразием учреждений и органов, а также классифицируется на большие подсистемы. Например, одной из его подсистем являются высшие органы государственной власти: исполнительные органы власти, законодательные органы, органы судебной власти и, несомненно, глава страны. Они, как правило, находятся в поле зрения СМИ, общества, вокруг них создается общественное мнение.
Еще одной подсистемой считается прокуратура, правоохранительные органы, армия, силовые структуры, полиция, разведывательные органы, органы безопасности и т.д. Они призваны выполнять решения высших органов государственной власти, в том числе путем применения методов принуждения. Наиболее жесткие способы принуждения применяют военные и полиция.
Орган государственной власти – это элемент (звено) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства, и обладающее для всего этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия и отличительных особенностей органа государственной власти предоставляет возможность более точно узнать о механизме государства в целом.
1)несмотря на то, что орган государственной власти обладает некой самостоятельностью, автономией, он является компонентом единого механизма государства, ему отводится собственное место в нем;
2) орган государственной власти включает в себя государственных служащих, которые находятся в особенных правоотношениях с ним. Они обособлены от семейных, гражданских и других правоотношений, не имеющих никакую связь с государственной службой.
Правовое положение, комплекс прав и обязанностей госслужащих определяется законодательством и обеспечивает их статус в механизме государства. Процесс и объем использования ими властных полномочий предусматриваются законодательством и регламентируются в соответствующих инструкциях, расписаниях и т.д.
К госслужащим относятся и должностные лица, обладающие властными полномочиями, издающие юридические акты. Госслужащие не производят материальных благ, в связи с этих их содержание возложено на общество. Они получают заработную плату в органе государственной власти согласно занимаемой должности.
3)органы государственной власти имеют внутреннюю структуру. Они имеют подразделения, которые объединены единством цели, для достижения которых они непосредственно созданы, и дисциплину, которую должны соблюдать все госслужащие;
4)самым важным признаком органа государственной власти является наличие у него соответствующей компетенции – правомочий власти определенного содержания и объема. Полномочия устанавливаются предметом ведения, т.е. предусмотренными задачи и функциями;
5) для осуществления своих полномочий орган государственной власти наделен материальной базой, имеет финансовые средства, а также источник бюджетного финансирования;
6) в конечном итоге, орган государственной власти участвует в реализации на практике функций государства, используя для этого конкретные формы и методы .
Следовательно, можно говорить о том, что государство для исполнения собственных функций формирует систему государственных органов власти, которые в системе образуют механизм государства. Он представляет собой точно слаженный политический механизм, который включает в собственный состав разные и многочисленные органы.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) О судебной системе Российской Федерации // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) О Верховном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета, N 27, 07.02.2014
5. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061
Научная и учебная литература:
6. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
7. Балковая В.Г. Роль функций государства в познании его сущности // Журнал «Закон и право». – 2020. – С. 25-28
8. Барсукова Е.Н., Сазанкова О.В. Понятие судебной власти: ее содержание и признаки // Журнал «Юридический факт». - 2019. - № 42. - С. 19-23.
9. Борисов Г.А., Тонков Е.Е. О развитии теории функций государства / Г.А. Борисов, Е.Е. Тонков // Право и образование. - 2017. - №1.-С.5
10. Грекалов А. А. Исполнительная власть в системе разделения властей // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». – 2017. –С. 98
11. Гринько А. А. К вопросу о формах осуществления функций современного государства // Журнал «Вестник Костромского государственного университета». – 2020.- С. 166-169
12. Жукова С.М. К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Известия Оренбургского государственного аграрного университета». – 2017. – С. 94-96
13. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
14. Маилян С. С. Влияние государственных органов на государственное управление // Журнал «Вестник экономической безопасности». – 2018.- С. 193
15. Мархгейм М. В. Органы государства: конституционные версии властного сопряжения // Журнал «Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция». – 2019. – С.8-12
16. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Гос-во и право. - 2017. - № 6. - С. 37-40.
17. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. – С. 121
18. Нудненко, Л. А. Конституционное право: учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с.
19. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
20. Парганаева Д.Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных проблем // Журнал «Ленинградский юридический журнал». – 2018. – С. 22-23
21. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 2. - С. 53-55
22. Першин С. П. Теория механизма государства в современных условиях его функционирования // Журнал «Вестник Краснодарского университета МВД России». – 2017. – С. 12-14
23. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 487 с.
24. Рыбаков В. А. Функции государства: системный подход // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2017. – С. 63-65
25. Рябинина Т.К. Судебная власть: понятие и сущность // Журнал «Провинциальные научные записки». - 2018. - № 2 (8). - С. 42-49.
26. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
27. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
28. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 582 с.
29. Шабанов П.Н. О признаках судебной власти // Журнал «Судебная власть и уголовный процесс». – 2017. – С. 168
Материалы правоприменительной практики:
30. Постановление Кунцевского районного суда г. Москвы по делу Егора Жукова // Документ официально опубликован не был, официальный сайт Кунцевского районного суда г. Москвы - http://kuncevsky.msk.sudrf.ru/