Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Накопление социального недовольства, начавшееся в XVII в., продолжилось в XVIII в., что привело к усилению крепостнического гнета со стороны государства различных сословий населения: русских крестьян, казачества, а также малых нерусских народов.
Юго-восточная окраина империи стала центром социальных и национальных противоречий, сосредоточением социальной напряженности. Достаточно было искры, чтобы произошел взрыв социального недовольства.
Этой искрой стало появление харизматичной знаковой фигуры, именующей себя «царем Петром III» – беглого донского казака Емельяна Ивановича Пугачева, который привлекательными лозунгами раздачи земли и всяких других благ притягивал к себе угнетенных и недовольных жизнью людей разных сословий и народностей.
Восстание 1773–1775 гг., охватившее земли Поволжья и Приуралья, стало самой крупной из всех крестьянских войн в России и самым значительным примером классовой борьбы на фоне распада системы крепостничества.
Этот масштабный бунт стал последним антифеодальным выступлением народных масс в России. Характерной особенностью этого восстания стал очень разнообразный состав ее сторонников: плечом к плечу сражались русские казаки и крестьяне, башкиры, чуваши, татары, мордва и целый ряд других нерусских народностей юго-восточной окраины.
Крестьянская война показала некоторую организованность. В процессе бунта Пугачевым и его сподвижниками была создана повстанческая армия, Тайный совет и Военная коллегия, появилась целая сеть повстанческих районов со своими центрами. Основной боевой силой повстанцев стало Главное войско, также были сформированы повстанческие соединения, полки и отряды. Главное войско и местные отряды действовали по манифестам своего «царя».
Все основные вопросы, затрагивающие структуру отрядов, их вооружение, тактику ведения боев, снабжение провизией и фуражом, взаимоотношения повстанцев с местным населением и другие актуальные вопросы решались повстанческим центром.
Актуальность работы обусловлена масштабностью данного исторического события и его последствиями.
Изучение крестьянских восстаний велось отечественными историками уже с конца XVIII в.. В их число входят фундаментальные труды по истории России, которые появлялись в период до революции ( Карамзин Н. М., Соловьёв С. М., Ключевский В. О.). Эти работы освещают крестьянские восстания и их вождей в общем контексте российской истории. Также дореволюционная наука отмечена содержательными трудами А.И. Дмитриева-Мамонова, Н.Ф. Дубровина.
Появление литературы о личности вождя этого движений связано с советским временем. В целом жизнь и деятельность крестьянских вождей рассматриваются лишь как составной элемент восстаний XVII–XVIII в. В советский же период появились монографии, посвящённые отдельным историческим событиям, в частности работа Буганова В. И..
Посредством статей в 1950-е гг. шли дискуссии по вопросу данной крестьянской войны. К обсуждениям пугачевского восстания относятся и изданные лекционные материалы Граве Б. Б., Вяткина М. П., аналитические работы с художественным и фольклорным образом народного вождя: Евстратов Н. Г. – «Набеглый царь» Короленко» В. Г. , Копылова Г. Г. – «Художники рисуют Пугачёва».
В качестве сборника опубликованных архивных документов выступают «Материалы для истории Пугачевского бунта» Я. К. Грота.
Огромный вклад в издание документов внесли также Индова Е. И. и Овчинников Р. В.. В частности, к празднованию 200-летия восстания Пугачёва был приурочен выход в свет в 1973 году книги «Под знаменами Пугачева», составленной Большаковым П. Н. и Клипиницера М. С. под научной редакцией Овчинникова Р. В., специализирующегося на пугачёвщине. В этой книге были собраны тематические статьи самого редактора, а также Александрова А. А., Попова С. А., Голынского Г.Г., Изотова И.Т., Чумакова М.М., Малого П.П., Коростина Б.А., Зобова Ю.С.
Работы отдельных исследователей были посвящены изучению и систематизации народного творчества. Так, Ибрагимов Н. Ф. посвятил свою работу татарским народным песням, Любеченко Б. Ф. - локальные преданиям Оренбуржья.
В рамках изучения Пугачева и его движения стоит выделить работы современного исследователя Мауля В. Я., который специализируется в изучении данного вопроса. Кроме Мауля в современной профессиональной исторической среде в качестве авторов, изучающих явление пугачевщины можно назвать таких историков, как Усенко О. Г., Трефилов Е. Н..
В диссертации Симоновой М.В. об образе крестьянских вождей и опыте их сравнительного анализа отмечается, что образ крестьянского вождя в дореволюционной историографии был крайне отрицательным, так как все, кто выступал против власти либо критиковал ее действия, приравнивались к изменникам, а советская историография неоднородна и зависит от политической обстановки: 1920-е гг. – переходный период к позитивной исторической исследовательской мысли, 1930–1950-е гг. – трактовка образа вождя крестьян исключительно в качестве народного героя, 1970-е гг. – спад партийного контроля за деятельностью историков и накопление опыта объективного анализа фактов.
Целью данного исследования является анализ личности и деятельности Е.И. Пугачева в качестве вождя Крестьянской войны 1773-1775 гг.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
-рассмотреть личность Емельяна Пугачева и его путь к самозванству;
-проанализировать роль Пугачева в крестьянской войне;
Объектом исследования выступает личность Е.И. Пугачева и его действия по организации и ведению Крестьянской войны.
В качестве источников информации использовались:
- научные статьи:
Балтинского А.Е. о становлении Е. Пугачева в качестве самозванца и лидера восстания, Балтинского А.Е. и Кулбахтина Н.М. о создании и действии повстанческих соединений и соотношении сил в Крестьянской войне 1773-1775 гг., о башкирских предводителях, Кулбахтина С.Н. Ии Чингизова Ф.Ф. об участие заводских крестьян Южного Урала в восстании, Мауля В.Я. , посвященная Пугачёву/"Пётр III" и его первым сторонникам; Поздняковой Н.В. с анализом следственного дела Пугачева о тип самозванца XVIII в, Рябовой Е.Л. о казачестве в XVII - XVIII вв., Садыкова А.К. с обзором мобилизационных мероприятия повстанцев в ходе восстания 1773-1775 гг.;
- информация специализированных электронных ресурсов:
Лимонова Ю.А. о личности Е. И. Пугачева, Мавродина В.В. о Пугачеве как о руководителе крестьянской войны.
Структура работы состоит из введения, основной части из трех глав (по два параграфа в каждой): «Емельян Пугачев», «Зарождение крестьянской войны» Крестьянская война 1773-1775 гг.», заключения и списка источников и литературы.
1. Емельян Пугачев.
1.1. Личность будущего крестьянского лидера
Пугачев, Емельян Иванович появился на свет в станице Зимовейской на Дону в 1742 г. в казачьей семье. С детства много трудился, помогая семье, рос ловким и сильным. После семнадцати лет начал исполнять казачью службу. Через два года женился на казачке из соседней станицы Софье Недюжевой, но вскоре был призван в армию и отправлен в Пруссию.
В то время Россия достаточно много воевала и Пугачеву пришлось поучаствовать во многих сражениях. Он был бойким, волевым человеком. Отличался храбростью и мужеством, за что в ходе Семилетней войны был отмечен командиром донского полка И.Ф. Денисовым и принят в его личные ординарцы [6]. За это время пришлось повоевать в Пруссии и на польской земле.Вернувшись домой не долго там пробыл, уже в 1764 г. он был снова призван в армию. Затем он был отпущен и провел дома четыре года. Война с турками опять объявила мобилизацию Пугачева. В бою под Бендерами за проявленную храбрость получает чин хорунжего (младшее офицерское казачье звание).
Тяготы военной службы сильно подорвали здоровье Емельяна и зимой 1768 г. он вернулся на родину. Попытался уйти в отставку, для чего прибыл в Черкасск за отпускным билетом, но по молодости лет ему было отказано в просьбе.
1.2. Путь к самозванству
По пути домой Пугачев заехал в Таганрог, чтобы навестить сестру с мужем С.Н. Павловым. Там он узнал об их тяжелой жизни как переселенцев. Узнав от зятя о его намерении бежать из Таганрога, Пугачев предложим перебраться на Терек и решил присоединиться к ним, измученный болезнями и тяжелыми условиями многолетней военной службы. Он прямо сказал: «Там наши семейные живут, сверх того тамошнему атаману Павлу Михайлову дан указ, чтобы таких тамо принимать» [6]. Но побег сорвался и арестованный родственник выдал Пугачева. Ему пришлось скрываться и добираться самостоятельно до желанного Терека.
Обладая ярковыраженными лидерскими качествами, Пугачев привлекает к себе внимание и в начале 1772 г. избирается терскими казаками ходатаем для посещения Государственной военной коллегии. Однако в Моздоке его арестовывают. Вскоре он бежит из под ареста и начинает скитаться по России.
Во время таких укрывательств от властей ему приходит мысль назвать себя Петром III. Вера в «доброго царя», который освободит от тягот помещиков, выражала общую мысль широких масс крестьянства империи, поэтому самозванство было широко распространено тем более что самозванство было широко распространено в тот период. До Пугачева уже было семь самозванцев, называвших себя именем убитого супруга Екатерины II - Петра III.
В своей статье А.И. Балтинский приводит высказывание Энгельса о наивном монархизме русского народа, который устраивал: «…бесчисленные разрозненные крестьянские восстания против дворянства и против отдельных чиновников, но против царя – никогда, кроме тех случаев, когда во главе народа становился самозванец и требовал себе трона. Последнее крупное крестьянское восстание при Екатерине II было возможно лишь потому, что