Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Художественное произведение. Свойства и функции.
Художественное произведение — основной объект литературоведческого изучения, своего рода мельчайшая «единица» литературы. Более крупные образования в литературном процессе — направления, течения, художественные системы — строятся из отдельных произведений, представляют собой объединение частей.
Литературное же произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни. Литературное произведение как целое обладает законченным идейным и эстетическим смыслом, в отличие от своих составляющих — темы, идеи, сюжета, речи и т. п., которые получают смысл и вообще могут существовать лишь в системе целого.
Литературно-художественное произведение — это произведение искусства в узком смысле слова[1], то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произведение есть выражение определенного эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь терминологией М.М. Бахтина, можно сказать, что художественное произведение — это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
Согласно теории отражения, мышление человека представляет собой отражение действительности, объективного мира. Это, конечно, в полной мере относится и к художественному мышлению. Литературное произведение, как и все искусство, есть частный случай субъективного отражения объективной действительности. Однако отражение, особенно на высшей ступени его развития, какой является человеческое мышление, ни в коем случае нельзя понимать как отражение механическое, зеркальное, как копирование действительности «один к одному». Сложный, непрямой характер отражения в наибольшей, может быть, степени сказывается в мышлении художественном, где так важен субъективный момент, уникальная личность творца, его оригинальное видение мира и способ мышления о нем. Художественное произведение, таким образом, есть отражение активное, личностное; такое, при котором происходит не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение.
Кроме того, писатель никогда не воспроизводит действительность ради самого воспроизведения: уже сам выбор предмета отражения, сам импульс к творческому воспроизведению реальности рождается из личностного, пристрастного, небезразличного взгляда писателя на мир.
Таким образом, художественное произведение представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в нем, и авторского отношения к жизни. На эти две стороны искусства в свое время указал еще Н.Г. Чернышевский.
В своем трактате «Эстетические отношения искусства к действительности» он писал: «Существенное значение искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее»[2].
Правда, Чернышевский, полемически заостряя в борьбе против идеалистической эстетики тезис о примате жизни над искусством, ошибочно считал главной и обязательной лишь первую задачу — «воспроизведения действительности», а две других — второстепенными и факультативными.
Правильнее, конечно, говорить не об иерархии этих задач, а об их равноправии, а вернее, о нерасторжимой связи объективного и субъективного в произведении: ведь подлинный художник просто не может изображать действительность, никак ее не осмысливая и не оценивая. Однако следует подчеркнуть, что само наличие субъективного момента в произведении было четко осознано Чернышевским, а это представляло собой шаг вперед по сравнению, скажем, с эстетикой Гегеля, весьма склонного подходить к художественному произведению чисто объективистски, умаляя или вовсе игнорируя активность творца.
Осознать единство объективного изображения и субъективного выражения в художественном произведении необходимо и в методическом плане, ради практических задач аналитической работы с произведением. Традиционно в нашем изучении и особенно преподавании литературы больше внимания уделяется объективной стороне, что, несомненно, обедняет представление о художественном произведении. Кроме того, здесь может произойти и своего рода подмена предмета исследования: вместо того, чтобы изучать художественное произведение с присущими ему эстетическими закономерностями, мы начинаем изучать действительность, отраженную в произведении, что, разумеется, тоже интересно и важно, но не имеет прямой связи с изучением литературы как вида искусства. Методологическая установка, нацеленная на исследование в основном объективной стороны художественного произведения, вольно или невольно снижает значение искусства как самостоятельной формы духовной деятельности людей, ведет в конечном счете к представлениям об иллюстративности искусства и литературы. При этом произведение искусства во многом лишается своего живого эмоционального содержания, страсти, пафоса, которые, конечно, в первую очередь связаны с авторской субъективностью.
В истории литературоведения указанная методологическая тенденция нашла наиболее явное воплощение в теории и практике так называемой культурно-исторической школы, особенно в европейском литературоведении. Ее представители искали в литературных произведениях прежде всего приметы и черты отраженной действительности; «видели в произведениях литературы культурно-исторические памятники», но «художественная специфика, вся сложность литературных шедевров при этом не занимали исследователей»[3]. Отдельные представители русской культурно-исторической школы видели опасность такого подхода к литературе. Так, В. Сиповский прямо писал: «Нельзя на литературу смотреть только как на отражение действительности».[4]
Разумеется, разговор о литературе вполне может переходить в разговор о самой жизни — в этом нет ничего неестественного или принципиально несостоятельного, ибо литература и жизнь не разделены стеной. Однако при этом важна методологическая установка, не позволяющая забывать об эстетической специфике литературы, сводить литературу и ее значение к значению иллюстрации.
Если по содержанию художественное произведение представляет собой единство отраженной жизни и авторского отношения к ней, то есть выражает некоторое «слово о мире», то форма произведения носит образный, эстетический характер. В отличие от других видов общественного сознания, искусство и литература, как известно, отражают жизнь в форме образов, то есть используют такие конкретные, единичные предметы, явления, события, которые в своей конкретной единичности несут в себе обобщение. В отличие от понятия образ обладает большей «наглядностью», ему свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность.
Образность составляет основу художественности, как в смысле принадлежности к искусству, так и в смысле высокого мастерства: благодаря своей образной природе художественные произведения обладают эстетическим достоинством, эстетической ценностью.
Итак, мы можем дать такое рабочее определение художественного произведения: это определенное эмоционально-мыслительное содержание, «слово о мире», выраженное в эстетической, образной форме; художественное произведение обладает цельностью, завершенностью и самостоятельностью.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.Л. Планируемы результаты начального общего образования /М.: Просвещение, 2010. 120с.
2. Балашова Е.А. Анализ лирического стихотворения: учеб. Пособие / Е.А. Балашова, И.А. Каргашин. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 192с.
3. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб.для студ. пед. Вузов / О.Ю. Багданова, С.А. Леонов, В.Ф. Черотов; Под ред. О.Ю. Багдановой. – 2-е изд., испр. – Издательский центр «Академия» 2000. – 400с.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высших учеб. Заведений /[М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 288 с.
5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб.пособие / А.Б. Есин. – 11-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013 – 248с.
6. Ефросинина Л.А. «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
7. Ефросинина Л.А. «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.
8. Игнатьева Т.В., Вохмянина Л.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. Часть первая. – Москва «Пресвещение», 2000.
9. Каспржак А.Г., Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / М.: Просвещение, 2004. 415с.
10. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.; под ред. Л.Ф. Климановой]; Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
11. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.; под ред. Л.Ф. Климановой]; Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
12. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс. – М.: Просвещение. 2008.
13. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. – М.:Просвещение. 2008.
14. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. – М.:Просвещение. 2008.
15. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. – М.:Просвещение. 2008.
16. Климанова Л.Ф., ВиноградскаяЛ.А., БойкинаМ.В. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.: ил. - (Перспектива)
17. Климанова Л.Ф., ВиноградскаяЛ.А., БойкинаМ.В.. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2016. – 159 с.: ил. - (Перспектива)
18. Климанова Л.Ф., ВиноградскаяЛ.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 /– 5-е изд. – М: Просвещение, 2015. – 159 с.: ил. – (Перспектива)
19. Климанова Л.Ф., ВиноградскаяЛ.А., Горецкий В.Г.Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / – 5-е изд. – М: Просвещение, 2015. – 159 с.: ил. – (Перспектива)
20. Климанова Л.Ф., ВиноградскаяЛ.А., Горецкий В.Г.Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Рос.акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение. – М: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).