Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «конкурентоспособность» уже давно вошло в сознание предпринимателей и составляет платформу для планирования новых целей развития бизнеса. Есть конкретные характеристики и показатели конкурентоспособности, позволяющие оценить положение компании на рынке, выявить основных конкурентов и свой потенциал. Для гостиничной сферы обеспечение конкурентоспособности является приоритетным, так как эта отрасли отличается высоким уровнем концентрации участников, а значит и активной конкуренцией. Именно поэтому гостиницы и отели так много усилий тратят на изучение потребителей, целевой аудитории, форматов управления их процессом выбора места для временной локации во время путешествия, а факторов, которые влияют на конкурентоспособность.
На предприятиях гостиничной индустрии от внешних и внутренних факторов, от профессионализма персонала и правильной организации его работы, зависят не только настроение и самочувствие всех, кто пользуется их услугами, но и доходы гостиничного предприятия.
Конкурентоспособность в гостиничном бизнесе – это, прежде всего, совокупность параметров качества места размещения туриста, соответствующих уровню его ожиданий и потребностей. Чем более гостиница соответствует ожиданиям клиента, тем выше ее конкурентоспособность, тем больше у нее шансов привлечь новых гостей и удержать постоянных клиентов.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что активное развитие рыночных отношений способствует формированию свободного конкурентного рынка в секторе услуг. Именно данное направление становится все более и более конкурентным, на лидерство и наращивание доли рынка претендует большое количество компаний. Особенно сильно это проявляется в отрасли гостеприимства. Поэтому все чаще и чаще говорят о конкуренции и конкурентоспособности и в гостиничном бизнесе.
Объектом исследования курсовой работы является московская гостиница «Марриотт Грандъ».
Предмет исследования - конкурентоспособность гостиничного предприятия.
Целью данной работы является исследование конкурентоспособности предприятия, функционирующего на рынке гостиничных услуг.
Исходя из цели, определены следующие задачи работы:
-дать понятие конкурентоспособности;
-изучить методы анализа конкурентоспособности;
-рассмотреть позицию фирмы на конкурентном рынке
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Основы исследования и оценки эффективности развития и поддержания конкурентоспособности гостиничного предприятия
1.1. Основные понятия и определения
Конкурентоспособность включает в себя несколько взаимосвязанных терминов, которые с разных аспектов дополняют ее сущность.
В первую очередь, это понятие услуги как совокупности мероприятий и действий, производимых с заказчиком услуги или интересующим его предметом для достижения его определенного состояния и удовлетворения потребителя (получателя или заказчика услуги).
Услуга имеет определенные характеристики:
- нематериальна;
- неосязаема;
- растянута во времени;
- имеет заранее неопределенный результат (его нельзя увидеть до момента окончания оказания услуги);
- требует определенного воздействия на конкретный предмет или человека;
- результатом услуги является изменение предмета ее оказания;
- продвижение услуги осуществляется несколько другими механизмами и инструментами, в отличие от материального товара.
В табл. 1.1. приведены критерии оценки конкурентоспособности услуг.
Таблица 1.1
Характеристика услуг
Качество товара
Цена
Высокая
Средняя
Низкая
Высокое
Стратегия премиальных наценок
Стратегия глубокого проникновения на рынок
Стратегия повышенной ценовой значимости
Среднее
Стратегия завышенной цены
Стратегия среднего уровня
Стратегия доброкачественности
Низкое
Стратегия ограбления
Стратегия показного блеска
Стратегия низкой ценовой
значимости
Источник: [9.с.158]
Анализ вышеуказанных определений позволяет выделить некоторые особенности конкурентоспособности:
- проявляется в конкретном сегменте, рынке,
- выделяет ряд ведущих участников рынка по схожим критериям,
- определяет конкретные признаки конкурентоспособности,
- способствует повышению уровня активности предприятия на данном рынке и разработке и реализации конкурентной стратегии.
Таким образом, конкурентоспособность – это обеспеченная ресурсами возможность организации изменять технико-функциональные, экономические, организационные и другие характеристики своего продукта и услуг в соответствии с требованиями потребителей тем самым увеличивая свою долю на рынке и достигая свои коммерческие и иные цели» [9.c.56].
Ключевым аспектом конкурентоспособности услуги является параметр «качество». Под качеством часто понимают определенный набор функциональных характеристик услуги, обеспечивающих определенный уровень удовлетворения потребностей потребителей. Чем выше параметры качества, тем более конкурентоспособна услуга. В гостиничном секторе чаще всего выделяют следующие параметры качества:
- чистота помещений,
- новое оборудование и мебель,
- близость расположения к определенным объектам на территории,
- уровень сервиса, проявляющийся в действия обслуживающего персонала,
- наличие определенного спектра услуг,
- и другое.
Увеличение доли рынка предприятия означает укрепление его позиций на рынке, завоевание приверженности большего числа потенциальных покупателей, а значит и прибыли, которую они принесут совершая покупки.
В табл. 1.2. приведена конкурентоспособность предприятия по показателю доли рынка.
