Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день, если речь заходит об управлении проектами ее невольно связывают с темой возможных рисков. Организационный порядок всегда представляет собой взаимосвязь множества структурных элементов, отобранных для управления производственными процессами. Традиционные организационные подходы всегда предполагали строго выбранную иерархию производственных элементов для образования линейной, пространственной структуры управления. Кардинально изменившиеся условия применения организационных инструментов динамической модели реализации организационных технологий определяют иной порядок перераспределения функций управления, и доминирующими становятся не только взаимосвязи, но и производственные конкурентные отношения.
Любые отношения предполагают расположение структурных элементов в соответствии с выбранной организационной сетью и возможное моделирование организационного проектирования для ожидаемых показателей функционирования производственной организации. Исследование сложных внутренних взаимодействий в организационной системе, обнаружение наиболее значимых переменных в организационной системе, оценка затрат по стабилизации структурных условий при управлении моделируемыми организационными технологиями позволяет разнести данный процесс как в пространстве, а именно в организационной сети, так и в динамике, то есть во времени.
При этом состояние равновесия пространства и времени определяет конфигурацию роста экономических показателей, которая будет достигнута в результате конкурентных запросов и предложений, а также развития конкурентной активности. Правильный выбор организационных процедур позволит занять ожидаемые позиции в существующей среде конкурентных требований и отношений. Постановка организационного порядка, при котором на этапе проверки эффективности организационного решения осуществляется оценка модели с помощью включения структурного и информационного наполнения.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при применении норм, регулирующих способы преодоления проблем организационного роста крупных компаний.
Предметом исследования курсовой работы является выявление особенностей проблем организационного роста крупных компаний.
Цель исследования – рассмотреть организационный рост: проблемы крупных компаний и пути их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть стадии жизненного цикла современной организации;
описать мотивы организационного роста современной организации;
дать анализ практики организационного роста компании ООО «МурманРыбХоз»;
рассмотреть анализ практики организационного роста компании;
описать проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе организационного роста, и пути их решения в ООО «МурманРыбХоз».
Методологической базой исследования послужили работы А. П. Балашов, И.Н. Иванов, И.А. Бланк, Д.А. Былкова, Н.С. Базанова, А.П. Егоршин, С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В. Колесова, В.И. Коробко, В.И. Королев и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы жизненного цикла и роста организации
1.1. Стадии жизненного цикла современной организации
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий развития, которые фирма проходит за период своего существования. Данное определение и теорию разработал Ицхак Кальдерон Адизес – мировой бизнес–консультант. В рамках менеджмента эта теория подразумевает под собой прохождение организацией этапов развития, аналогичных живым существам. Стадиями или этапами в данном случае принято считать: создание или становление, рост, зрелость, упадок или по-другому смерть. Последний этап не обязателен для организаций как для живых существ, так как неживое создание не обязательно должно умирать [5, с. 7].
Сущность же жизненного цикла организации состоит во взрослении и становлении компании на рынке. Компания рождается, развивается, достигает пика в своем развитии и медленно теряет позиции. Но за всё это время организации нужно принести пользу обществу, иначе её существование было бессмысленным. Ларри Грейнер – американский специалист в области менеджмента и экономики, наблюдал за организациями в течение двадцати семи лет, и основываясь на своих наблюдениях он вывел, что очень большое количество организаций приходит к именно к смерти. То есть выполняет свою функцию перед обществом, а затем спокойно подвергается исчезновению. Заметим, что для каждой компании характерен свой, неповторимый жизненный цикл. Основной моделью является – модель жизненных циклов организации. Это инструмент, который используют для описания процесса развития любой экономической системы.
Существует как минимум десять моделей. Они были созданы в разное время, но это был промежуток с 1967 г. по 1983 г. Все эти модели были разработаны в Америке. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для перемен внутри компании [11, с. 54].
Первая модель была разработана в 1967 году Альфредом Даунсом. В основе лежат три основных этапа развития роста организации: первый этап – борьба за автономию, то есть борьба за то, чтобы быть отдельным целым; второй этап – уже начинается быстрое расширение, покорение новых вершин, подчёркивается креативная и инновационная стороны; третий этап – этап замедления, то есть тормозятся все креативные процессы, организация переходит на формализованную сторону – всё чётко, всё ясно, всё по правилам. В 1979 году мировой бизнес–консультант Ларри Грейнер также создаёт свою теорию. По его мнению, организация проходит свой путь благодаря революциям внутри себя. То есть постоянные революции внутри компании помогают ей двигаться дальше, переступать переходные моменты. Эта модель является эволюционно – теологической моделью организационного развития, рассматривающий процесс развития организации, как некий аналог развития живых организмов. То есть это и есть та самая теория, которая лежит в фундаменте жизненного цикла организации. Теория фокусирует внимание на двух важнейших аспектах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости [4, с. 74].
В процессе своей жизнедеятельности абсолютно каждая компания сталкивается с проблемами, и их можно разделить на две категории: проблемы, которые называются болезни роста – это такие проблемы, которые связаны с ещё незрелостью компании, но их можно решить; и, так называемые, патологические болезни, это такие проблемы, которые если сейчас не решить, могут сказаться в будущем абсолютно на всём, и эти проблемы, как правило, компаниям очень трудно преодолеть.
Надо отметить, что в моделях, описанных выше очень мало внимания уделяется ранним стадиям и стадии смерти. Только в некоторых моделях, например, у Грейнера и у Адизеса прослеживается более фундаментальное рассматривание первых стадий. Однако, это очень важные этапы, ведь, к примеру, сейчас “акулы бизнеса” очень подробно пишут мемуары о том, как зарождался их бизнес. Рассмотрим стадии жизненного цикла организации. График развития организации по этим стадиям представлен на рисунке 1.
