Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире существует огромное количество разнообразных видов и форм деятельности. Некоторые из них возникли еще на заре человечества, другие же появились только в XX веке, с развитием научно-технической мысли и средств связи, с переходом на новый, качественно иной уровень взаимоотношений между людьми. Однако, многое из того, что сегодня считается абсолютно новым и невозможным, было придумано, объяснено и опробовано очень давно; изменились лишь форма подачи, цели и способы достижения этих целей. Именно поэтому девизом прошедшего и наступившего века можно считать фразу, что «все новое – это хорошо забытое старое».
Современное общество с трудом может обходиться без постоянного потока информации, средств коммуникации между людьми, оно стало зависимым от мнения небольших групп лиц, которые управляют всей ситуацией в мире моды, спорта, политики, финансов, международных отношений и т.д. Именно поэтому так быстро растет популярность PR-менеджеров, шоуменов, рекламных агентов, и других профессий, связанных со сферой бизнеса, политики, сферой развлечений и коммуникаций, а также управления и прогнозирования.
В последнее время компании, корпорации и просто мелкие фирмы открыли для себя силу репутации или как её иногда принято называть имиджа. Сейчас говорят, что имидж можно определить как одну из основных причин победы или поражения в бизнесе и общественной жизни (не будем забывать, что о своём выживании заботятся также и некоммерческие организации). Именно имиджу отводится важная роль при выявлении предпосылок устойчивости компании в условиях рынка и конкуренции. Если компания сумела выжить в трудных условиях становления рыночной экономики и, более того, не стоит на месте, а развивается, это доказывает, что когда-то была выбрана правильная стратегия развития и, как один из её элементов - стратегия создания имиджа. При этом, особую категорию в этой сфере деятельности составляет создание имиджа политика.
В современных реалиях мировой действительности актуальными остаются вопросы соответствия имиджа политика ожиданиям населения, выявление критериев авторитетности политических лидеров, выработка стратегий формирования имиджа, адаптивность имиджа к изменяющимся условиям и, конечно же, информационная безопасность. В условиях трансформации мирового общества имидж политических лидеров представляет для исследователей особый интерес.
Становится все сложнее донести определенную информацию, послание до аудитории, рискуя, что оно затеряется в глобальном информационном пространстве. В этой ситуации имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации, являясь свернутым текстом, с помощью которого информация передается как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
Актуальность темы курсовой работы объясняется развитием и влиянием средств массовых коммуникаций на социально-политические процессы, повышенной значимостью коммуникативного воздействия в избирательных кампаниях, формированием рынка политического консультирования в области имиджирования и недостаточностью теоретических исследований понятия имиджа политического лидера, а так же процесса его формирования.
Целью данной курсовой работы является анализ формирования имиджа политического лидера на примере китайского лидера Си Цзинь Пина.
Цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие «имидж политического лидера»;
2) изучить технологию формирования политического имиджа средствами PR;
3) выявить специфические особенности имиджа политиков;
4) рассмотреть характерные черты формирование имиджа китайского лидера Си Цзинь Пина;
5) проследить взаимосвязь имиджа руководителя Китая и политического образа страны;
6) проанализировать взаимосвязь имиджа китайского лидера и «мягкой силы» воздействия на китайское и мировое общество.
Объектом исследования является имидж политического лидера.
Предмет исследования – анализ имиджа и деловой репутации политического лидера Си Цзинь Пина.
Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Эти труды написаны выдающимися российскими и зарубежными политологами и экспертами по политтехнологиям (С.Марков, Д.Ольшанский, Е.Малкин, Е.Сучков, А.Максимов). Ко второй отнесены учебная литература: учебники и учебные пособия по связям с общественностью и политической психологи (авторы, выдающиеся специалисты в области рекламы и связей с общественностью А.Чумиков, Г.Почепцов, И.Викентьев). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И четвертая группа: перечень специализированных веб-сайтов.
В практической части будут рассмотрены этапы формирования имиджа Си Цзинь Пина от момента появления его на политической арене до вступления в должность и функционирования в должности руководителя КНР.
Курсовая работа включает в себя: введение, аннотацию, два раздела, заключение, список использованных источников. В первом разделе освещены вопросы теоретико-методологических аспектов политического имиджа. Во втором разделе показан процесс создания имиджа политического лидера.
ГЛАВА 1 ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
1.1 Понятие «имидж политического лидера»
Имидж - категория, универсально применимая, к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета). А также: к торговой марке («Мерседес» - это не просто машина!), к предметам (имидж брильянта), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов - имидж качества.
В коммерческой сфере имидж помогает продавать товары, передавать необходимую информацию потенциальным потребителям, формировать положительное отношение к той или иной фирме, компании, корпорации, товару. В социальной среде, имидж оказывает влияние на многие процессы, в т.ч., и на поведение индивидов, на становление личности, на выбор профессии, так как имидж является категорией не только экономической, но и социальной.
