Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена местом и ролью себестоимости, вопросов планирования и управления ею в формировании финансового результата предприятия, состоит в большой роли планирования затрат корпорации в системе управления денежным оборотом и финансами, в высокой степени взаимосвязи в плане и по факту, а также динамики себестоимости с движением финансового результата.
Степень разработанности темы исследования характеризуется наличием большого числа фундаментальных и практически ориентированных работ по вопросам формирования, планирования и управления себестоимостью и их влияния на финансовые результаты деятельности компаний. Вместе с тем уровень разработанности вопросов планирования и управления затратами компаний с учетом технико-экономических особенностей отраслевого бизнеса нуждается в углублении и дополнении.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области планирования затрат предприятий. Проблемы финансов и планирования затрат торговых предприятий освещены наиболее четко в финансовой школе Д.С. Молякова, в учебном пособии «Финансы предприятий отраслей народного хозяйства».
Также вопросами финансов торговых предприятий занимались А.Ф. Ионова, Г.В. Савицкая, Е.А. Жукова, Н.В. Колчина и др.
Среди зарубежных исследований труды Alan M. Rugman, Alain Verbeke, Domenico Patassini, Dong Xiang, HAI-YONG ZHANG, Rezaei-Malek, Mohammad.
Объект исследования – компания АО «Комбинат мучнисто-кондитерских изделий «Добрынинский».
Предмет исследования – существующая в компании система управления текущими затратами, методы планирования затрат, как важный фактор повышения финансовой результативности.
Цель исследования – рассмотреть комплекс теоретически и практически значимых вопросов, связанных с управлением текущими затратами, объёмом производства и прибылью компании АО «Комбинат мучнисто-кондитерских изделий «Добрынинский».
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть вопросы экономического содержания текущих денежных затрат, объёма производства и финансовой результативности деятельности компании;
- проанализировать применяемые и существующие методы анализа взаимосвязи текущих затрат с финансовой результативностью;
- определить основные направления, пути улучшения планирования и управления текущими денежными затратами на избранном объекте исследования;
- разработать и обосновать предложения по совершенствованию методов планирования и управления текущими затратами в компании.
В процессе проводимого исследования использовались следующие методы анализа: методика проведения финансово-экономического анализа, расчет абсолютных и относительных величин, табличный и графический метод, методика трендового, факторного, структурного анализа, вертикальный и горизонтальный анализ, методика прогнозирования показателей на основе выявления тренда.
Структура исследования: курсовая работа представлена двумя главами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНЕСЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ., ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СТОИМОСТЬ АКТИВОВ
1.1 Сущность себестоимости и финансовой результативности, их экономическая природа, взаимосвязь, роль и место в системе управления финансами
Производственная деятельность – это трудовая человеческая деятельность, объективная необходимость, нацеленная на удовлетворение человеческих потребностей. В целях повышения объема производства и реализации продукции, товаров, услуг, в результате реализации процесса воспроизводственной деятельности предприятия, возникают затраты, т.к. уровень получаемых финансовых результатов и прибыли напрямую зависит от их динамики и объема, наличии оптимизации использования ресурсов, используемых в процессе операционной деятельности предприятия .
Любая компания уделяет большое внимание не только организации эффективного производственного процесса, но и принятию решений, которые должны обеспечивать получение компанией максимально возможной прибыли .
Получение прибыли компании зависит от предлагаемой цены продукции на рынке и стоимости ее производства. Компания практически не имеет влияния на цену, поскольку она регулируется конкуренцией с рынком. Тем не менее, руководство предприятия в состоянии регулировать себестоимость производимой продукции, эффективно управляя затратами, связанными с ее производством.
Рассмотрим понятие затрат предприятия.
Затраты - это издержки предприятия по производству, обращению и реализации продукции, выраженные в денежной форме .
Общая стоимость производства формирует материальные затраты и реализацию, которые включают стоимость материализованной работы, а также затраты на оборотный капитал, включенные в производственный процесс. С другой стороны, рабочая сила для создания - это заработная плата работника, которая учитывается в стоимости потребителей произведенной продукции.
