Фрагмент для ознакомления
2
Екатериной Андреевой, Андреем Хлобыстиным и Олесей Туркиной. Эта выставка называлась «От неофициального искусства к перестройке. 40 лет неофициального искусства Ленинграда». Тогда же в 1988-1989 годах на волне назревшей перестройки вышли первые молодежные выпуски журнала «Искусство» о неофициальном искусстве.
В 1988 году произошло поворотное событие для рынка советского искусства - аукцион Сотбис в Москве, на котором произведения современных российских художников довольно дорого были проданы, а также произведения русских художников-авангардистов неожиданно достигли ранее неведомых по тому времени цен. Повышенное внимание к русскому искусству было обусловлено не только долгой закрытостью и неизвестностью оного, но и во многом политическими причинами. Для художников тогда это было совершенно не важно, многие впервые выехали за рубеж и смогли увидеть тот самый, ранее неведомый, запрещенный для них Запад. Началась эпоха контактов между Россией и Западом. Началась также активная выставочная деятельность западных музеев и галерей в России: выставки Роберта Раушенберга, Гилберта и Джорджа, Янниса Кунеллиса в Москве, большую персональную выставку Йозефа Бойса в Государственном Русском музее. Но конечно же самым большим, поворотным событием музейной политики в Петербурге стала выставка «Территория искусства», организованная крупнейшим куратором из Франции Понтюсом Хюльтеном, который проводил ее как очень крупный проект, финансируемый большим количеством различных институций.
На этой выставке впервые в Русском музее было показано не только западное искусство, ранее, время от времени, демонстрировавшееся по политическим случаям в России, но и русский авангард, начиная с 1920-х годов. Показано было искусство всего XX века до начала 1990-х годов, и молодые художники из Петербурга, а также из Франции, Америки, Китая тоже были включены в эту выставку как самое свежее искусство, буквально с пылу с жару. Они прямо в Русском музее в течение двух месяцев создавали свои работы. Такая перспектива, включавшая, с одной стороны, работы Александра Родченко, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Джексона Поллока, Йозефа Бойса, Энди Уорхола и Роберта Раушенберга и, с другой стороны, самых молодых художников, была открыта в Русском музее впервые. На выставку приехало большое количество российских художников. Надо сказать, что Понтюс Хюльтен, организатор этой выставки, был заинтересован в создании образования в области современного искусства. Приезжали лекторы, в частности известный немецко-американский художник Ханс Хааке, ставший позднее лауреатом Венецианской бьеннале 1995 года (его композиция «Германия» получила гран-при), а за пять лет до этого он уже читал лекции в рамках программы Понтюса Хюльтена. Известнейший художник Даниэль Бюрен, один из главных французских минималистов, тоже читал лекции в программе этой выставки и стажировки, которая состоялась позднее в Париже. Художник Саркис и ряд других интереснейших авторов, в первую очередь, Понтюс Хюльтен прочитали много лекций в рамках этой образовательной программы.
С этого момента Русский музей стал активно открывать свои двери для самых различных проектов, связанных с современным искусством. Ровно через год, в 1991 году отдел критики Русского музея был преобразован в отдел новейших течений. Скоро и музей Ленина был закрыт и передан Русскому музею для проведения дальнейших выставок. Таким образом, постепенно начинались 1990-е годы, ставшие годами совершенно новой ситуации в российском искусстве. В первую очередь стали открываться учебные заведения. Первым учебным заведением, где преподавали современное искусство, стал Свободный университет, организованный в 1988 году в здании лектория Общества «Знание». Там были созданы кафедры изобразительного искусства, литературы, музыки, театра и художественной критики.
Новая Академия Всеческих Искусств была основана в 1986 году художниками, состоящими в группе «Новые художники». В 1988 году, когда основался Свободный университет, мы смогли начать свою деятельность как образовательная институция; смогли набирать студентов; и на рубеже 1989-1990 годов стали функционировать уже как новое образование - Новая Академия Изящных Искусств с новой эстетической концепцией.
1.2.Традиции советского рока 1980-х годов
Ленинградский рок-клуб был официально открыт концертом в Доме народного творчества, на Рубинштейна, 13. К 1981 году этот жанр существовал примерно полтора десятилетия. Была создана инфраструктура для проведения концертов, была своя публика, были организаторы, система сбора каких-то незначительных средств.
Вместе с 1970-ми годами закончилась эпоха относительно вольного разгула неофициальных деятелей культуры. Их становилось всё больше, и они своим хаотичным движением по жизни, искусству и умам молодежи начали всерьез тревожить партийно-комсомольских товарищей, отвечавших в стране за умонастроение. К 1981 году было решено создать в Ленинграде несколько творческих резерваций: отдельно для художников, писателей и музыкантов и наблюдать, как молодые деятели культуры будут в них развиваться, имея возможность, если что, направлять это развитие в нужную сторону или попросту его приостановить. Появились ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства), писательский «Клуб-81» и Рок-клуб на Рубинштейна, 13.