Сначала идёт отрезок, который медленно поднимается вверх – это «Создание», затем идёт резкий взлёт, далее период стагнации, организация просто проживает время в своём состоянии, а затем резкий спад – «Смерть» [15, с. 165].
Рисунок 1 – Жизненный цикл организации
Если организацию сопоставляют с живым организмом, то как и любой живой организм она должна проходить определённые стадии развития, такие как: создание; рост; зрелость; упадок. На рисунке 2 представлена модель, которую разработал И. Адизес. Его модель подразделяется не на четыре основных этапа [16, с. 224].
Рисунок 2 – Модель жизненного цикла организации (И. Адизес)
Рассмотрим каждый этап более подробно. В классической версии начальный этап называется «Создание» и включает в себя само рождение компании, её постепенное развитие.
В модели И. Адизеса этот этап делится на три других: «Выхаживание», «Младенчество», «Давай-давай». Здесь очень чётко прослеживается схожесть этапа жизненного цикла с развитием детей. Но самой оптимальной моделью является модель, представленная на рисунке 1.
Рассмотрим каждую стадию поподробнее и определим их особенности.
Этап создание или, по - другому, становление организации. В этот момент организация только – только создаётся – “делает свои первые шаги”. Формируются цели организации, определяется её миссия. На данном этапе организация должна стабильно, планомерно развиваться, и тогда через определённый момент времени, можно будет перейти на следующий уровень, то есть следующую стадию жизненного цикла организации. В эту стадию входят такие явления, как зарождение идеи, юридическое оформление организации, поиск работников – единомышленников. Единомышленники помогают предпринимателю, который выступает создателем компании, определить цели, творчески подойди к выбору бизнеспроцессов [25, с. 32].
Руководитель организации на данном этапе всё контролирует сам. Главный упор делается на создания какого–то нового продукта и на завоевание самого выгодного рынка для этого продукта. Это очень важные аспекты, без которых организацию ждёт крах. Но также нужно уделить особое внимание стратегии конкурентной борьбы. Она бывает нескольких видов: силовая (действует в сфере товаров и услуг); приспособительная (главная цель – удовлетворить потребности клиента); нишевая (глубокая специализация производства, то есть, организация делает сильный упор на то, что она лучше всего умеет производить или делать, например, в сфере услуг). Какую стратегию компании выбрать решает руководитель. Но нужно не ошибиться, иначе старт будет медленным и затратным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблякимова, Л. Р. Исследование современных принципов менеджмента / Л. Р. Аблякимова, К. А. Черногорова // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XVII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь-Гурзуф, 23-25 апреля 2020 г. – Симферополь : ИП Зуева Т. В., 2020. – С. 233–234.
2. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
3. Беляев, А.М. Производственный менеджмент: Учебник для бакалавров / И.Н. Иванов, А.М. Беляев, В.В. Лобачев; Под ред. И.Н. Иванов. - М.: Юрайт, 2016.– 574 c.
4. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 c.
5. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 16 c.
6. Былкова, Д.А. Проблемы управления персоналом в менеджменте / Д.А. Былкова, Н.С. Базанова // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2015. - № 3. - С. 112- 113.
7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
8. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
9. Жабина, С.Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании. Учебник / С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В. Колесова. - М.: Academia, 2017. - 398 c.
10. Казакова, В. В. Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты» / В. В. Казакова. // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 36-40.
11. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 197 с.
12. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие / В.И. Коробко. - М.: Юнити, 2018. - 288 c.
13. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
14. Коссов, В.В. Основы инновационного менеджмента / В.В. Коссов. - М.: Магистр, 2016. - 26 c.
15. Локтионова, Ю.Н. Основы финансового менеджмента / Ю.Н. Локтионова, О.Н. Янина. - М.: Русайнс, 2016. - 288 c.
16. Мескон, Основы менеджмента / Мескон и др. - М.: Диалектика, 2019. - 672 c.
17. Направления развития рыбохозяйственного комплекса // Агентство по рыболовству Калининградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ryba39.ru/tekuwaya_deyatelnost_agentstva/
18. ООО «МурманРыбХоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1145105001139_5105097550_OOO-MURMANRYBHOZ
19. Обзор российского рынка рыбной продукции // Российский продовольственный рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?section=6
20. Панов, А.И. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 303 с.
21. Петрюкова, К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом / К.А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – 2017. – № 2. – С. 96-98.
22. Пикетти, Т. Капитал в XXI веке / Т. Пикетти. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 924 с.
23. Пожарицкая И. М. Эволюция менеджмента ресурсов в системе менеджмента качества / И. М. Пожарицкая // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10, Вып. 9. – С. 2026–2035.
24. Самаруха, В.И. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения / В.И. Самаруха // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2017. – № 4 (78). – С. 46–50.
25. Сацук, Т.П. Бухгалтерский финансовый учет и отчетность / Т.П. Сацук, И.А. Полякова, О.С. Ростовцева. - М.: КноРус, 2018. - 118 c.
26. Тавокин, Е.П. Теория управления: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: Инфра-М, 2019. - 47 c.
27. Тебекин, А.В. Теория управления: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 64 c.
28. Тартаковская, И. Карьера рабочего как биографический выбор / И. Тартаковская // Социологическое обозрение. - 2017. - №3. – С. 9-48.
29. Хахонова, Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность / Н.Н. Хахонова. - М.: Риор, 2017. - 240 c.