Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..5
1.1. Виды выносливости 5
1.2. Средства и методы воспитания комплексной выносливости 7
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
2.1. Задачи, методы исследования 11
2.2. Организация исследования 15
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 16
3.1.Программа развития выносливости у школьников 16
3.2.Результаты исследования 21
ВЫВОДЫ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития выносливости – одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Исследованиями проблемы занимались многие учёные. Но, не смотря на пристальное внимание этих авторов, проблема требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической позиции. Выносливость – важнейшее физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. В настоящее время вопросы выносливости очень подробно рассматриваются как в учебниках и методичках, так и в специальной литературе.
Проблема развития выносливости, существенно связанная с подростковым возрастом и возрастными особенностями, ещё не получала должного научного обоснования. Основная задача, связанная с развитием выносливости у школьников, заключается в формировании условий при различных видах двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в школьной программе. Достаточно большой объем средств позволяет решать эту проблему.
Однако на практике использование, как общеразвивающих, так и специальных упражнений вызывает достаточно много трудностей. Это обусловлено, как многообразием физических упражнений, включенных в школьную программу по физической культуре, так и рамками самого урока физической культуры. Сложность в развитии выносливости на уроках физической культуры заключается в том, что сами средства (упражнения) должны быть направлены на воспитание не только общей, но и специальной выносливости.
Таким образом, возникает основное противоречие в решении этой проблемы, которое затрагивает методическую основу: какие методы воспитания выносливости целесообразно использовать на уроке физической культуре в школе. В программах по физическому воспитанию для общеобразовательной школы недостаточное место отводится физическим упражнениям, воспитывающим выносливость у детей, подростков и юношей.
Практика показала необходимость коренного пересмотра всей системы воспитания выносливости у детей школьного возраста, разработки эффективных контрольных испытаний и нормативов для детей, подростков, юношей и девушек. Поэтому актуальным становится необходимость в воспитании выносливости как важной составной части физической подготовки детей школьного возраста.
Гипотеза: Комплексная выносливость школьников будет развиваться при использовании комплексов упражнений на уроках физической культуры.
Объект: Комплексная выносливость школьников.
Предмет: Методы развития комплексной выносливости у школьников.
Цель: изучить методы развития комплексной выносливости у школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть виды выносливости;
2.Изучить средства и методы воспитания комплексной выносливости;
3.Разработать и апробировать методику развития комплексной выносливости у школьников.
ГЛАВА 1
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Виды выносливости
Выносливость — это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы, требующей повышенных энергозатрат, и восстановлению после нее; она определяется максимальным временем выполнения этой работы. Выносливость позволяет снижать затраты энергии организма при совершении определенных действий. Эффективность деятельности организма с точки зрения выносливости снижают два основных фактора: недостаток каких-либо физических качеств для преодоления нагрузки; низкая готовность к нагрузкам со стороны нервной системы, которая не позволяет человеку относительно спокойно и невозмутимо переносить физически тяжелые движения и утомление. [6]
Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, от развитости сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, от их скоординированной работы. Поэтому выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма.
• Анаэробная производительность — это работа в бескислородном режиме. Энергия вырабатывается без участия кислорода из фосфатов и запасов гликогена в организме. Анаэробная энергия производится организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких интенсивных вспышек активности — всего около четырех минут.
• Аэробная производительность, наоборот, предполагает участие кислорода; энергия в этом режиме вырабатывается во время тренировок, развивающих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, со средним темпом — без пиковой нагрузки. [12].
Выделяют общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовки. По мнению Скородумовой А. П., если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа более специфическая – специальной. Рассмотрим эти понятия более подробно. Общая выносливость-способность человека выполнять любую работу умеренной интенсивности длительное время и эффективно, вовлекая глобальное функционирование мышечной системы (в работе задействовано более 2/3 мышц организма) и предъявляя достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системе и другим системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с незначительной интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергии. [5]
В-третьих, Матвеев Л. П. утверждает, что термин «общая выносливость» подразумевает под собой совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления работоспособности. В-четвертых, это способность человека эффективно выполнять неспецифическую работу в течение длительного времени, что оказывает положительное влияние на развитие определенных компонентов человеческой деятельности благодаря усиленной адаптации к стрессу и наличию явлений «переноса» из неспецифической активности [9].
Уровень развития и проявления специальной выносливости характеризуется целым рядом факторов:
1.Общая выносливость;
2.Быстрота расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3.Способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
4.Техника владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
5.Возможность нервно-мышечного аппарата. [12]
Классификация специальной выносливости:
Силовая. Это разновидность специальной выносливости, которая используется для развития и поддержания качества сократительной силы мышц. Это может понадобиться человеку на спортивном состязании или, например, при выполнении сложного тренировочного задания. Здесь же стоит сказать про локально-мышечную выносливость, которая позволяет человеку продолжительное время выполнять заданную работу за счет высокого уровня окислительных и сократительных возможностей определенных мышц.
Скоростно-силовая. Этот вид выносливости характеризуется выполнение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.
2. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - Москва: Советский спорт, 2015. - 312 c.
3. Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - Москва: Флинта, Наука, 2018. - 424 c.
4. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2015. - 172 c.
5. Волков, Н.И Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №3 - С.15-21
6. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Москва: Академия, 2015. - 320 c.
7. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
8. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания / И.Н. Емельянова. - М.: Academia, 2016. - 176 c.
9. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология [Текст] / Е. К. Ермоленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 464 с.
10. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
11. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2008г.- 101 с.
12. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 205 с.
13. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. - М.: Спорт, 2018. - 395 c.
14. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
15. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
16. Коц Я. Споривная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц - Москва: Физкультура и спорт,2014 - 30с.
17. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
18. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 c.
19. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры: Учебник / О.Ю. Масалова. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 208 c.
20. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
21. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - Москва: Владос, 2014. - 240 c.
22. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учеб. метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Олимп-СПб, 2010. – 120 с.
23. Педагогика физической культуры и спорта. - Москва: Academia, 2017. - 336 c.
24. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - Москва: Советский спорт, 2014. - 416 c.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2018. - 320 c.