Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.Общие положения налоговой системы Российской Федерации 5
1.1 Понятие и принципы налоговой системы РФ 5
1.2. Структура налоговой системы 10
1.3. Понятие и специфические особенности сборов в Российской Федерации 14
Глава 2 Проблемы единства системы налогов и сборов 19
2.1 Проблемы общих принципов установления налога в актах представительных органов местного самоуправления 19
2.2 Установление на уровне субъектов обязательных платежей, имеющих признаки налогов и сборов 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глубокий экономический кризис в нашей стране, обвал всей финансовой системы в 1998 г. и 2008 г. выступают отображением сложности, противоречивости и непоследовательности методов осуществляемой финансовой политики нашего государства. Последствия кризиса августа 1998 г. и анализ кризиса 2008 г. для отечественных финансов и отечественной экономики в целом требуют обширного переосмысления закономерностей формирования всей отечественной финансовой системы, характера ее взаимоотношений с государственными, муниципальными и частными структурами.
Одной из существенных проблем в кризисный период в сфере налогообложения выступает достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. Налоги и сборы являются главной формой мобилизации доходов в государственные и муниципальные фонды денежных средств. Налоги и сборы выступают основным инструментом, с помощью которого создаются государственные и муниципальные денежные фонды и, следовательно, образуются материальные условия для деятельности публичной власти. В данном обстоятельстве состоит их фискальная функция – это создание доходной части государственного и муниципального бюджета на базе стабильного и централизованного взимания налогов.
Для всякого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического становления оно ни находилось, надобность увеличения доходов бюджетов выступает одной из актуальнейших задач современности. Нахождение верного решения подобной задачи очень важно и для Российской Федерации.
Пути увеличения доходов бюджетов продолжают привлекать внимание всех, кому важны перспективы становления нашей страны и проблемы упрочения ее финансовой независимости и, следовательно, обеспечения экономической безопасности.
Сами по себе налоги и сборы – это непростое и многоаспектное явление, которое концентрирует в себе экономические и социально-политические отношения в обществе. Появление государства как политического института, которое требует регулярного финансового обеспечения и формирования рыночных отношений, вызвало, чтобы имеющиеся налоги были приведены в строгую определенную систему. Значение и структура подобной системы устанавливаются социально-экономическим строением общества и государства. Образование такой налоговой системы выступает основной макроэкономической задачей всякого государства.
Объектом курсовой работы выступают правоотношения, которые устанавливают систему налогов и сборов Российской Федерации, ее основные правовые стороны.
Предмет курсовой работы состоит в научных разработках по теории системы налогов и сборов, законодательные и другие нормативные правовые акты.
Цель данного исследования: изучить систему налогов и сборов Российской Федерации.
- рассмотреть понятие и принципы налоговой системы РФ;
- выделить структуру налоговой системы;
- дать понятие и специфические особенности сборов в Российской Федерации;
- обозначить проблемы общих принципов установления налога в актах представительных органов местного самоуправления;
- рассмотреть установление на уровне субъектов обязательных платежей, имеющих признаки налогов и сборов.
Данная работа включает две главы, а также введение, заключение и список используемый источников.
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы налоговой системы РФ
Всякая национальная налоговая система, в том числе и налоговая система Российской Федерации - это сложное социально-политическое и экономико-правовое явление, которое состоит из большого количества взаимосвязанных подсистем, взаимообусловленных элементов, взаимозависимых институтов. С помощью ее перманентного и комплексного действия осуществляется главное, значимое предназначение налогов в обществе - государство получает в свое владение, пользование и распоряжении денежно-финансовые ресурсы, которые позволяют ему решать публичные и общесоциальные задачи.
Отношения и социальные связи, которые складываются между определенными участниками в процессе деятельности всех составляющих налоговой системы страны в обобщенном виде можно представить как налоговые отношения (то есть отношения в области налогообложения. Подобные отношения, после их нормативно-правовой фиксирования и регламентирования со стороны государства выступают налоговыми правоотношениями.
Тем не менее, качественное единство отечественной налоговой системы, совершенно не означает, что налоговые отношения выступают каким-то однородным образованием. Подобные отношения носят многоаспектный и многоуровневый характер.
Исходя из этого требуется отметить, что предпосылкой для создания и развития именно отечественного налогового права, как и правовой основой для формирования и функционирования отечественной налоговой системы в целом выступает ч. 1 ст. 57 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Совокупность налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ, на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований, образует систему налогов и сборов (ст. 12, 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ)).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1651.
5. Закон Московской области от 23 декабря 2013 г. № 160/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.12.2021.
Научная и учебная литература
6. 101 термин налогового права: крат. законодат. и доктринальное толкование / Н.Н. Балюк, В.В. Замулко, А.В. Красюков и др.; рук. авт. кол. Н.А. Соловьева. Москва: Инфотропик Медиа, 2015. 452 с.
7. Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: монография / под ред. Г.Н. Комковой. М.: Юстицинформ, 2017. 264 с.
8. Бондарь Н.С., Соболева Е.А. Судебный нормоконтроль за законами субъектов РФ: соотношение конституционных и административных начал нуждается в уточнении // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 3. С. 26 - 32
9. Борисов А.М. «Налоговая система», «система налогообложения» или «система налогов и сборов»? // Налоги и налогообложение. 2010. № 3. С. 11.
10. Васильева Н.В. Распределение доходов между различными уровнями публичной власти // Lex russica. 2014. № 12. С. 1411 - 1419.
11. Вельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. № 9. С. 48 - 55.
12. Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.12.2021.
13. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. 368 с.
14. Копина А.А. Установление налогов и сборов субъектами России и муниципальными образованиями: проблемы соблюдения принципа единства налоговой системы // Финансовое право. 2020. № 1. С. 19 - 24.
15. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. - М.: Юрист, 2014. - С. 215.
16. Мамонова И.В. Инструментарий налоговой политики в современных условиях // Налоги. 2019. № 5. С. 3 - 6.
17. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 68.
18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Юрайт»; ИД «Юрайт», 2010. – С. 171.
19. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. дата обращения 12.12.2021.
20. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет Российской Федерации: монография / под ред. И.А. Цинделиани. М., 2018.
21. Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2021.
22. Эрделевский А.М. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2021.
Судебная практика
23. Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 18 января 2017 г. по делу № 33а-1944/2017 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2021.
24. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2018 г. № 81-АПГ18-6 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 14.12.2021.
25. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2021.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 966-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Лаборатория Касперского» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 149, 170 и 171 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статей 304 и 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 1. – 2014.
27. Определение Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Тюменской области о проверке конституционности части первой статьи 2 и части первой статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на операции с ценными бумагами» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (документ официально опубликован не был), дата обращения 12.12.2021.
28. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 № 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Филиала Государственной коммерческой корпорации «Эмирейтс» на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс (документ официально опубликован не был), дата обращения 12.12.2021.
29. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 22-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.12.2021.
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1997. - № 4.
31. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.12.2021.
32. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2001. - № 4.
33. Постановление СФ ФС РФ от 27.12.2011 № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» // Собрание законодательства РФ. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 17.