Одним из наиболее интересных и актуальных продолжает оставаться понятие «имидж политического лидера». На сегодняшний день в мире существуют сотни различных консалтинговых агентств, групп политтехнологов, которые в числе своих услуг декларируют формирование имиджа политического лидера. Появились профессиональные ассоциации и объединения, нацеленные на повышение профессионального уровня имиджмейкеров. Формируется новое направление в теоретической науке - имиджелогия. Тем не менее, имидж политического лидера продолжает оставаться одной из наименее изученных категорий, что прослеживается и в отсутствие устойчивого определения имиджа политического лидера.
Существует разброс мнений в определении самого понятия «политическое лидерство». Одни исследователи делают акцент на взаимовлияние субъектов, политического процесса при совместной деятельности в политической сфере общества. Другие концентрируют внимание на эффективности результатов деятельности и в этом видят суть данного явления. Третьи считают лидерство одним из механизмов интеграции групповой деятельности, регулирования отношений между людьми, искусством установления консенсуса индивидов, социальных групп, политических институтов, общества в целом.
Например, американский ученый Парсонс Т. считает лидерство функций группы, направленной на самоподдержание и. управление ее структурой. Тип взаимодействия в группе определяет формальное и неформальное лидерство. Лидер, обладающий авторитетом, высоким уровнем влияния на членов группы, компетентностью, образованностью, широтой взглядов, становится ее неформальным лидером [13, c. 56-60].
Блондель А.Ж. считает, что, по сути, и по форме, лидерство есть феномен власти. Он рассматривает лидерство как способ ее организации, основанной на умении сплотить граждан в совместной деятельности.
Демидов А.И. и Федосеев А.А. отмечают, что «политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации».
Проанализировав определения имиджа у различных авторов, можно отметить, что это явление достаточно сложное и неоднозначное. В большинстве изученных источников определения имиджа политического лидера идентичны друг другу. Приведем и рассмотрим наиболее часто встречающиеся. Можно выделить два основных подхода к изучению имиджа политического лидера.
Согласно первому подходу имидж рассматривается как личностно- ориентированный, направленный на изучение восприятия политиком собственного имиджа («Я-концепция»). Это подход, ориентированный на психологические особенности политического лидера через выявление когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих, где особое внимание уделяется психологическому аспекту изучения имиджа. В рамках данного подхода можно выделить работы Абашкиной Е.Б., Егоровой-Гантман Е.В., Косолаповой Ю.Н. Ольшанского Д.В., Перелыгиной Е.Б., Плешпкова К.В., и других авторов [10, 100].
В рамках второго подхода рассматривается имидж ориентированный во вне, т.е. с точки зрения маркетинговых, рекламных, избирательных технологий, массовых прагматических коммуникаций. Имидж изучается как инструмент, механизм, средство, способ воздействия на социальные группы. Существенный вклад в рамках второго подхода к изучению имиджа внесли своими работами - такие авторы, как Викентьев И.Л., Гринберг Т.Э., Евстафьев В., Ковлер А.И., Лисовский С., Максимов А.А., ростовский теоретик и практик - Штернлиб Н.В., и другие.
Итак, что же такое имидж? Дословно английское слово «image» переводится как образ. По мнению одного из первых исследователей проблемы имиджа политика в пост советских странах - Почепцова Г., имидж представляет собой «обращенное вовне «я» человека, так называемое его публичное «я». Рассматривая понятие имиджа Почепцова Г., мы можем провести аналогию между имиджем политика и упаковкой товара - с упаковкой мы знакомимся раньше, чем с самим товаром. Упаковка дает нам информацию о товаре, о его сроке годности, стране-производителе, составе и т.д. Таким образом, «упаковка» политика далеко не всегда соответствует его реальному содержанию и, в некоторой степени дезориентирует избирателя, сводит проблему политических предпочтений, симпатий и выбора к борьбе имиджей. В результате, сильнейший политик тот, который сумеет понравиться целевой аудитории, а не более достойный
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев И.А. Американские китаеведы об экономике и политике Китая сегодня и завтра. Научная статья. Наука и жизнь.: М., 2015. 304 с.;
2. Афонина Л. А.. Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 1. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук. 2015. 718 с.;
3. Бажанов, Е. П. Движущие силы политики США в отношении Китая / Е.П. Бажанов. - М.: Главная 3. редакция восточной литературы издательства "Наука", 2009. - 240 c.;
4. Бокшанин, А.А. Императорский Китай и Китай сегодншяний / А.А. Бокшанин. - М.: Наука, 2017. - 323 c.