Затраты на материализованную рабочую силу - это затраты на здания и трудовые ресурсы в виде сырья, материалов, арендной платы, коммунальных расходов и амортизации. Стоит отметить, что от уровня себестоимости производимой продукции зависит прибыль предприятия: чем экономичнее предприятие использует ресурсы, необходимые для производства продукции, тем выше эффективность производственного процесса, выше уровень финансовых результатов и операционная прибыль.
Прибыль хозяйствующего субъекта – это разница объема выручки от реализации продукции и затратами, которые возникают в процессе осуществления реализации операционной деятельности предприятия, без которых обойтись, в принципе, невозможно .
В условиях, когда операционная деятельность предприятия направлена на максимизацию финансовых результатов, а руководство предприятия нацелено на максимизацию прибыли, существует возможность увеличить прибыль, либо посредством увеличения объема производства и продаж продукции, товаров, услуг, т.е. за счет расширения операционной деятельности, либо за счет оптимизации уровня затрат, необходимых для ее реализации .
Таким образом, на данном этапе можно сделать вывод, что существует обратная зависимость формирования финансовых результатов от совершаемых расходов и затрат: рост затрат приводит к потенциальному снижению финансовых результатов и прибыли, при этом, снижение затрат характеризует их оптимизацию и рациональность использования, что ведет к росту финансовых результатов и прибыли.
В различных источниках экономической литературы издержки предприятия определяют как денежное выражение затрат на производство, необходимых для ведения предприятием его уставной деятельности. Данную категорию также можно охарактеризовать как затраты живого и овеществленного труда организации на производство продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажу. В практике российских предприятий используют понятие производственных затрат.
Термин «затраты» более широкий, чем термин «издержки производства и обращения». Характеризуя издержки производства и обращения, в их состав не входят затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов.
Затраты, касающиеся изготовленной продукции, отражают ее себестоимость. Они также носят название текущих издержек производства и обращения .
Затраты характеризуют ресурсы, расходуемые с целью обеспечения производственного процесса, обеспечения нормируемого уровня прибыли. В себестоимости продукции, как обобщенном показателе, выражаются разнообразные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Поэтому рациональное использование материальных, трудовых, денежных ресурсов при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг выступает главным условием обеспечения эффективности производственных процессов и наращивания прибыли.
Различные экономические дисциплины исследуют понятие «затрат самостоятельно. Например, с точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все производственные затраты равны его издержкам, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы: издержки обращения и издержки производства.
Издержки обращения характеризуют обобщенные затраты живого и овеществленного труда, представленные в денежной форме, создающиеся в результате обращения товарно-материальных ценностей, включая доставку, хранение и т.д.
Издержки производства это суммарные затраты живого труда и труда, овеществленного в основных фондах, используемые при производстве продукции. Управление затратами, в данном случае, предполагает их планирование, учет и анализ .
Дисциплина «Финансы предприятий» исследует термин «затраты» так: в ходе осуществления предпринимательской деятельности организация несет денежные затраты. На основе экономической природы все денежные затраты классифицируются на три группы: затраты, связанные с получением прибыли; затраты, не связанные с получением прибыли, и принудительные затраты.
К первой группе относятся затраты на организацию обслуживающего процесса, затраты на реализацию товаров и услуг. Во вторую группу включаются потребительские расходы, а также на благотворительные и гуманитарные цели. В третью категорию затрат включаются налоги и налоговые платежи, обязательные и добровольные отчисления, расходы по обязательному страхованию и др.
С позиции дисциплины «Управленческий учет» управление затратами предполагает управление снабженческо-заготовительной деятельностью. Данная процедура представляет собой контроль за суммарной величиной затрат на содержание материальных запасов, обеспечивающих регулярную работу организации, суммы материальных затрат на производство .