Рок-клуб получил поддержку городских профсоюзов. Тем более, именно профсоюзы занимались непрофессиональными группами: у каждого профсоюза был собственный штатный коллектив самодеятельности, подтверждавший высокую культуру пролетариата, многие из групп считались коллективами того или иного ДК. У профсоюзов, кроме того, были концертные залы и кое-какой аппарат. И наконец, именно профсоюзы имели законное право организовывать на своих площадках публичные выступления самодеятельности, в разряд которой попадали рок-группы. Комитет государственной безопасности выполнял наблюдательно-контролирующие функции, и никто, без всяких исключений, не избежал в разной степени контакта с этим ведомством.
Весной 1981 складывается первоначальная структура ЛРК, остающаяся неизменной на протяжении нескольких лет. Она соответствовала статусу любительского объединения: все текущие дела клуба публично обсуждаются на общем собрании, там же утверждаются решения, принятые советом, который избирается открытым голосованием и действует в соответствии с уставом (число членов совета первоначально не превышало 7 человек). Члены совета выбирают председателя совета (президента клуба).
Устав был составлен по типовым бюрократическим схемам, с массой ненужных и казуистических пунктов. В дальнейшем в нем потребовалось многое изменить (к примеру, куратор клуба - представитель ЛМДСТ - в особых случаях мог наложить «вето» на решение совета или собрания). Первые собрания ЛРК проходили бурно. Рокеры с удивлением обнаружили в своей среде бюрократов, догматически соблюдающих устав, что подчас изрядно тормозило работу. Административный восторг первого совета отпугнул от ЛРК многих музыкантов.
Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, 13, не был тем типичным рок-клубом, какие есть на Западе. Он скорее был похож на своего рода смесь ДК с Союзом Композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также был свой устав и статус. В концертном зале клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ, а также представители КПСС и ВЛКСМ, в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе.
В течение 1980-х годов было организовано пять Ленинградских летних рок-фестивалей.
В 1988 ЛРК пребывает в состоянии организационной неопределенности. Только в декабре проект новой структуры, разработанной Н. Михайловым, утверждается, и Молодежный музыкальный центр «Ленинградский рок-клуб» приобретает статус полноправной самостоятельной организации.
Летом 1989 Андрей Тропилло выставил свою кандидатуру на пост директора ленинградского отделения фирмы «Мелодия» (до того момента номенклатурная и строго идеологическая должность, занимаемая партийными функционерами) и занял эту должность. В том же сентябре в компании с известным писателем, «рок-дилетантом» Александром Житинским, А.Тропилло провёл в ЦПКиО девятидневный фестиваль лауреатов конкурса магнитоальбомов журнала «Мелодия», собравший рекордное количество групп со всей страны и из-за рубежа. Таким образом, Рок-клуб в Ленинграде конца 70-х начале 80-х не был конкретным местом, а был просто расхожим понятием, вовсе не ассоциируемым с улицей Рубинштейна, дом 13.
Влияние его было так сильно, что вслед за ним появились Московская Рок-лаборатория, Свердловский, Воронежский Рок-клубы. Благодаря ему появились записи русского рока на кассетах и виниловых пластинках. Он открыл такие группы, как «Алиса», «Пикник», «Телевизор», «Кино» и многие другие. Благодаря ему появились на свет клуб «Там-Там», «Модный клуб Грибоедов» и остальные сцены, где рок-музыканты показывали свой талант. Заветный адрес «Рубинштейна 13» звучит во многих песнях.
В 1990 году Ленинградский рок-клуб уходит на задний план. Сначала он помогал музыкантам, потом, решив стать самостоятельным и самоокупаемым, столкнулся с заорганизованностью профсоюзных инструкций и людей и пока через них пробивался, его уже опередили появившиеся концертные кооперативы, и он перестал быть уникальным.
Глава 2. Отражение тенденций культуры в советском кинематографе 1980-х годов
2.1.Жанровые характеристики советского кинематографа 1980-х годов
80-е годы прошлого столетия, пожалуй, самые «плодовитые» во всей истории советского кино. В славной плеяде талантливых режиссёров и актёров появилось множество новых имён, а жанровое разнообразие – от комедий до фильмов-катастроф – и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволило выйти советскому кинематографу на мировой уровень.
В 80-е годы на экранах кинотеатров впервые появляются снятые в СССР фильмы-катастрофы. Первооткрывателем жанра, который давно уже полюбился жителям Запада, в нашей стране стал ученик А. Тарковского, режиссёр К. Лопушанский, в 1986 году снявший картину «Письма мёртвого человека». В фильме показана Земля после ядерной войны: здесь кругом свирепствует радиация, а выжившие люди прячутся в убежищах. Монологи действующих героев киноленты снабжены множеством отступлений в историю человечества и не свободны от газетной публицистики, однако вещественный мир, в котором они живут, воссоздан абсолютно натуралистично, вселяя тревогу за будущее нашей цивилизации. На рубеже 1970-1980-х гг. самым заметным фильмом СССР в этом