Таблица 1.2
Оценка конкурентоспособности предприятия
по показателю доли рынка
оценка рыночной доли
критерии оценки
высокая рыночная доля
доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов
средняя рыночная доля
доля предприятия равна средней доле ведущих
конкурентов
пониженная рыночная доля
доля предприятия несколько ниже доли ведущих
конкурентов
низкая рыночная доля
доля предприятия значительно ниже доли ведущих конкурентов
Источник [11.с.238]
Исследователи чаще всего выделяют следующие факторы, определяющие конкурентоспособность гостиничного предприятия:
- емкость рынка или сегмента, выражаемая в количестве ежегодных продаж,
- доступность входа в отрасль,
- однородность рынка,
- конкурентные позиции лидеров и участников, сила влияния и возможность появления технических новшеств.
Можно выделить следующие категории конкуренции, применимые на рынке гостиничных услуг:
- рыночная конкуренция – борьба компаний, действующих в одном рыночном сегменте и работающих с ограниченным платежеспособным спросом потребителей;
- конкурентоспособность услуги – уровень привлекательности данной услуги по сравнению с предложениями других аналогичных услуг другими компаниями;
- потребительская ценность услуги – максимальный уровень цены, которую готов заплатить потребитель;
- запас конкурентоспособности – набор показателей конкурентоспособности услуги, оказывающих влияние на принятие потребителем решения о выборе данной услуги и компании ее оказывающей.
Конкурентоспособность в секторе гостиничных услуг является очень расширенным понятием, так как включает в себя широкий спектр субъективных и объективных параметров. К субъективным относят параметры субъективной оценки уровня сервиса, отношения обслуживающего персонала, к объективным – уровень чистоты, технической оснащенности, широта спектра дополнительных услуг, квалификация персонала, стоимость.
При повышении конкурентоспособности предприниматели, как правило, проводят предварительное исследование и выясняют что именно составляет основу восприятия качества гостиничной услуги для их клиентов. Проводимые маркетинговые исследования выявляют конкретный набор характеристик, которые являются для потребителей значимыми в той или иной степени. Управляя ими, гостиничное предприятие повышает свою конкурентоспособность.
Именно управление конкурентоспособность – это основная задача менеджмента гостиничного предприятия, так как именно на достижение высокого уровня конкурентоспособности направлены основные управленческие усилия.
1.2. Отечественный и зарубежный опыт повышения конкурентоспособности гостиничных услуг
В большинстве стран гостиничные предприятия официально подразделяются на категории, что облегчает клиентам общую ориентировку и позволяет заранее определить, какой объем и уровень услуг они могут ожидать, а также предохранить их от уплаты слишком высоких цен за эти услуги. Гостиницы подразделяются на следующие категории: высшая категория, 1, 2, 3 категории. Категория данного предприятия и те цены, какие оно может брать за услуги, публикуется в официальных списках гостиниц, рекламных проспектах, ценниках, а также во всевозможных объявлениях, афишах. Таким образом, подразделение на категории защищает интересы клиента, предохраняя его от недобросовестности гостиничных работников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности» № 132-ФЗ от 05.02.2007 года.//СЗ РФ. 2007.
2. Приказ министерства культуры Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 1488. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями
3. Аванесов П.Д. Основы менеджмента. [Текст]. СПб.: Нева, 2020. - 347 с.
4. Беркутов Д.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие [Текст]/ Д.И. Беркутов. – М.: Владос, 2017. - 365 с.
5. Громов Н.А. Гостиничный бизнес [Текст]/Н.А. Громов - М.: Кнорус, 2016. – 128 с.
6. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие [Текст]/ Н.А.Зайцева. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
7. Липец Е.В. Формирование эффективной политики продаж туристских услуг./Е.В.Липец. //Туризм. 2018. № 10. С. 12-15.
7. Лин ван дер Ваген. Туристский бизнес. [Текст] : учеб. пособие / Ваген Л. - Москва: Феникс, 2018. - 395 с.
8. Либерман И.А. Цены и себестоимость продукции. [Текст] М.: Финансы и статистика, 2019. – 269 с.
9. Лерман Н.И. Планирование и анализ себестоимости и прибыли на предприятии. [Текст] Хабаровск.: Софи-Т, 2017. – 210 с.
10. Медлик С. Гостиничный бизнес: Учебник /Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 224 с.
11. Основы гостиничного бизнеса. [Текст] /Под ред. В.И. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 1298 с.
12. Орлова А.Р., Карягин И.Д. Совершенствование организации обслуживания в гостинице. [Текст] М.: Кнорус, 2015. – 320 с.
13. Сафронова Н.А. Экономика гостиничного бизнеса. [Текст] М.: Юрист, 2017. – 280 с.
14. Скворцов Н.Н. Гостиничный бизнес. – 3е изд., перераб. и доп. [Текст] Киев: «Вища школа». Головное издательство, 2014.- 287с.
15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие. [Текст] М.: Финансы и статистика, 2017. - 304 с.
16. Самихов М.М. Резервы снижения затрат в системе гостиничного бизнеса. [Текст] М.: Кнорус, 2020. – 290 с.
17. Середа Н.Г., Соловьев Е.М. Экономика гостиничного хозяйства: Учебник для вузов. – 2-е изд., переработанное и дополненное. [Текст] М.: БЕК, 2018. – 350 с.
18. Терещенко А.Б. Как реорганизовать систему классификации гостиниц. //Туристский бизнес. 2019. № 12. С. 22-23.
19. Уокер Д. Введение в гостеприимство. М.: Юнити, 2020. – 215 с.
20. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст]/ Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова. – Москва: Финансы и статистика, 2019. – 233 с.
21. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник. [Текст]/ А.Д. Чудновский. – Москва: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2018. – 168 с.