Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы заключается в том, что основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово - бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики - единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно, в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы управления дефицитом бюджета как инструмента финансовой политики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
изучить виды бюджетного дефицита;
провести анализ динамики бюджетного дефицита;
исследовать различные пути сбалансирования бюджетного дефицита и управления дефицитом бюджета.
Проблема дефицита бюджета рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования дефицита бюджета уделяли Р.Барро, А.Лернер, Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, В.М. Родионова, Е.Е. Хадонов, А.Г. Шишкин и другие. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвящены работы таких известных экономистов, как А. С. Гальчинский и Т. В. Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г. И. Башнянина, Т. П. Вахненко, О. В. Зарубы, З. О. Луцишин. Проблему управления дефицитом рассматривали А. П. Вавилов, Г. Ю. Трофимов, В. В. Козюк.
В работе применяются методы и приемы финансового и экономического планирования и анализа, такие как: методы сравнения, метод использования абсолютных, относительных и средних величин, метод финансовых коэффициентов, группировки и др.
Структура работы включает в себя введение, два раздела, заключение, библиографический список.
1. Теоретические основы управления бюджетным дефицитом
1.1. Сущность бюджета в экономике, понятия его сбалансированности и дефицита
Бюджетный дефицит – это экономическая ситуация, когда расходы бюджета превышают его доходы. У каждого экономического субъекта, который собирается в течение продолжительного периода времени рационально вести хозяйственную деятельность, должен иметься определенный финансовый план. Как правило, он именуется бюджетом и представляет собой роспись доходов и расходов за соответствующий период (как правило, год). Обычно категория бюджета применяется в государственном секторе экономики (прежде всего, имеется в виду государственный бюджет / бюджет государства) [25, с. 10].
В идеальном состоянии бюджет предстает сбалансированным, т.е. доходы равны расходам. Однако в силу действия факторов различной природы (экономической, политической, природной и др.) зачастую доходы бюджета оказываются недостаточными для покрытия всех возникающих расходов. Принцип сбалансированности бюджета, который способствует закладыванию основы для нормального функционирования государственного аппарата, перестает соблюдаться и возникает ситуация бюджетного дефицита.
Дефицитом называют превышение расходов бюджета над его доходами. Обратная ситуация, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, называется профицитом бюджета.
Бюджетный дефицит может возникать в результате действия различных причин. В качестве основных традиционно выделяют следующие причины: осуществление правительством структурной перестройки экономики, в связи с чем увеличивается объем государственных расходов; осуществление правительством заимствований и отсутствие соответствующего (по времени и по объемам) их погашения; наступление экономического кризиса, который способствовал сокращению доходов государственного бюджета; наступление в стране и в мире чрезвычайных обстоятельств (например, стихийных бедствий, крупных катастроф, военных противостояний и др.); снижение эффективности национальной финансовой системы; экономически неоправданная политика государства, заключающаяся в росте социальных программ без их должного обеспечения финансовыми ресурсами; наличие в государственном секторе экономики массовой коррупции; увеличение теневого сектора экономики, что зачастую вызывается низкой эффективностью налоговой системы государства [27, с. 124].
Возникновение бюджетного дефицита требует от правительства принятия действий по его сокращению. Однако решить подобную задачу достаточно проблематично в силу двух причин. Первая причина кроется в том, что государственные расходы (столь большие по объемам) являются социально необходимыми, их чрезвычайно сложно подвергнуть сокращению, поскольку это вызовет в обществе массовое недовольство. Вторая причина связана с сложностью поиска новых источников пополнения бюджета. В частности, увеличение налогового бремени негативно скажется на деловой активности в стране и поспособствует росту теневого (криминального) сектора экономики.
1.2. Меры по регулированию бюджетного дефицита
В то же время мировая практика управления государственными финансами говорит нам о том, что бюджетный дефицит может быть урегулирован с помощью принятия следующих мер: эмиссионное покрытие бюджетного дефицита; налоговое покрытие бюджетного дефицита; секвестирование бюджета. Бюджетный дефицит может быть полностью или частично покрыт за счет выпуска в обращение дополнительной массы денежных средств (т.е. за счет эмиссии). Благодаря этой мере обесценивается внутренний долг государства и удешевляется его обслуживание. Это происходит за счет разгона инфляции, который происходит из-за нарушения равновесия между денежной массой и объемом производства [20, с. 30].
Стоит отметить, что высокая инфляция крайне вредна для экономики государства, поскольку она приводит к ряду пагубных последствий (в частности, обесцениваются сбережения граждан). Кроме того, в условиях высокой инфляции государство вынуждено выпускать облигации с плавающей процентной ставкой, что во многом нивелирует преимущества эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
В связи с этим правительство может пополнить бюджет благодаря увеличению налоговых ставок и установлению новых налогов. В краткосрочной перспективе эта мера может оказаться эффективной, однако с течением времени начнет стремительно падать привлекательность страны в качестве места для инвестирования и ведения предпринимательской деятельности. Последствием этого станет реальное сокращение производства, его частичный перевод в теневой сектор экономики, что вызовет уменьшение не только налоговых доходов бюджета, но и доходов граждан. Т.е. в стране произойдет комплексное сокращение налогооблагаемой базы.
Еще одним известным инструментом покрытия бюджетного дефицита является секвестирование бюджета. Он представляет собой применяемую в течение всего бюджетного года норму о пропорциональном снижении всех расходных статей бюджета на определённую долю. Подобная практика регулирования бюджетного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ // Российская газета. – 1998. – № 75.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
4. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – М.: Альфа-М, 2019. – 496 c.
5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2018. – 560 c.
6. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2018. – 154 c.
7. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. – М.: Юрайт, 2018. – 154 c.
8. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2018. – 521 c.
9. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2018. – 496 c.
10. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. – 815 c.
11. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 202 c.
12. Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова. – М.: ГАРАНТ, 2018. – 154 с.
13. Бикбов, А. Большое плавание: пять рисков «отпущенного» курса / А. Бикбов // Практическая бухгалтерия. – 2020. – № 12. – С. 24-28.
14. Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие / В.А. Богомолов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 279 c.
15. Бугаева, М.В. Состояние уровня экономической безопасности регионов на примере Ростовской области / М.В. Бугаева, // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 24. – С. 19-24.
16. Варюха, А.О. Современные угрозы экономической безопасности России / А.О. Варюха // Молодой ученый. – 2017. – № 8. – С. 3-5.
17. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 494 c.
18. Вершинин, П.С. Тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности региона / П.С. Вершинин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2020. – № 4. – С.104-106.
19. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: учебное пособие / А.Ю. Воронин. – М.: ИНФРА-М, 208. – 110 c.
20. Вялков, А. И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А. И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 25-30.
21. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев. – М.: Юрайт, 2017. – 238 c.
22. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 20-22.
23. Пансков, В.Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В.Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 40-42.
24. Сажина, М. А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Норма, 2018. – 608 с.
25. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2018. – № 1. – С. 5-10.
26. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 30-35.
27. Шишкин, А. Ф. Экономическая теория: учебник. В 2 томах. Т. 1. / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2018. – 816 с.
28. Официальный сайт Министерства финансов России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – www.minfin.ru.
29. Официальный сайт администрации Кадыйсĸого муниципального района. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.admkad.ru/.