Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: основной вид деятельности детей до-школьного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплини-рованность, ловкость и т. д. Игра раскрывается перед детьми мир творче-ских способностей личности. Полноценного умственного развития не может быть без игры. Несмотря на большое значение игровой деятельности в жиз-ни дошкольника, организация игры в дошкольных учебных заведениях тре-бует усовершенствования. Что можно объяснить недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах недостаточно внимания уделяется балансу между индивидуальными особен-ностями ребенка и организованной игры детей, что свидетельствует о со-зданной надлежащей игровой среды. Чтобы устранить эти недостатки, необ-ходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. В игре, как в зеркале, отражается картина по-нимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, для преобразования ее и себя.
Ранний дошкольный возраст - этап, в решающей степени определяю-щий дальнейшее развитие человека. Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин признают, что это период рожде-ния личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самосто-ятельности и становления основ индивидуальности. Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей деятельности. Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению матери-ала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; спо-собствует раскрепощению ребенка, стимулирует раскрытие личностных осо-бенностей.
Цель исследования – изучение роли игры в процессе становления личности в парадигме символического интеракционизма.
Задачи исследования:
- изучить психолого - педагогические характеристики развития детей раннего дошкольного возраста.
- рассмотреть значение игровой деятельности в формирования лично-сти детей раннего дошкольного возраста.
- рассмотреть общую характеристику символического интеракцио-низма.
- изучить роль игры в процессе становления личности в парадигме символического интеракционизма.
Объект исследования — развитие личности детей раннего дошкольно-го возраста.
Предмет исследования - организация игровой деятельности влияющие на развитие личности детей раннего дошкольного возраста.
Глава 1. Психолого - педагогические основы развития личности детей раннего дошкольного возраста
1.1 Психолого - педагогические характеристики развития детей раннего дошкольного возраста
«Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский.
Периодизация детского развития, сложившаяся на основе существу-ющей практики воспитания и обучения, по мнению Д. Б. Эльконина, раскры-вает именно потенциальные возможности ребенка. Данную периодизацию можно считать эмпирической (от слова «эмпирика», обозначающего реально складывающийся опыт). Так как, эта периодизация недостаточно теоретиче-ски обоснована и не способна дать ответы на существенные практические во-просы воспитания, например, в чем заключаются особенности воспитатель-но-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду, когда следует начинать процесс обучения и другие.
Периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным, рас-сматривает раннее детство: от одного года жизни до трех лет [8].
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психоло-гии, ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет). Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года). Благодаря, кризису одного года ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность, отдельную от ма-тери.
Переходом от периода младенчества к периоду раннее детство явля-ется развитие нового отношения к предмету, который ребенок начинает вос-приниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ упо-требления. В 3 этапа осуществляется усвоение предметных действий.
1 этап. В результате подражания или прямого обучения действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
2 этап. Использование предмета строго соответствующей ему опре-деленной функциональной предназначенности.
3 этап. Более свободное использование предмета и его употребле-ние для других целей, основывается на знании назначения предмета [6].
Психика ребенка развивается, его личность формируется в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоения опыта, который был накоплен человечеством в активной практической деятельности, опосредо-ванной его отношениями со сверстниками.
С самого раннего детства ребенок начинает активно познавать, окру-жающий его мир предметов, взрослый помогает ему освоить новые способы действий с ними.
Ведущая деятельность ребенка раннего возраста - предметно- мани-пулятивная. С помощью предметно-манипулятивной деятельности ребенок начинает осваивать предметные игры.
Современная педагогика и психология уделяют особое внимание по-тенциальным психофизиологическим возможностям ребенка. Именно в ран-нем детстве происходит их активное становление.
Воспитанием ребенка необходимо целенаправленно заниматься с пер-вых дней его жизни. Целенаправленное руководство воспитанием ребенка базируется на знании закономерностей психического развития.
Все системы организма, в том числе и нервная система, наиболее ин-тенсивно развиваются в первые годы жизни ребенка. Это следует учитывать при планировании воспитательного воздействия.
Процесс созревания организма не предполагает развитие новых пси-хических качеств, а способствует возникновению необходимых органических предпосылок для усвоения знаний и умений, для появления новых психиче-ских качеств на каждой возрастной ступени развития ребенка.
Личностные качества, специфические человеческие способности не даются человеку от рождения в готовом виде. Спонтанное развитие (без ру-ководства взрослого) врожденных задатков ребенка не может привести к их оптимальному формированию [8].
Каждый здоровый ребенок в первые три года жизни имеет высокую степень ориентировочных реакций на все окружающее.
Благодаря, этой возрастной особенности стимулируются сенсомотор-ные потребности.
Доказано, что если дети ограничены в получении информации и пе-реработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Следовательно, необходимо, разнообразить жизнь ма-лыша новыми впечатлениями. Движение - важнейший процесс, который спо-собствует интеллектуальному развитию ребенка. Двигательную активность малыша способны вызвать сенсорные чувственные потребности[3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамян, Л. А., Антонова, Т. В., Артемова, Л. В. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова - М. : Просвещение, 2019. - 286 с.
2. Авдулова, Т. П., Аксенова, Е. Г., Захарова, Т. Н. Диагностика и разви-тие моральной компетентности личности дошкольника [Текст] / Т. П. Авду-лова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова - М. : ВЛАДОС, 2017. - 150 с.
3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова, З.А. Мониторинг в дет-ском саду. Научно-методическое пособие [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гого-беридзе, З. А. Михайлова - СПб. : Детство - пресс, 2019. - 592 с.
4. Баранова, М. Л. Справочник руководителя дошкольного образова-тельного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи де-тям раннего возраста [Текст] / М. Л. Баранова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018, - 375 с.
5. Беляева, Л. А., Жданова, С. П. Психология (возрастная психология): Учебное пособие [Текст] / Л. А. Белаева, С. П. Жданова. - Томск: Томский государственно педагогический университет, 2019, - 106 с
6. Богуславская, З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирно-ва. - М. : Просвещение, 2016. - 258 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2017. - 421 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович - СПб. : Питер, 2018. - 400 с.
9. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В. К. Ви-люнас - М. : МГУ, 2019. - 142 с.
10. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М. : Сфера, 200118. - 256 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Новая школа, 1996. - 528с.
12. Выготский, Л. С. Кризис трех лет сборник сочинений: том 4. [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 2019. - 90 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / С. Л. Выготский.
- М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
15. Галигузова, Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. [Текст] / Л. Н. Галигузова. - М. : Мозаика-Синтез, 2018,
- 70 с.