Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время рыночная структура определяет условия функционирования компаний, согласно которым недостаточно только производить продукцию или оказывать какие-либо услуги, важно осуществлять это на высшем уровне, отличаясь от конкурентов, а также минимизировать собственные издержки и на постоянной основе внедрять инновации.
Сейчас представлено множество различных методологий для увеличения эффективности деятельности компании. При этом, компаниям важно разработать собственную стратегию по достижению успеха, применяя инновационные методы управления в качестве фундамента достижения конкурентного преимущества. Важно понимать, что нынешние конкурентные преимущества, достигнутые компанией, не станут постоянными, а значит, необходимо постоянно развиваться, чтобы являться лидерами своей отрасли.
В качестве одного из важнейших методов, дающих возможность компании динамично и стабильно развиваться, оставаясь в числе ведущих игроков, является бенчмаркинг. Бенчмаркинг является в настоящее время актуальным благодаря таким факторам, как [1, с. 260]:
- глобализация мировой экономики;
- наращивание конкуренции;
- увеличение скорости вывода продукции на рынок;
- возникновение нового конкурентного преимущества в виде интеллектуальных ресурсов и знаний.
В настоящее время бенчмаркинг является начальным и обязательным фундаментом оценки и обоснования планов улучшения и роста конкурентоспособности большинства эффективных компаний, каждое из которых старается быть лучше остальных участников рынка по тем или иным показателям или по их совокупности и сохранить приобретённые преимущества на протяжении максимально продолжительного периода.
Таким образом, основной особенностью бенчмаркинга является его творческий характер, ориентация на наилучшие имеющиеся практики с последующим синергированием результатов, что даёт возможность не только достигать уровня конкурентов, но и превосходить его.
Таким образом, целью курсовой работы является исследование метода бенчмаркинга в рамках улучшения деятельности компании.
В соответствии с целью курсовой работы, были определены и задачи:
1) изучить понятие бенчмаркинга и степень изученности данного вопроса;
2) изучить виды бенчмаркинга;
3) исследовать принципы бенчмаркинга.
Информационной базой исследования стали труды российских и зарубежных авторов, в том числе: Портера М., Анософфа И., Друкера П., Мескона М. , Армстронга Г., Минцберга Г., Томпсона А., Мильнера Б., Тейлора Ф., Деминга Э., Кросби Ф., Исикава К., Ватсона Г., Шотмиллера Дж., Харрингтона Х. Дж., Кемпа Р., Заири М. и других.
Часть I. Теоретическая
Вопрос №10 Бенчмаркинг
1.1. Понятие бенчмаркинга. Степень изученности бенчмаркинга
В настоящее время одной из основополагающих категорий экономики является конкуренция. Ей подчинены как внутренние, так и глобальные рынки.
Существенный вклад в понятие «конкуренция» вложил М. Портер, установивший пять сил давления конкуренции. Считается, что «пять сил Портера» обладают существенной ролью для исследователей и бизнесменов. Невозможно поспорить с тем, что компании вынуждены конкурировать за прибыль не только с собственными конкурентами из смежной отрасли, но и с покупателями, контрагентами, с товарами-субститутами, которые могут заменить собственную продукцию, и потенциальными конкурентами [2, с. 78].
Безусловно, основным в конкуренции является соперничество между компаниями, которые реализуют аналогичные продукцию или услуги. Каждый производитель старается занять собственную нишу на рынке, приобретя преимущество над соперниками.
На рынке всё интенсивнее возрастает конкуренция и вследствие этого у компаний появляется необходимость мониторинга и анализа деятельности конкурентов и организаций, которые считаются ведущими игроками рынка. В целях оптимизации собственной деятельности и развития конкурентных преимуществ организациям важно анализировать конкурентов, изучать их инструменты, методы и техники и интегрировать наилучшие практики в собственную деятельность. Сущность такого подхода в мировой бизнес-практике представлена в понятии бенчмаркинг [3, с. 94].
В текущих реалиях в зарубежной и российской практике возможно найти небольшое число исследований, которые были бы направлены на обучению на чьём-то опыте, вопросам поиска эталонов рыночной деятельности, то есть вопросам бенчмаркинга.
Система убеждений касательно современного управления компанией сложилась на базисе исследований экспертов, осваивавших разнообразные области менеджмента и маркетинга. К ним относятся авторы, как Анософф И., Друкер П., Мескон М. , Армстронг Г., Минцберг Г., Томпсон А., Мильнер Б., Тейлор Ф. и другие.
В работах таких авторов, как Деминг Э., Кросби Ф., Исикава К. возникли первые теоретические основания бенчмаркинга в общедоступном виде. Присущие научные черты термин «бенчмаркинг» обретает только в 1980-х гг., основоположниками данного направления возможно признать Ватсона Г., Шотмиллера Дж., Харрингтон Х. Дж., Кемпа Р., Заири М. и других [4, с. 150].
Термин «бенчмаркинг» не обладает чётким определением, и авторы интерпретируют его по-разному.
Термин «бенчмаркинг» возник в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Данный термин включает в себя два английских слова «bench» (переводится как «уровень», «высота») и mark («отметка»), и в тот период интерпретировался как «эталонное сравнение».
