Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разработка образовательных программ, адаптированных с учетом индивидуальных потребностей для детей с ОВЗ с учетом требований ФГОС, является важной частью успешной педагогической стратегии, способствующей оптимизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Ставится акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются, существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и обучающегося, который получил название «адаптированная образовательная программа».
Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в условиях образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Программы коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Объектом исследования является проектирование программы коррекционной работы.
Предметом исследования является описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель курсовой работы – рассмотреть проектирование программы коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи:
- определить специфику коррекционной работы в образовательном учреждении.
- охарактеризовать методические рекомендации по проектированию программы коррекционной работы.
- выявить особенности составления и реализации программы для детей с ОВЗ по ФГОС.
- определить этапы реализации программы коррекционной работы.
- проанализировать требования к условиям реализации программы коррекционной работы.
- исследовать содержание программы коррекционной работы.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Разработка рабочих программ учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Специфика коррекционной работы в образовательном учреждении
Учебная работа составляет саму суть образования. В области специального образования обучать нужно не только академическим знаниям, но и практическим навыкам и умениям, давать знания, расширяющие сферу жизненной компетенции. От педагогов требуется целенаправленно помогать обучающемуся выстраивать продуктивные отношения в близком и более удаленном социальном окружении, научить осознавать собственные возможности и ограничения, ориентироваться в широком аспекте социальных реалий, учитывая правовые и экономические аспекты, и целому ряду не менее значимых умений [5, c 57].
Коррекционно-образовательный процесс решает важнейшие задачи, обозначенные во ФГОС ОВЗ.
К ним относятся:
1) формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
3) формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
4) создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
5) обеспечение вариативности и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
6) формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Программы курсов внеурочной деятельности (курсы коррекционно развивающей области) должны содержать:
1) личностные и метапредметные (при наличии) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Таким образом, рабочие программы в определенной мере «освобождены» от избыточной конкретизации (иногда в их шаблоны включалось 5-7 и более разделов). Вместе с тем именно рабочие программы показывают, каким образом решаются важнейшие образовательные задачи. Соответствие конкретных планов-конспектов уроков тематическому планированию является предметом оценки завуча или другого педагога, посещающего занятие[18].
Для эффективного внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ необходимо понимать и объективно оценивать проблемы и тенденции, которые возникают с введением инклюзивного обучения на уровне общего образования в контексте его требований.
Недостаточная разработанность условий реализации инклюзивных процессов в системе образования, наличие острой необходимости обеспечения индивидуализации образовательно-интеграционного процесса в организациях, его реализующих, требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и содержательно-методической основы коррекционной деятельности педагогов-дефектологов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях.
Предоставление права на образование школьников с особыми образовательными потребностями посредством разработки образовательных программы для детей с ОВЗ по ФГОС призвано обеспечить равные для всех возможности доступа к получению образования, толерантного взаимодействия детей с ОВЗ с нормативно здоровым окружением, организацию адекватных условий для включения их в образовательную среду.
К инклюзивному образованию должна быть готовой не только социальная и общешкольная ситуация по стимулированию ее функционирования и развития, но и организационные механизмы, направленные на создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по реализации нормативных требований ФГОС НОО ОВЗ. Следовательно, для осуществления инклюзивного образования необходимо создание специальных условий, определяющих адекватную деятельность образовательной организации и работы междисциплинарной команды педагогов и специалистов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
1.2 Методические рекомендации по проектированию программы коррекционной работы
Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Описать проблему, понять, в чем её причина и каковы её особенности.
- Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).
- Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).
- Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).
- Составить коррекционно-развивающую программу как рабочий документ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке[12].
Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
- Титульный лист
- Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
- Содержание программы.
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся определены разделы АООП, в содержательной части, которой есть программа коррекционной работы.
Таблица 1. Разделы АООП (Адаптированная основная общеобразовательная программа)
Одно из важнейших условий обучения детей с ОВЗ – коррекционная направленность обучения, включающая:
-Определение и учет особых образовательных потребностей.
-Создание специальных условий получения образования, удовлетворяющих образовательной потребности.
-Применение специальных методов, средств и форм организации всего процесса обучения.
-Организация безопасного пространства, развивающей среды.
-Единство обучения, развития, коррекции и воспитания.
-Охранительный режим образовательного учреждения.
-Особая система текущей и итоговой оценки результатов обучения.
-Психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Программа коррекционной работы (психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение) направлена на:
-выявление особых образовательных потребностей;
-создание адекватных условий;
-организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
-оказание помощи в освоении АООП.
Коррекционные курсы могут быть основой для определения направлений программы коррекционной работы.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам», на каждого ребенка с ОВЗ:
- в рамках диагностического направления работы может быть выделено 3,5 ч в год [2]: 2 ч - на первичное обследование и оценку адаптированное™, 1ч - на мониторинг индивидуального развития, 0,5 ч - на беседу с родителями для сбора анамнеза;
- в рамках коррекционно-развивающего направления работы может быть выделено 25 ч в год на реализацию индивидуальной образовательной программы и 20 ч в неделю - на реализацию дошкольной образовательной программы (на группу);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева О. Л. , Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенным слухом) / О. Л. Беляева. Л.П.Уфимцева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. №3. С. 6-10.
2. Белякова Л. И. Логопедия: Заикание: учебник для вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Аcademia, 2007. - 207 с.
3. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 9 класс. Сборник 1 / В.В. Воронкова. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 224 c.
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов. - М. : Владос, 2018. - 303 с.
5. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. - М.: Речь, 2017. - 256 c.
6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб, пособие/Л.И. Гурье. - Казань, Казан, гос. технол. ун-т, 2014. 212с.
7. Дмитриева Т.П. Алгоритм разработки и реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т.П. Дмитриева / Москва, 2016. URL: https://www.slideshare.net/ssuser6a8Xfb/ss-63854395
8. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2017. - 120 c.
9. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 2017. – 159 с.
10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, - 3-е изд., доп. - Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.
11. Ларионова, И. А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР. Методическое пособие / И.А. Ларионова. - М.: Владос, 2015. - 743 c.
12. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Луков. - М., Моск, гуманит.-социальн. академия Флинта, 2018. 104с.
13. Макарова Т. С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования / Т. С. Макарова // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 4. С. 26-32.
14. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2019. - 128 c.
15. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты мониторинга / Ж. В. Пузанова, А. Г. Тертышникова// Общество: социология, психология, педагогика, 2015. № 6. С. 14.
16. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. - М.: ГАООРДИ, Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, 2019. - 220 c.
17. Чичканова Е.Л. Проектирование программы коррекционной работы в соответствии с ФГОС ОВЗ (методические рекомендации)/ Е.Л. Чичканова- Тамбов, 2019. 98с.
18. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / Н.О. Яковлева. - Челябинск, Челябинский гуманитарный институт, 2018. 279 с.