Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня предмет «иностранный язык» в силу своей специфики облада-ет большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сей-час, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. Умение грамотно сочетать слова, из-менять словосочетание в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Обучать грамматике иностранного языка - значит формировать специ-фичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у младших школьников одновременно складывались определенные граммати-ческие знания и умения. В наше время в лучшем случае ученики знают, как образуется та или иная грамматическая форма, но использовать ее в говоре-нии не могут. Почему? Потому что у учащихся не вырабатывается связи грамматической формы с ее функциональной стороной, речевой задачей. Обучение грамматике является одним из труднейших аспектов в процессе овладения иностранным языком. Учителя начальных классов стараются ис-пользовать разные приемы при обучении грамматике.
Для более качественного и быстрого усвоенияграмматических струк-тур в начальной школе часто используют игровые приемы. Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игровые приемы не только обеспечивают быстрое и прочное усвоение новых грамматических явлений, конструкций, но и позволяют создать все возможное для развития индивидуальности каждого ребенка.
Этим обусловлена актуальность проведенного нами исследования.
Объект исследования: Процесс формирования грамматического навыка на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования: Использование игровых приемов в процессе формирования грамматического навыка на начальном этапе обучения англий-скому языку.
Цель исследования: Изучить влияние игрового метода на процесс формирования грамматического навыка у детей на начальном этапе обучения английскому языку и проверить результаты исследования экспериментально.
Задачи:
1) раскрыть психолого-педагогические основы формирования грамма-тического навыка;
2) рассмотреть понятие «грамматический навык», цели и содержание обучения грамматике на начальном этапе;
3) изучить технологию обучения грамматике и выделить особенности для учащихся начальных классов;
4) рассмотреть методы и приемы формирования грамматического навыка;
5) изучить влияние игрового метода на процесс формирования грам-матического навыка и проверить выводы на практике в процессе формирова-ния грамматического навыка у учащихся 4 класса.
Гипотеза: применение игровых приемов способствует формированию грамматического навыка на начальном этапе обучения английскому языку.
Были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент.
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРО-ВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Возрастные особенности развития школьников
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выде-ление следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний (подростковый) и старший школьный возраст, юность. Воспитание эффектив-но тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.
В обучении иностранному языку большую роль играет развитие речи как психологического и педагогического явления. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодиро-вать словарь родного языка.
Но главным объектом нашего внимания является развитие младшего школьника.
Младший школьный возраст представляет собой период самой силь-ной работы механической памяти. Учащиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они беспорядочны и недостаточно осо-знаны. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и об-разное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста ха-рактерна способность к подражанию, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. Организация педагогического процесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребен-ку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоб-лять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого [2].
Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запомина-нии они обычно сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения.
Ряд проведенных исследований, показывает сложную картину взаимо-действия в мыслительной деятельности двух ее компонентов - абстрактного и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от характера решае-мых заданий, от приемов обучения.
Известно, что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памя-тью в разной степени и разном соотношении. По-разному ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны и любят нахо-диться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают состо-яние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать рабо-той, а именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивиду-альном подходе к каждому ученику начальных классов.
Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость. Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро утомляются.
Несмотря на некоторую краткость приведенной выше характеристики, ее необходимо учитывать при формировании грамматических навыков у учащихся начальных классов. Приемы обучения грамматике должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначе-нию. Так, например, заучивание наизусть следует широко практиковать на младшей ступени, где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения также должны находить широкое приме-нение.
1.2 Цели обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе
Для начала дадим определение начальному этапу. Под начальным эта-пом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, поз-воляющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изу-чения этого предмета. Чтобы заложить основы коммуникативной компетен-ции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством об-щения.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом и формировании учебных навыков в последующих этапах.
Раскрытие коммуникативной цели обучения (то есть собственно соци-ального ее содержания) начнем с рассмотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Во-первых, язык - будь то родной или иностранный - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей дей-ствительности, но расширяются представления об иноязычной культуре стра-ны через язык, и расширяется общий кругозор. В-третьих, язык, будучи сред-ством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоя-нии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях об-щения [5].
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной форме.
Обучение иноязычной культуре используется и как средство нрав-ственного воспитания.
Воспитание нельзя разделить на этическое, эстетическое, трудовое, экологическое и т.п. В конечном счете, всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности, т.е. иностранный язык вносит значительный вклад в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к Родине и своим близким. Сам предмет таков, что учащихся учат слушать, выслушивать собеседника, с уважением к нему относиться.
Образовательная функция иностранного языка велика. Учащиеся овла-девают вторым языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом самом заложена образовательная роль этого учебного предмета.
Чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды дея-тельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Это составляет развивающую цель обучения иностранному языку
Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и долж-но обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом веду-щей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и разви-вающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в услови-ях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащих-ся.
1.3 Понятие и роль грамматического навыка
Сегодня, когда международное общение приобрело массовый харак-тер, цель обучения формируется как «обучение общению на иностранном языке».
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интен-сивных обсуждений и дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинако-вую роль при обучении родным или иностранным языкам, но также и в си-стеме образования отдельных стран мира.
Основной целью обучения грамматике является формирование у уча-щихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов рече-вых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Умение грамотно соче-тать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что Вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использова-ния языка как средства общения[3].
Процесс становления грамматических навыков и умений протекает по-этапно, но сама трактовка терминов “навыки и умения”, в том числе играмма-тические навыки и умения, а также этапов их формирования является спор-ной. Этот вопрос затрагивается в ряде работ, причем точки зрения авторов часто не совпадают.
Грамматический навык - это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти грамматические средства речи.
Е.И. Пассов определяет грамматический навык как “способность гово-рящего выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответ-ственно нормам данного языка, причем все это - мгновенно”. При этом неко-торые методисты различают морфологические и синтаксические навыки уст-ной и письменной речи, а также рецептивные грамматические навыки. При этом рецептивные грамматические навыки делятся еще на рецептивно-активные (если воспринимается материал, который учащиеся знают активно) и на пассивно-рецептивные навыки (в рамках пассивно усваиваемого грамма-тического материала). Кроме того, различают языковые и речевые граммати-ческие навыки [15].
2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙ-СКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
2.1 Этапы формирования грамматического навыка
В настоящее время отсутствует единое мнение у педагогов, психоло-гов и методистов о роли и месте грамматики в обучении иностранному языку. Отдельные авторы считают, что формирование грамматических навыков - од-но из слабых мест в обучении иностранному языку в школе.
Навык вообще понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действия - основной признак навыка.
Целью закрепления грамматических знаний является выработка соот-ветствующих умений, которые путем последующей автоматизации переходят в навыки.
Грамматические навыки являются компонентами разных видов рече-вой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Определим основные виды граммати-ческих навыков в говорении и письме.
Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно пра-вильное иавтоматизированное, коммуникативно-мотивированное использова-ние грамматических явлений в устной речи. Основными качествами грамма-тического навыка говорения, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуа-тивная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризует-ся тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.
Выделим их:
Фрагмент для ознакомления
3
1 Ауэрбах, Т. Д. Зачем и как изучать иностранный язык [текст]/ Ауэрбах,Т.Д.- М.: Знание.-2016.
2 Берман, И.М. Методика обучения английскому языку [текст] / И.М. Берман - М.: Высшая школа, 2016.-255с.
3 Бим, И. Л. Обучение устной речи младших школьников [текст]/ И. Л. Бим // ИЯШ.-2018.-№3.
4 Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку как специальности [текст] / М.К. Бородулина, А.А. Карлин, А.С. Лувье - М.: Высшая школа, 1982.-298c.
5 Гез, Н. И Методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов - М.: Высшая школа, 2018. - 373 с.
6 Деркач, А.А. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком [текст]/ А.А. Деркач, С.Ф. Щербак.- М.:Педагогика.-2019.
7 Дубровская, С.В. Об одном способе коррекции произносительных ошибок [текст]/ С.В.Дубровская // Иностранные языки в школе.-2017.-№ 6.-С.88-89.
8 Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться [текст]/ Н. В. Елухина //ИЯШ.-2016.- №4.
9 Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе [текст]/ И. А. Зимняя.- М.: Просвещение.-2018.
10 Ивицкая, Н.Д. Об наиболее типичных ошибках при изучении английского языка и некоторые пути их преодоления [текст] / Н.Д. Ивицкая // Иностранные языки в школе.-2019.-№ 3.-С.46-52.
11 Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при осво-ении грамматики [текст]/Г.В. Куприянова//Иностранные языки в школе.- 2018. - № 6.-С.15-16.
12 Колгер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [текст]: Учебное пособие / Я.М. Колгер. - М.: Издательский центр Акаде-мия,2020.-264с.
13 Конецкая, В.П. О сопоставлении нормативных вариантов в родном и ино-странном языке [текст] // В.П.Конецкая // Иностранные языки в школе.-2016.-6.-С.20-22.
14 Маслыко, Е.А Настольная книга преподавателя иностранного языка [текст]/Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская - Минск: Высшая школа, 2016. - 522 с.
15 Меркулова,С.Г. Совр-ые подходы к исправлению ошибок в устной речи при изучении иностранного языка [текст]/ С.Г. Меркулова //-English/-2017.-№ 45.-С.5-6.