Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Возникновение менеджмента как неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием в истории общества XX столетия. Вполне возможно, что менеджмент останется основным и наиболее весомым институтом общества до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. Главное в том, что менеджмент отражает основное убеждение современного западного общества в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов.
На протяжении многих лет исследователи с завидным упорством искали ответы на вопросы, которые до недавнего времени казались неразрешимыми.
Великие люди всегда находятся под вниманием общественности, на них ровняются, им подражают, истории их жизни и профессионального роста изучают и структурируют, чтобы создать единственную формулу успеха.
В большей степени изменениям подвергаются методы и стили управления, появляются новые требования и условия к современным руководителям, а также происходит переоценка роли менеджера в организации и улучшение качества его деятельности. С появлением рыночной экономики в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер» основательно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие понятия, как «руководитель», «управление», «директор». Вообще, у термина «менеджер» есть несколько трактовок.
Менеджер – это специалист по управлению, разрабатывающий планы и определяющий что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное, а также осуществляющий контроль над персоналом. Эффективность деятельности организации напрямую зависит от менеджеров этой организации, потому как именно они влияют на результативность работы персонала. Также это является и основной задачей менеджера. А его целью служит обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы.
Объект исследования: великие менеджеры.
Предметом исследования является анализ великих менеджеров столетия.
Цель работы – рассмотреть великие менеджеры столетия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю появления менеджмента и его становление;
определить роль менеджера в организации;
раскрыть пути к великим свершениям в менеджменте за прошедшее столетие;
изучить управление персоналом по Уолту Диснею;
рассмотреть Стива Джобса и Юн Чен Ена;
охарактеризовать Алексея Миллера и Джона Чамберса.
изучить Мукеш Амбани, Джон Мартин и Джефф Безоса.
Теоретические основы исследования разработаны российскими учеными: В.М. Аньшиным, А.И. Балашовым, С.П. Бараненко, И.В. Гонтаревой, А.Т. Зубом, Е.М. Корольковой, И.И. Мазуром, Ю.И. Поповым, В.Н. Фунтовым, С.А. Титовым и другими.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Понятия менеджмента и менеджера
1.1. История появления менеджмента и его становление
Менеджмент – это наука, которая занимается исследованием природы управления трудом, а также принципами и условиями, влияющими на его эффективность. История менеджмента начинается с древних времен и продолжается по наши дни.
Зарождение менеджмента приходится на период перехода от охоты и собирательства к производству.
Самая простая форма управления была в первобытном обществе, где управление строилось не отдельными личностями, а всеми членами рода.
Она была сформирована в Древнем Египте, где был установлен жесткий контроль за рабочим процессом, проводился анализ деятельности и выявлялись причины невыполнения установленного плана. Надо сказать, что мнения мыслителей Древнего Египта несколько отличались по определению самого понятия управления. К примеру, по мнению Сократа, самое важное, чтобы человек был на своем месте и качественно выполнял работу, Платон считал, что управление – главное звено в обеспечении жизни общества, а Аристотель видел необходимость в присутствии управляющего, контролирующего работу рабов .
Наука о менеджменте постоянно развивается, проводятся исследования и создаются новые направления. В конце 19 – начале 20 века стали создаваться крупнейшие предприятия, появилась необходимость изменения системы управления производством. Далее схему управления совершенствовали школы научного управления.
Самое важное внимание в данном направлении отводится наибольшей эффективности управления производственным процессом и трудом.
Основные факторы системы научного менеджмента: использование техники для эффективной деятельности крупного бизнеса, стремление людей любыми методами достичь максимально эффективного выполнения работы.
Главные принципы научного управления:
– распределение работников в соответствии с разработанными тестами,
– исследование временных затрат работника,
– распределение деятельности на специализации,
– применение стимулирования труда,
– разделение ответственности между персоналом.
Для классической школы управления характерно выделение главенствующей роли руководства и исключение индивидуальных инициатив работников.
В этом направлении можно выделить следующие организационные мотивы, которые применимы и в современном обществе:
– разделение деятельности,
– переход целей от руководства к работникам,
– ограниченное количество работников .
Постепенно с развитием двух школ, менеджмент стал взаимодействовать с психологией, стал учитываться в управлении человеческий фактор, что позволило усовершенствовать социальную структуру предприятий. Стали применяться тесты на определение профессиональной пригодности.
Основные факторы школы человеческих отношений:
– взаимодействие руководства и сотрудников,
– общение психологов с персоналом,
– организация различных мероприятий,
– приветствие неформальных течений.
По мнению психолога Мэйона качество труда и отношение к трудовой деятельности огромное влияние оказывает неформальная обстановка в коллективе. Общение с людьми может благотворно влиять на успешность работы. Смысл его теории состоит в том, что каждого работника нужно мотивировать для того, чтобы максимально раскрыть его потенциал. Среди минусов этого направления нужно выделить недостаточное внимание к технологическим аспектам и недостатки в плане применения системных решений задач.
Поведенческая школа приобрела популярность в 60-е годы. Ее главными задачами являются:
– изучение поведения человека,
– изучение проблем социального характера,
– улучшение отношений между отдельными людьми,
– повышение роли авторитета в обществе,
– поведенческие стереотипы,
– совершенствование трудовых задач и уровня деятельности .