Борисов, О. Б. Внутренняя и внешняя политика Китая в 70-е годы / О.Б. Борисов. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2012. - 384 c.;
5. Болученкова Н. О. Возникновение антиутопии в китайской литературе на примере произведения Лао Шэ «Записки о кошачьем городе». СПб.: ЛЕМА, 2017. С. 41-45.;
6. Витрувий Марк Поллион. Десять книг истории Китая. Пер. с лат. Ленанд, 2015. С.320.; 7. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Взаимодействие с Китаем. Том 4 (12). Март 1821 г. - декабрь 1822 г.: моногр. . - М.: Наука, 2019. - 784 c.;
7. Грамши, А. Искусство и политика Востока / А. Грамши. - М.: Искусство, 2016. - 768 c.;
8. Делюсин Л. П., Борох Л. Н. Китайские социальные утопии. М.: Наука, 1987 г. С. 311.
9. Долан, Эдвин Дж; Кэмпбелл Колин Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика Китая/ Долан, Эдвин Дж; Кэмпбелл, Колин Д., Кэмпбелл, Розмари Дж. - Л.: Автокомп, 2008. - 448 c.;
10. Духовная культура Китая. Том 3. Литература. Язык и письменность. Энциклопедия в пяти томах. Под ред. М.Л. Титаренко. М.: Издательство «Восточная литература», 2008. 350 с.;
11. Китай в мировой политике. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2020. - 528 c.
Колосков, Б. Внешняя политика Китая. 1969-1976 гг. / Б. Колосков. - Москва: Высшая школа, 2010. - 328 c.;
12. Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной / Крюгер, Рейн. - М.: Эксмо, 2006. - 448 c.;
13. Кузнецова Ю. А. Традиция антиутопии в драме Гао Синцзяня «Другой берег», Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2014. Вып. 4.;
14. Леве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / Леве, Майкл. - М.: Центрполиграф, 2005. - 224 c.;
15. Малявин, В.В. Китай в XVI - XVII веках. Традиция и культура / В.В. Малявин. - М.: Искусство, 2012. - 288 c.;
16. Потапов, М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. Проблемы и противоречия / М.А. Потапов. - М.: Авторское издание, 2005. - 175 c..;
17. Прыгунов, П. Я. Китай. Основы китайской философии и психологии при принятии оперативных решений по вопросам внутренней и внешней политики КНР / П.Я. Прыгунов, А.Е. Ивахин. - М.: Дакор, 2011. - 224 c.;
18. Социальная онтология в структурах теоретического знания. Материалы IV 46 Международной научно-пректической конференции 25-26 мая 2012 г. Ижевск, 2012. 160 с.;
19. Шеффер Год кита / Шеффер, Виктор. - Л.: Гидрометеоиздат; Издание 2-е, 2011. - 184 c.;
20. Шеффер Год кита / Шеффер, Виктор. - М.: Гидрометеоиздат, 2017. - 152 c.;
21. Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17 (Редколлегия: А.И.Кобзев и др.). С. 497-508.
22. CHINA.COM.CN. 老舍先生的投湖是必然 [Электронный ресурс] URL: http://www.china.com.cn/book/txt/2009-01/21/content_17164400.htm (дата обращения: 06.11.2021).
23. Collected Works of Sun Yat-sen. [Электронный ресурс] URL: http://sunology.culture.tw/cgibin/gs32/s1gsweb.cgi?o=dcorpus&s=id="DS0000000504".&searchmode=basic (дата обращения: 02.11.2021).
24. G-CORES. 反乌托邦究竟―反‖什么 [Электронный ресурс] URL: https://www.g-cores.com/articles/24970 (дата обращения: 04.11.2021).
25. Ван Вэньжэн. Янь Фу юй «тиен янь лунь» дэ цзешоу. 王文仁, 严复与《天 演论》的接受. Чэнь да джунвэнь сюэбао, № 21. С. 145 - 165.
26. Airiti Library. «Cat City Records» in the Perspective of Anti-Utopian. [Электронный ресурс] URL: http://www.airitilibrary.com/Publication/alDetailedMesh?docid=P20091111009 -201007-201007300036-201007300036-85-89 (дата обращения: 07.11.2021).
27. Се Цзянпинь. Фаньмянь утуобан, наньхуа дасюэ сюэбао. 谢江平, 反面乌 托邦与反乌托邦, 南华大学学报 Журнал Университета Наньхуа, общественные науки, 2006, № 5. С. 10-13.
28. Anna Fialkiewics-Saignes, Que reste-t-il de l’anti-utopie? Revue de littérature comparée, 2009/1 (№ 329), P. 128. [Электронный источник] URL: https://www.cairn.info/revue-de-litterature-comparee-2009-1-page-71.htm (дата обращения 6.11.2021).
29. Maurice Meisner, Marxism, Maoism, and Utopianism: Eight Essays. Madison: University of Wisconsin Press, 1982. P. 255.