Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Понятие об унитарном государстве 5
1.2. Достоинства и недостатки унитарного государства 9
2. Практическая часть 15
2.1. Государственная служба в унитарных государствах 15
2.2. Организация и регулирование государственной службы в Европе 19
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что издревле человечество искала наиболее рациональную и эффективную форму управления государством. В результате сегодня человечество знает две основные форму устройства государства – федеративную и унитарную.
Каждая из этих форм организации государства и государственной власти имеет свои достоинства и недостатки. Точно так же можно сказать, что имеются свои достоинства, и недостатки в части организации государственной службы при этих формах государственного устройства.
Здесь следует отметить, что сегодня в ХХI веке человечество в лице научной общественности старается подвести итоги существования различных форм как государственного управления, так и организации государственной службы. За последнее годы европейские ученые накопили большой объем фактических данных позволяющих произвести довольно глубокий анализ особенностей организации государственной службы в федеративном и унитарном государстве.
Однако здесь нужно вспомнить, что Европа – это не просто регион. Здесь помимо региональных властей, т.е. собственно государства действуют еще власти Европейского Союза. Все вместе это создает довольно интересную, но сложную по архитектуре структуру управления.
Так же нужно отметить, что сегодня сравнительно немного работ по данной тематике. К сожалению сегодня, в научной среде не востребована идея сравнительного анализа особенностей организации государственной службы в федеративных и унитарных государствах.
Более того можно отметить, что сегодня только начинаются исследования посвященные сравнительному анализу особенностей организации и регулирования государственной службы в странах малой Европы или в большой Европе.
Цель исследования – выявить особенности государственной службы в унитарных государствах.
Объект исследования – унитарные государства.
Предмет исследования – государственная служба в унитарных государствах.
Задачи исследования:
1. Дать определение унитарному государству.
2. Охарактеризовать особенности унитарного государства.
3. Выявить особенности формирования государственной службы в унитарных странах.
4. Проанализировать особенности государственной службы на примере одной из унитарных стран (Франция).
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие об унитарном государстве
Каждое государство можно охарактеризовать формой государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия уровней государственной власти: центрального и регионального. Принято различать три типа ФГУ: унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Разберемся со структурой унитарной страны, вспомним ее характеристики и познакомимся с характеристиками указанного федерального государственного учреждения.
Унитарное государство - одна из форм государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не обладают ярко выраженными признаками суверенитета (независимости) и особыми полномочиями. Они подчиняются решениям центрального правительства и действуют как проводники его местной политики.
Это ФГУ считается более простым по сравнению с федерацией и принят в большинстве современных стран. Единица ФГУ в основном встречается в странах с небольшой территорией и относительно небольшим населением.
Объясняется это возможностью управления из единого центра: руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов, не наделяя регионы самостоятельными полномочиями. Это невозможно в России, где каждый из 85 субъектов отличается своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разные экономические направления и специфические социальные проблемы.
Состояния субъектов исторически считаются первичными по отношению к другим моделям. Они правили планетой до начала 20 века. В Новое время мощные централизованные державы превратились в мощные колониальные империи, которые на долгое время определили вектор мирового развития. Примеры такого унитарного государства - Британская империя, Нидерланды, Франция и, в более ранний период, Испания.
В современной политологии принято выделять следующие характеристики унитарного государства:
единое гражданство;
общий для всех жителей государственный язык;
единый бюджет;
отсутствие территориальных образований с политической независимостью;
Единая конституция; общая система центральных органов государственной власти;
единое правовое пространство для всей страны;
административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.
В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением локальных проблем неполитического характера (торговля, благотворительность, туризм, образование и др.). Законодательство этих стран всегда закрепляет единство и неделимость их территорий.
Закон не позволяет инициировать отделение (то есть отделение от государства), хотя он сохраняет право каждого народа на самоопределение. Это можно сделать через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса. На уровне мирового сообщества. Отвечая на вопрос, что такое унитарное государство, необходимо знать еще одну его характеристику: структуру представительного органа (парламента). В таких странах он обычно однопалатный.
Нехарактерный характер двухпалатного парламента (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы частных административных единиц политической власти в системе государственной власти. Фактически, большинство стран с такой формой правления.
Весь их список получается очень длинным, поэтому в качестве примера приведу самые известные страны с таким государственным устройством: Албания Андорра Беларусь Болгария Ватикан Британия Венгрия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Латвия Литва Лихтенштейн Люксембург Македония солод Молдова Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Украина Финляндия Франция Хорватия Черногория чешский язык Швеция Эстония
На формирование унитарного государства влияют следующие факторы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Организация государственной службы. История отечественного и иностранного подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Брыкова, С.С. Сравнение зарубежного опыта организации и правового регулирования государственной службы (на примере Франции) / С.С. Брыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55441/ (дата обращения: 17.12.2021).
3. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Унитарное государство. Модели и особенности государственной службы. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
4. Горячева Д.Д. Сравнение государственной службы в унитарных и федеративных государствах // Моя профессиональная карьера № 25 Том 2, 2021 – С.49 – 55
5. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Государственная служба. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
6. Жилина Е.Ю. Модели государственной службы за рубежом. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Комаровский В.С., Сморгунова Л.В. Политико-административное управление. – М.: Изд-во РАГС, 2004 – 496 с.
8. Ланская И.А. Идеальное государство: федеративное или унитарное? // Образование и наука в России и за рубежом, № 6, 2018 - https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/614/ (точка доступа 16.12.2021)
9. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
10. Медведева Н.А. Петрова М.С. Парламентский контроль. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
11. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Государственная служба в федеративном и унитарном государстве. Особенности. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
12. Семенов О.В. Борисов А.В. Система государственной службы в унитарных странах. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
13. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Государственная служба в унитарных странах. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
14. Тихонова Е.Е. Государственная служба в Европе. Сравнение. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 489 с.
15. Туганов Ю. Н. Государственная и муниципальная служба: учебник для академического бакалавриата / Ю.Н. Туганов [и др.]; под ред. Ю.Н. Туганова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 294 с.
16. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика оегулирования государственной службы. Плюсы и минусы. – Ярославль: Локомотив, 2018. – 623 с.
17. Фадеева А.Ю. Организация и управление государственной и муниципальной службы. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
18. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Государственная служба в зарубежных странах. – Хабаровск: Вектор, 2020 – 528 с.