Фрагмент для ознакомления
2
Компания представляет из себя живой организм, у которого есть свое начало и свой конец. То есть она рождается, развивается, достигает своего пика успешности и снижает темп развития. У компании есть свой жизненный цикл. В связи с этим, теоретики высказывали свои идеи о том, что развитие любого предприятия можно предсказать и предлагали планы управления организацией на различных этапах ее организационного развития.
На данный момент имеется множество способов управления организацией на разных стадиях развития, в зависимости от рода деятельности компании. Несомненно, жизненный цикл влияет на структуру организации в целом, в частности, на ее организационную структуру. Таким образом, изучение направлений развития организации является значимым и актуальным для дальнейшего изучения.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по повышению эффективности развития выбранного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты развития современной организации;
2) провести анализ развития организации;
3) разработать рекомендации по повышению эффективности развития организации.
Объект исследования – ОАО «МРСК Урала».
Предмет – направления развития ОАО «МРСК Урала».
Теоретическая основа исследования представлена в трудах таких авторов, как: В.А. Антонец, В.А. Грабауров, М.Е. Винокур, Б.З. Зельдович, Ю.И. Лтвин и других.
Эмпирическая основа базируется на основании данных о компании ОАО «МРСК Урала», федеральной статистики, а также информационных статей, приуроченных к теме развития современных компаний.
В процессе написания работы применялись следующие методы исследования: обобщающе-описательный, методы группировки и сравнения, табличные и графические методы.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности развития ОАО «МРСК Урала» г. Екатеринбург», которые на практике могут использовать подобные предприятия.
Курсовая работа изложена на 48 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 3 приложений и список использованных источников, включающий 19 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития современной организации. Во второй главе проведен анализ развития организации (на примере ОАО «МРСК Урала» г. Екатеринбург). В третьей главе разработаны рекомендации по повышению эффективности развития ОАО «МРСК Урала» г. Екатеринбург. В заключении подведен итог результатов исследования и сделаны выводы по всей проделанной работе.
1 Теоретические аспекты развития современной организации
1.1 Понятие организационного развития
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предположить, что компании развиваются индивидуально, по-особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства [14, с.47].
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
Классификация организационных признаков в организации:
1. Тип по основным сферам деятельности, в которых работает организация.
2. Класс по составу и структуре организации и ее предметной области.
3. Масштаб по размерам организации, количеству участников и степени влияния на окружающий мир.
4. Длительность по продолжительности периода работы организации.
5. Сложность организации – по степени сложности.
6. Вид по характеру предметной области организации.
Требуемые ресурсы и фактическая стоимость организации будут зависеть в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого рабочего процесса. Каждая организация от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития организации образуют жизненный цикл проекта – общей концепции и функционала организации. Общая схема жизненного цикла организации представлена ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общая схема жизненного цикла организации
*Источник: [4, с.94]
Масштабы организации: малые, средние, крупные, очень крупные. Это разделение условное. Можно масштабы организации рассматривать в более конкретной форме – междугосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность жизненного цикла в организации: краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Сложность организации: простые, сложные, очень сложные.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационное развитие организации – это полный набор последовательных фаз, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребности контроля со стороны организации.
Начало работы организации представляет документально-оформленный момент ее появления. Окончанием существования организации может быть:
- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения работы;
- достижение заданных результатов;
- прекращение финансирования;
- начало работ по внесению серьезных изменений, не предус-мотренных первоначальным замыслом (модернизация);
- вывод объектов проекта из эксплуатации.
Обычно как факт начала работ в организации, так и факт ее ликвидации оформляются официальными документами. Состояния, через которые проходит организация в своем организационном развитии, называют фазами (этапами, стадиями) [6, с.84].
Универсального подхода к разделению процесса реализации организационного развития на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники организации должны руководствоваться своей ролью, своим опытом и конкретными условиями выполнения (рисунок 2, 3). Поэтому на практике деление организационного развития на фазы может быть самым разнообразным, лишь бы такое деление выявляло некоторые важные контрольные точки («вехи»), во время прохождения которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития организации.
Рисунок 2 – Принципиальная структура организационного развития
*Источник: [5, с.97-98]
Рисунок 3 – Цикл организационного развития
*Источник: [5, с.98]
В свою очередь каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т. д. Применительно к очень крупным организациям, например, строительным, нефтегазовым, количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено.
В процессе реализации того или иного замысла касательно производственного процесса или прочих мероприятий в организации можно выделить несколько последовательных моментов. Принято выделять следующие этапы организационного развития в организации [1, с.69]:
1. Инициация – происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.
2. Планирование – определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.
3. Исполнение – начинается сразу же после того, как были утверждены планы. Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий.
4. Завершение – анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. Данная обязанность в большинстве случаев возлагается на руководство.
Таким образом, фазы организационного развития в организации включают: инициацию, планирование, исполнение, завершение. Организация может быть молодой, средней по периоду работы и зрелой.
1.2 Направления развития организации
Эффективно организованный процесс развития организации дает возможность обеспечить высококачественное использование компаниями их финансовых ресурсов, обеспечить учет интересов для широких кругов заинтересованных лиц, а также общества. В каждом государстве находятся принятые акционерным законодательством обязательные аспекты, содержатся рекомендательное нормирование, которое направляет компании соблюдать цивилизованные нормы в корпоративном поведении, что вызывает доверие возможных инвесторов. Среди основ развития современной организации можно выделить [12, с.87]:
1. Права акционерного состава. Необходимо четкое соблюдение акционерного права.
При этом, к праву акционеров относят:
надежные методы регистрации прав собственности;
процесс отчуждения или передачу акций;
участие в ходе принятия решений и получение требуемой информации о компаниях на оперативных и систематических основах;
возможности результативного участия и голосования на акционерных собраниях;
получение процента от чистой прибыли компаний.
2. Равенство акционеров. «Необходимо, чтобы структура в корпоративном управлении обеспечивала равное отношение к акционерам, в том числе и к небольшим и заграничных инвесторам; у всех акционеров должна существовать возможность получения защиты в ситуации нарушения их права» [15, с.84]:
одинаковое отношение ко всем акционерам;
операции с применением внутренней информации и операции злоупотребления в собственных интересах запрещаются;
участники совета директоров и состав менеджеров должны извещать о собственных материальных заинтересованностях в сделке или всех вопросах, что касаются компании.
3. Значение заинтересованных лиц. Состав в управлении должен принимать предусмотренное законом право заинтересованных лиц и мотивировать их интенсивное сотрудничество с компанией при формировании мест для персонала, увеличении уровня благосостояния и достижения финансовой ликвидности компании:
состав управления должен обеспечить выполнение защищенного законом права заинтересованных лиц;
если их интересы сохраняются законом, лица, которые в этом заинтересованы, должны владеть вероятностью получения действенной защиты в ситуации нарушения их права;
состав управления должен содержать способы увеличения результативности участия заинтересованных лиц;
если лица, которые заинтересованы участвуют в процессе корпоративного управления, им необходимо обеспечить доступ к требуемой информации.
4. «Предоставление информации и ее проницаемость. Структура управления должна обеспечить высококачественное и корректное раскрытие информации по всем важным вопросам, что касаются компании включая финансовое состояние, результаты работы, собственность и управление» [2, с.98].
Информация, подлежащая раскрытию, включает: