Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Спортивная акробатика относится к груп-пе сложно-координационных видов спорта. Акробатика - это красивый и зре-лищный вид спорта, который пользуется большой популярностью в послед-ние годы. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой представляет центральную проблему педагогического процесса. Особенно актуально совершенствование теоретических и методических основ обучения акробатическим, гимнастическим упражнениям. Спорт высших до-стижений в последние десятилетия характеризуются интенсивным развитием. Высокое техническое мастерство требует более детального подхода на всех этапах многолетней подготовки. Теория и практика физической культуры и спортивной тренировки уделяет особое внимание проблеме повышения функ-циональных возможностей спортсменов в видах спорта со сложной коорди-нацией, особенно к возможностям вестибулярного анализатора как системы, играющей важную роль в ориентации спортсмена в пространстве и выполне-нии сложных двигательных актов.
Для адекватного выбора средств и методов подготовки в спортивной акробатике требуются исследования по определению двигательно-координационных способностей, необходимых спортсменкам для качествен-ного выполнения соревновательных упражнений. Однако данная проблема в специальной литературе разработана недостаточно.
На современном этапе развития теории спорта деятельность спортсме-на рассматривается как сложное социально-биологическое явление. Как отме-чает в своих работах Балабанов В.Н.: «в многолетней системе спортивной подготовки этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование меха-низмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения базовыми элементами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в мно-голетней соревновательной практике» [30].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в спортивной акробатике
Предмет исследования: методика обучения техническим приемам в групповой спортивной акробатике
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика обучения техническим приемам в групповой акробатике будет способство-вать более качественному освоению базовых элементов, улучшит развитие двигательно-координационных способностей спортсменок.
Цель исследования: обучение темпового сальто в прыжках на акроба-тической дорожке
Задачи исследования:
- изучить обучение движениям в видах спорта со сложной координа-ционной структурой.
- описать требования к гимнастическим снарядам по правилам ФИЖ.
- провести характеристику технической подготовки в групповой спор-тивной акробатике.
- изучить обучение акробатическим прыжкам на дорожке 16
Глава 1. Обзор научно-методической литературы по проблеме исследо-вания
1.1. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражне-ний, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памят-никах, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой уро-жая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной ча-стью которых были акробатические упражнения [3,15]. Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали стран-ствующие артисты - «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Име-ются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пира-миду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охаракте-ризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений [10].
На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появ-ляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемле-мой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акроба-тические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные си-стемы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем раз-витии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акроба-тов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров [11]. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробати-ке. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акро-батике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акроба-тики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - меж-дународные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почёт-ного президента федерации В. Н. Волкова.
В системе физического воспитания ребенка школьного возраста выде-ляются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - ос-новная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направ-ленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся ху-дожественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, вос-питание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной) [18].
В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения.
Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием ос-новной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливает-ся обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособно-сти, лучшим средством отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гим-настикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем са-мым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анали-заторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, опреде-ляемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.
Акробатические гимнастические упражнения могут быть [2]: а) дина-мичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил
тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого- ли-бо положения тела и его позы).
Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный ха-рактер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).
Гимнастика со спортивной направленностью имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошколь-ного возраста можно применять только ее элементы [23].
Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортив-ной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с пред-метами, а также упражнения с неопорными прыжками. Отличительной осо-бенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элемента-ми танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациоз-ность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. За-дача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и гра-циозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражне-ний придают им яркую динамическую структуру.
Для художественной гимнастики характерны упражнения в равнове-сии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народ-ного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют коорди-нацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. В художественной гимнастике широко используется ху-дожественное движение - система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, вы-разительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музы-кой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются компо-зиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности [4].
К спортивным видам гимнастики относится акробатика (от греч. - «подымающийся вверх»). В дошкольных учреждениях используются отдель-ные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте. В раннем возрасте акробатические движе-ния выполняются вместе со взрослыми (мамой, папой, воспитателем) [10]. Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражне-ний, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует разви-тию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. Ритмическая гимнастика в школьных учреждениях включается в раз-ные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2020. - 105 с.
2. Бумарскова, Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости: учеб-ное пособие / Н.Н. Бумарскова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Мос-ковский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2019. — 128 c.
3. Болобан, В.Н. Статодинамическая устойчивость тела спортсмена и си-стемы видов спорта сложных по координации. 2012.№4. С.17-21.
4. Г авердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М.— Электрон. текстовые данные. — М.: Советский спорт, 2014. — 232 c.
5. Быченков, С. В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / С. В. Быченков, О. В. Везеницын. - Саратов: Вузовское об-разование, 2016. - 270 с
6. Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2019. — 303 c.
7. Горячева, Н.Л., Андреенко Т.А., Вишнякова С.В. Исследования двига-тельной деятельности партнеров при выполнении вольтижных упражнений в женской групповой акробатике// Современные проблемы науки и образова-ния. - 2015 - №1-1.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=18049
8. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. -метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва: Человек, 2017. - 283 c.
9. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки [Электронный ресурс]: ме-тоды оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход: науч.- ме-тод. пособие / В. П. Губа. - Москва: Советский спорт, 20128 - 384 с.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 320 с.
11. Гужаловский, А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.
— Минск: Нар. освгга, 2016. - 88 с.
12. Жигайлова, Л.В. Разработка модельных характеристик показателей тех-нической подготовленности акробатов мужских групп высокой квалификации /Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк, В.В. Тронев //Материалы научной и научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава КГУФКСТ 2017 г. Краснодар. - С. 32-34.
13. Загайнов, Р. Психология современного спорта [Электронный ресурс]: Записки практического психолога спорта: [учеб. пособие] / Р. Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2019 - 292 с
14. Запорожанов, В.А. Контроль в спортивной тренировке. 4-е изд. М.: Астрель, 2018. 155 с
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2018.