Благодаря этому в исследованиях зачастую возможно увидеть термин «эталонное сопоставление», который считается свободным переводом понятия «бенчмаркинг». Но такое словосочетание не совсем правильно раскрывает первоначальный смысл определения. Дело в том, что бенчмаркинг ориентирован на практическое использование готовых решений, а не на простое сравнение схожих процессов в исследуемых компаниях. Сравнение, бесспорно, является важным элементом бенчмаркинга, но на практике изучается лишь как часть совокупного процесса улучшения компании [5, с. 138].
Формирование малого предпринимательства в капиталистическом мире возможно считать началом массового распространения бенчмаркинга. Малые компании, в отличие от крупных, высокоорганизованных бюрократических компаний, имеют наименьшее число ресурсов для увеличения собственной конкурентоспособности, однако наибольшей мобильностью. В малом предпринимательстве управление зачастую реализуется на интуитивном уровне, и при небольшом количестве управляющих необходимо решать широкий круг организационных, административных и ряд иных насущных вопросов [6, с. 150].
Каждая компания, размышляя о прибыльности собственного бизнеса, пытается улучшать каждый процесс, который воздействует на общий уровень конкурентоспособности компании. Но данный процесс может затянуться, или вовсе привести к отрицательным результатам по причине существования неразрешимого противоречия между необходимостью улучшения бизнеса и ограниченными потенциалами малого предпринимательства. Многие бизнес-структуры принимают решение не реализовывать поступательные улучшения того или иного процесса, а почерпнуть готовый опыт у организаций-лидеров отрасли или рынка. Данный метод улучшения осуществления бизнеса носит название бенчмаркинг (benchmarking) [5, с. 140].
В то же время, изначальная концепция бенчмаркинга никак не была связана с малыми формами предпринимательства. Конец 50-ых годов 20-го века, когда японские эксперты в области менеджмента побывали в лидирующих организациях Западной Европы и США в целях программы обмена опытом, считается периодом зарождения изначальной концепции бенчмаркинга. В Японии понятию «бенчмаркинг» предшествовало слово «dantotsu», которое означает «усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера) о том, чтобы стать еще лучше (упрочить свои лидерские позиции)». Таким образом, японские эксперты анализировали бенчмаркинг как инструмент для совершенствования позиции лидера рынка, но никак не как инструмент для малого предпринимательства.
В настоящее время имеются разнообразные трактовки многогранного понятия «бенчмаркинг». Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network) Роберт К. Кэмп полагает: «Бенчмаркинг можно определить как процесс сопоставления продукции, услуг, показателей деятельности, опыта производства компании, проводящей сопоставление и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Л.С. Управление качеством производства продукции на предприятии (использование системы обеспечения производства безопасной пищевой продукции)./ Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал/ № 1, 2008. – с. 261.
2. Пчела А.В. Бенчмаркинг: история происхождения и развития./ Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг/ № 1, 2012. - 77-80.
3. Атаева А.У. Бенчмаркинг – все лучшее себе./ Вопросы структуризации экономики/ №2, 2012. – с. 94-95.
4. Camp R.Benchmarking: The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. - American Society of Quality Control, 1993, p.183
5. Боженко А.И., Замятина В.К., Смирнов В.П. Бенчмаркинг как инструмент управления предприятием. / Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 3-й Международной научнопрактической конференции/ №3, 2013. – с. 138-140.
6. Божедомова М.А. Бенчмаркинг – инструмент непрерывного процесса совершенствования организации./ Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд / № 7, 2011. – с. 148-151.
7. Борисова О.М., Плюшкевичюс М.Р. Бенчмаркинг как современное направление развития бизнеса./ Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий/ № 4 (4),2012. – с.24-27.
8. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2005.
9. Горелова А.А. Бенчмаркинг. Конкуренция или сотрудничество?/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Экономика и финансы/ № 2, 2013. – с.377-380.
10. Шаолун Х., Сунцзе У. Бенчмакинг и расчет экономической эффективности новой продукции. / Reports Scientific Society/ № 2, 2013. – с. 48-51.
11. Цукерблат Д.М. Бенчмаркинг – «компас» развития системы обслуживания пользователей./ Макушинские чтения/ № 8, 2009. – с. 392-396.
12. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н.. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 184 с.
13. Лавренова Г.А., Монина Ю.О. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности малого предприятия./ Вестник Воронежского государственного технического университета/ № 1, 2012. – с.125-128.
14. Лазаренко Ю.В., Урядова Т.Н. Бенчмаркинг как инструмент управления бизнесом./ Экономический анализ и аудит: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции/ №1, 2014. – с. 121-124.
15. Лапицкая Л.В., Лапицкий А.В., Луконина С.Д. Бенчмаркинг и конкурсные маркетинговые системы: формирование конкурентных эталонов. / Управленец /. № 11-12, 2011.- с. 60-63.
16. Пискунова Н.А. Совершенствование системы управления предприятием на основе самооценки (на примере предприятия ОАО «РАТЕП») : диссертация. - М., 2003. - 23 с.
17. О реализации Соглашения о взаимодействии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации : Приказ Ростехрегулирования от 18.08.2006 № 2244 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.