Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………..…………3
Глава I. Теоретические аспекты использования игры при обучении иностранному языку в средней школе…………………………………..……...6
I.1 Психолого-педагогические особенности учащихся средней школы………6
I.2 Понятие «игра», виды игр и их функции………………………………….10
Глава II. Практика использования игры при обучении иностранному языку в средней школе…………………………………………………………………..16
II.1. Особенности использования игры при обучении иностранному языку в средней школе……………………………………………………………….….16
II.2. Обучающие игры на уроке английского языка…………………..............22
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы………………………….………………33
Приложение…………………………………………………………………….37
Фрагмент для ознакомления
2
Иностранный язык на сегодняшний день является наиболее важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, что объясняет значительный интерес к обучению иностранного языка. Изучение иностранных языков с каждым годом становится популярнее. Выполняя огромную роль в формировании личности и повышении образования, учащемуся открываются широкие возможности для развития всесторонне развитой личности посредством получения непосредственного доступа к духовному богатству другой страны, языка, возможности получить непосредственный опыт коммуникации с представителями других народов, развить свой словарный запас, мышление, расширять свой кругозор.
Важно отметить, что именно средний этап обучения является ключевым в освоении иностранного языка. Именно на этом этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения.
Привлекательность игрового метода как современного метода заключается в том, что игра представляет собой максимально естественный, приближенный к реальности, целенаправленный языковой тренинг, который создает возможность многократного повторения языковых единиц. Игровая подача материала на уроках иностранного языка способствует более простому усвоению материала, развивает память, внимание, догадливость и делает процесс обучения интересным и увлекательным.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что игровой метод, который используются учителем на уроках английского языка помогает учащимся улучшать качество знаний, закрепить полученные умения и навыки.
Игровой метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Учитель должен при этом учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Использование игрового метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся, увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.
Цель данной работы заключается в освещении вопроса о значимости использования игры на уроках английского языка в средней школе.
Для реализации данной цели на необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогические особенности учащихся средней школы;
2. раскрыть сущность понятий «игра», рассмотреть виды игры и определить место игры в процессе обучения;
3. выделить и проанализировать особенности использования игры при обучении иностранному языку в школе;
4. выявить основные типы обучающих игр на уроке английского языка;
5. составить урок, учитывающий психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста, особенности использования игр на уроках английского языка и типы обучающих игр.
Предметом исследования является игра как важнейший фактор в обучении иностранному языку в средней школе.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Методы исследования: теоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; методы теоретического анализа и синтеза, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование, систематизация, использовались для рассмотрения методологического, концептуально-теоретического и дидактического аспектов проблемы.
Глава I. Теоретические аспекты использования игры при обучении иностранному языку в средней школе
I.1 Психолого-педагогические особенности учащихся средней школы
Возраст от 11-12 лет до 15 лет определяется как средний школьный возраст, который совпадает с обучением 5-9 классах, переходным возрастом, перестройкой всего организма.
Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей. На фоне развития ведущей деятельности происходит формирование центральных новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в развитии высших психических функций, в эмоциональной сфере [4].
Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Достаточно большой объем внимания и высокая устойчивость не обходимы учащимся не только для практической деятельности, но и для успешного общения. Эти качества помогают учащимся запоминать и анализировать полученный материал на уроках английского языка, а затем применять накопленный материал.
Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным [32]. Появляется новый вид учебного мотива — мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя» [5].
Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывают свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценки, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного) [32].
У детей среднего школьного возраста появляется интерес к философским, нравственным, политическим, религиозным проблемам. Это свидетельствует о развитии у них абстрактного мышления [12, с. 29-33].
Л. С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме
интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Мышление становится систематизированным [7, с. 78-86]. Данные психические и познавательные процессы способствуют лучшему восприятию культурных особенностей и отличий.
Память ребенка на этапе средней школы более произвольна, в отличие от памяти младшего школьника. В условиях больших объемов учебного материала, которые ребенок должен запомнить, у учащегося вырабатывается способность к логической памяти, которая относит на второй план механическую память. Первая очень важна для успешного овладения иностранным языком и элементов культуры его носителей.
Так же в этот период важно сказать и о развитии у детей творческого мышления. Данную возрастную особенность учитель может и также должен задействовать для решения задач процесса обучения иностранному языку и формирования межкультурной компетенции. Необходимо прибегать к созданию на уроках различных проблемных ситуаций, связанных с освоением чужой культуры, которые обучающиеся должны решать самостоятельно или с небольшой подсказкой учителя. Это обеспечит более глубокое овладение знаниями по межкультурной компетенции англоязычных стран.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева, Н. П.. Воспитание игрой : Кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. – 143 с.
2. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 9. – С. 22-25.
3. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. П. Арсентьева. - Москва : Форум, 2011. - 144 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
5. Возрастные особенности учеников общего основного образования 5-6 кл., 7-8 кл., 9 кл. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gymn2.ru/assets/files/sps_osobennost_wozrast.pdf - 27.12.12.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 220 с.
7. Выготский, Л. С. Педология подростка : Задания №№ 1-16 / Проф. Л. С. Выготский ; Бюро заочного обучения при Педфаке МГУ... - Москва : Бюро заочного обучения при Педфаке 2 МГУ, 1929-1931 (Центр. тип. НКВМ). - 504 с.
8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. - 304 с.
9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2015. – 363 с.
10. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. - С. 40.
11. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. – 216 с.
12. Захарова, А. В. Психология обучения старшеклассников / А.В. Захарова, канд. психол. наук. - Москва : Знание, 1976. - 64 с.
13. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. – 219 с.
14. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая шк., 1986. – 101 с.
15. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – 179 с.
16. Красильникова, В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку / В. С. Красильникова // Иностранный язык в школе. – 1975. - №5 – С. 167-170.
17. Кузнецова, Е. П. Особенности игры и игровой деятельности в обучении грамматике иностранного языка учащихся средней общеобразовательной школы / Е. П. Кузнецова, С. А. Девятова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 60-62.
18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422с.
19. Люблинская, А. А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
20. Мухина, В. С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.
21. Мухиддинова, С.А. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе / С.А. Мухиддинова, Д.С. Уралова. // Электрон.б-ки. - 2013. - Т. б, вып. 7. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/54/7313/. - 25.12.21
22. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02.-Педагогика) / А. П. Панфилова ; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - Москва : ACADEMIA, 2006. – 362 с.
23. Петричук, И.И. Еще раз об игре / И.И. Петричук. - Иностранный язык в школе. - 2008. - № 2. - 60 с.
24. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка : Метод. пособие / Ю.Я. Пучкова. - М. : АСТ : Астрель, 2003 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). – 78 с.
25. Равинская С.В. Игра как средство обучения // Иностранный язык в школе. – 1980. –№1. – С. 59 -61
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
27. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 240 с.
28. Степанова Е. А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / / Иностранные языки в школе. — 2004. — № 2. — С. 66-68
29. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
30. Утехина, А. Н. Иностранный язык в школьном возрасте: Теория и практика / А. Н. Утехина – Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000. – 246 с.
31. Фентяжева, О.В. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка на I ступени обучения / О.В. Фентяжева. // III Международная научно-практическая Интернет-конференция. - 2013. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/54/7313/. - 20.12.21
32. Характеристика возрастных особенностей современных школьников [электронный ресурс] – Режим доступа: http://school250.ru/shershnev/kharacter.pdf. – 19.12.21.
33. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. : Новая школа, 1994. – 240 с.
34. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.