Цель обобщения затрат – контроль за процессом их формирования в двух направлениях: товару – для оценки уровня запасов; центрам ответственности – с целью контроля за уровнем материальных затрат
Себестоимость продукции – это достаточно обширная, многоаспектная и динамичная экономическая категория. Она выступает ключевым качественным показателем, который отражает, во что обходится организации производство и реализация продукции. Чем ниже стоимость затрат, тем выше уровень прибыли и, следовательно, рентабельность организации. Отсутствует единое понятие себестоимости, поэтому рассмотрим мнения различных авторов о данном понятии.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость характеризует денежное выражение затрат основных факторов производства, требуемых для ведения производственной и хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой денежную оценку применяемых в производственном процессе природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Таким образом, обобщив представленные определения, можно сделать вывод, что себестоимость - это финансовые расходы организации, предназначенные для обслуживания текущих затрат на производство и реализацию продукции. Объект исследования в выпускной квалификационной работе осуществляет свою деятельность в сфере торговли. Торговля имеет специфический процесс торгового производства, поскольку в ней создается новая стоимость. Затраты на специфическое торговое производство называются издержками обращения.
Издержки торговых предприятий представляют собой денежные затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров из мест производства к потребителю. По своей экономической сущности издержки обращения делятся на две части :
а) связаны с продолжением производственного процесса в сфере обращения и, следовательно, с увеличением стоимости товара. К ним относятся расходы на транспортировку, хранение, обработку и упаковку товаров;
б) связаны с превращением товарной формы в деньги.
К ним относятся заработная плата работников магазинов, рекламные расходы, административные расходы, проценты по кредитам, убытки и потери товаров и т. д.
Эти затраты не увеличивают стоимость товаров и полностью покрываются торговыми скидками от цены, предоставляемой продавцам поставщиком товаров. Расходы на сбыт планируются и учитываются по двум показателям:
а) в абсолютном выражении всех издержек обращения в денежном выражении;
б) в виде уровня издержек обращения в процентах от оборота.
Себестоимость продукции – это затраты предприятия, принимаемые денежную форму, и связанные с эффективностью использования основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других ресурсов на производство и реализацию продукции, работ, услуг .
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.
От уровня затрат зависит получение финансовых результатов и прибыли, возможность расширения операционной деятельности, уровень финансового состояния экономического субъекта, его ликвидность, платежеспособность и рентабельность. При проведении анализа, при планировании финансово-хозяйственной деятельности и затрат предприятия, в целях повышения результативности операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, необходимо разграничивать понятия расходов и затрат, имеющих разную сущность и содержание, в условиях их формирования и использования.
Управление затратами предприятия включает в себя следующие основные составляющие подлежащие реализации:
прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;
определение снижения резервов себестоимости продукции;
стоимость рационализации;
учет затрат и расчет себестоимости продукции;
поощрения участников производства;
анализ и контроль себестоимости продукции (услуги).
Следовательно, управление затратами - это динамичный процесс принятия решений по управлению затратами, направленный на улучшение финансовых и экономических показателей компании, повышение конкурентоспособности ее продукции.
Одним из главных факторов создания эффективной системы планирования и контроля затрат на предприятии, является четкое понимание классификации затрат и процесса формирования себестоимости продукции. Затраты предприятия – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов, связанных с реализацией
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Налоговый кодекс Российской Федерации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
3. Астахов, В. П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством [Текст] / В. П. Астахов. – М. : «ДиС», 2017. – 210 с.
4. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента [Текст] / И. Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2018. – 245 с.
5. Басовский, Л. Е. Теория экономического анализа [Текст] / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 219 с.
6. Беседина, В. Н. Оценка финансового состояния и управление прибылью на предприятии [Текст] / В. Н. Беседина. – Курский факультет МГУК, 2016. – 115 с.
7. Бланк. И.А. Инвестиционный менеджмент / И. Бланк - М.: 2019. – 158 с.
8. Брейли, Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли – М.: Экзамен, 2019. – 412 с.