В соответствии с концепцией школы науки управления все управленческие задачи решаются путем разработки и внедрения конкретных моделей: обозначение проблемы, разработка и изучение модели обстоятельства (ситуации), замещение словарного анализа численными значениями.
Используя ситуационный подход, школа науки определила взаимосвязь между происходящими переменами: внутренними и внешними. Многие внутренние проблемы предприятия зависят от внешних перемен (например, от внешней среды).
Определенный успех школе науки принесло использование системного подхода, который нашел применение в 50-х годах. Ранее этот подход применялся только в точных науках, его цель: использование взаимосвязанных факторов для выполнения одной задачи.
В эти же годы школа научного управления стала широко использовать системный анализ, главной задачей которого является взаимосвязь отдельных ситуаций, участвующих в построении одной общей модели. Надо сказать, что в данном вопросе поведенческая школа имела больший успех, это связано с тем, что основная часть проблем зависит от человеческих отношений. Далеко не все предприниматели принимали достаточно непростые методы школы научного управления.
История развития менеджмента в нашей стране значительно отличается от этого процесса в странах Запада. Свое начало она берет с времен Руси, но как самостоятельную науку, ее принято считать с конца 19-го века. Достаточно низкий уровень развития экономики сдерживал инновационные процессы в промышленности страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арефьева, Т. А. 55 лидеров бизнес-империй. - М.: ФАИР-Пресс, Как воспитать в себе лидера / Т.А. Арефьева. - Москва:СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 224 c.
2. Бадрак, В. Как достичь успеха и стать лидером / Валентин Бадрак. - М.: Фолио, 2019. - 224 c.
3. Бадрак, В. Как создать идею для лидера / В. Бадрак. - М.: Фолио, 2018. - 224 c.
4. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
5. Дональд, Р. Кью Десять заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидер / Дональд Р. Кью. - М.: Эксмо, 2018. - 208 c.
6. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
7. Кийосаки Роберт, Богатый папа,бедный папа / Роберт Кийосаки ; пер. с англ. О.Г. Белошеев. – Минск : Попурри, 2017. – 352 с. – (Серия « Богатый папа»).
8. Купер, Саймон Великолепный лидер. Что знают, делают и говорят лучшие руководители (комплект из 2 книг) / Саймон Купер. - М.: ИГ «Весь», 2016. - 192 c.
9. Купер, Саймон Великолепный лидер. Что знают, делают и говорят лучшие руководители / Саймон Купер. - М.: ИГ «Весь», 2019. - 192 c.
10. Кью, Д. 10 заповедей, которые должен нарушить бизнес-лидер. Откровения экс-президента компании Coca-Cola / Д. Кью. - М.: Эксмо, 2019. - 192 c.
11. Лайоннет, А.К. Думай, делай, достигай! Харизматичный лидер. Ваш персональный коучинг успеха. Великолепный коучинг (комплект из 4 книг) / А.К. Лайоннет. - М.: ИГ «Весь», 2014. - 880 c.
12. Литвак, Б.Г. Бизнес-лидеры. Технология успеха / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2017. - 416 c.
13. Максвелл, Джон 21 качество лидера / Джон Максвелл. - М.: Попурри, 2019. - 224 c.
14. Мескон, Основы менеджмента / Мескон и др. - М.: Диалектика, 2019. - 672 c.
15. Патрик, Ленсиони Как решить пять основных проблем команды. Практическое руководство для лидеров, менеджеров и консультантов / Ленсиони Патрик. - М.: Альпина Паблишер, 2018. -370c.
16. Пекка, А. Вильякайнен Без страха. Лидеры бизнеса в цифровую эру / Пекка А. Вильякайнен. - М.: КРПА «Олимп», 2016. -378c.
17. Пудов, М. В. Роли менеджера в организации [Электронный ресурс] – Режим доступа: openscience.academy/article?id=805
18. Рузов, В. О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в коллективе / В.О. Рузов. - М.: Veda Press, 2018. - 284c.
19. Рябушин, А. Архитекторы рубежа тысячелетий. Книга 1. Лидеры профессии и новые имена / А. Рябушин. - М.: Искусство - XXI век, 2019. - 432 c.
20. Савельев, В. Горячая молодежь России. Лидеры, организации и движения. Тактика уличных боев. Контакты / В. Савельев. - Москва:Огни, 2018. – 861c.
21. Сергей, Филиппов Быть бизнес-лидером. 16 историй успеха / Филиппов Сергей. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 262c.
22. Смит, Нил Как компании-лидеры избегают бестолковых решений. Преодоление 8 «подводных камней», которые способны разрушить даже непотопляемый бизнес / Нил Смит , Патриция О'Коннелл. - М.: Центрполиграф, 2019. - 256 c.
23. Спир, Стивен Догнать зайца. Как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь / Стивен Спир. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2020. –296с.
24. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
25. Юнусова, Р. С. Теория управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Р. С. Юнусова, Г. А. Абулханова. – Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета , 2018. – 115 с. – Режим доступа : https://repo.ieml.ru/xmlui/handle/123456789/14465