9. Васина, Н. А. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости российских предприятий: шаг в сторону снятия неопределенностей [Текст] / Н. А. Васина // Директ. – 2017. – № 3. – С.17-24.
10. Волошин В.М. Критерии выбора краткосрочных источников финансирования // Вестник МГТУ. – 2017. - №2. – С.21-24
11. Воронова Е.Ю. Управленческий учет: Учебник / Е.Ю. Воронова. М.: Юрайт, 2018. - 551 с.
12. Герчикова, И. Н. Анализ основных показателей фирмы [Текст] / И. Н. Герчикова // Маркетинг. – 2018. – №6. – С.82-93.
13. Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ [Текст]: Учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 563 с.
14. Горбачева, Л. А. Анализ прибыли и рентабельности [Текст] / Л. А. Горбачева. – М. : Экономика, 2019. – 95 с.
15. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия): учебник. 6-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2017. - 416 с.
16. Донцова, Л. В. Анализ бухгалтерской отчетности [Текст] / Л. В. Донцова, Н. Н. Никифорова. – М. : Изд-во «ДИС», 2018. – 208 с.
17. Ефимова, О. В. Финансовый анализ [Текст] / О. В. Ефимова. – 2-е изд. – М. : Изд-во «Бухгалтерский учет», 2017. – 355 с.
18. Жукова Е.А., Рожкова М.Г. Проблемы управления затратами на предприятии // Молодой ученый. – 2018. – №12. – С. 283-286.
19. Заров, К. Г. Обобщённый анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия [Текст] / К. Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 1. – С.32- 36.
20. Заяц, Н. Е. Финансы предприятий [Текст] / Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская. – Минск: Сова, 2018. – 336 с.
21. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2017. – 624 с.
22. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. Учебник – М.: ИНФРА-М, 2017. – 392 с.
23. Керимов В.Э., Адумукас С.И. Управленческий учет и проблемы классификации затрат // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 63. – С. 134-138.
24. Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. – М.: КНОРУС, 2017. – 480 с.
25. Коршунов В.В. Экономика организации (предприятия). Учебник и практикум – М.: Юрайт, 2017. – 327 с.
26. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник – М.: Новое знание, 2016. – 344 с.
27. Литовченко В.П. Финансовый анализ: Учебник – М.: Дашков и К, 2017. – 396 с.
28. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: «Эксмо», 2017. – 683 с.
29. Мажорова Е.Д., Шилова Н.Н. Управление текущими затратами производственного предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 62-68.
30. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 200 с.
31. Роднова И.С. Классификация затрат предприятия // Российское предпринимательство. – 2018. – № 1(223). – С. 73-77.
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Учебник – М.: ИНФРА-М, 2019. – 519 с.
33. Ульянина А.С., Молчанова А.Г. О некоторых проблемах в управлении текущими издержками на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – №9. – С. 732-735.
34. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – 408 с.
35. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – С. 383 с.
36. Холодов П. П., Зяблицкая Г. И. Управление текущими затратами организации // Молодой ученый. – 2018. – №11. – С. 220-223.
37. Чернопятов А.М. Управление затратами. Учебник – М.: РУСАЙНС, 2018. – 234 с.
38. Alan M. Rugman, Alain Verbeke. Global Corporate Strategy and Trade Policy. – London: Routledge, 2018. – 182 р.
39. Domenico Patassini. Beyond Benefit Cost Analysis. Accounting for Non-Market Values in Planning Evaluation. - London: Routledge, 2018. – 340 р.
40. Dong Xiang. Finance-seeking behaviour and outcomes for small- and medium-sized enterprises // International Journal of Managerial Finance. Volume 11, Issue 4
41. HAI-YONG ZHANG. Discussion About the Problems and Countermeasures of Small and Medium Manufacturing Enterprises in Cost Management // DEStech Transactions on. 10.12783/dtssehs/icssd2018/19221
42. Rezaei-Malek, Mohammad. A trade-off between productivity and cost for the integrated part quality inspection and preventive maintenance planning under uncertainty // International Journal of Production Research. – 2019.