Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в России насчитывается более 1 млн розничных торговых предприятий, от уличных продавцов хот-догов, до сетей супермаркетов, таких как «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка». Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей. Для этого менеджерам торговых предприятий приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Тщательно разработанная ассортиментная политика торговой организации служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам торговой организации ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
В условиях рыночной экономики, когда на рынке представлено множество товаров, одним из ключевых элементов организации бизнеса является формирование и управление ассортиментом товаров. Наиболее важным аспектом формирования ассортимента предприятия следует признать определение товарного портфеля, ассортиментную политику. Именно грамотно составленная ассортиментная политика позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предприятий торговли – извлечение максимальной прибыли.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что формирование и процесс управления ассортиментом становится первоочередной задачей любого предприятия розничной торговли, что и предопределяет выбор темы и объекта исследования данной работы.
Аспекты формирования ассортимента нашли отражения в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди них можно отметить: Дашков Л.П., Иванов Г.Г., Левкин Г.Г., Памбухчиянц О.В., Пахтусова Н.В.
Целью работы является анализ и планирование ассортиментной программы предприятия.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы управления ассортиментом предприятия;
- провести анализ ассортимента товаров ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651»;
- разработать направления планирования ассортиментной программы ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651».
Объектом исследования является ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651».
Предметом исследования выступает совокупность коммерческих процессов по управлению и планированию ассортимента товаров на розничном предприятии.
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой деятельности, товароведения, маркетинга, таких как Куимов В.В., Гуняков Ю.В., Дашков Л.П., Панкратов Ф.Г., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Магура М.И.
Методической основой исследования является исследующие методы: наблюдение, анализ, подстановки, группировки, синтез, сравнения, прогнозирования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут применяться в деятельности ООО «Агроторг» «Пятерочка-6651» и других аналогичных предприятиях.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. Теоретические основы управления ассортиментом предприятия
1.1. Понятие, свойства и показатели ассортимента товаров
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т. д. [17, с. 41].
В таблице 1 представлены определения термина «ассортимент» различных авторов.
Таблица 1
Определения термина «ассортимент» различных авторов
Автор Определение
1 2
ГОСТ 51303-99 Ассортимент - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков
Гребнев А.И. Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований
Алексеев А.А. Ассортимент - набор продуктов, предлагаемых предприятием потребителю, системно образованный по отношению к последнему, который обеспечивает максимальную кумулятивную прибыльность на заданном промежутке времени
Ефремова Т.Ф Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации
Ожегов С.И. Ассортимент является наличием, подбором каких- либо товаров, предметов либо их сортов
Сысоева П.В. Ассортимент является перечнем продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам
Снигерева В.В. Ассортимент является набором товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам
Багиев Г.Л. Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен
Продолжение таблицы 1
1 2
Николаева М.А. Понятия ассортимент и номенклатура близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь другое назначение - для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения
Анализ существующих определений «ассортимента» вызван многообразием понятия. Общим является подход, который предполагает понимание ассортимента как совокупности товаров, а вот признаки, по которым совокупность формируется, могут быть различными.
Понятие «ассортимент товара» включает в себя совокупность видов, разновидностей и сортов товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Наличие стабильного и разнообразного ассортимента товаров организации торговли, который максимально соответствует потребительскому спросу, является условием стабильного и благополучного развития и конкурентоспособности организаций торговли. Ассортимент товаров должен быть мобилен вследствие развития производства, постоянного изменения покупательского спроса, улучшения благосостояния населения в целом и их культурно-бытовых условий.
Таким образом, ассортимент является набором товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или по совокупности признаков. Он подразделяется на: производственный и торговый; простой и сложный; рациональный и оптимальный; реальный, прогнозируемый и учебный. Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение его достаточной ширины и глубины [10, с. 70].
На основе анализа ассортимента принимается решение, от каких ассортиментных позиций следует отказаться, какие следует развивать и т.п.
На этапе формирования и реализации товарной стратегии анализируется товарный ассортимент, и рассчитываются показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Показатели товарного ассортимента [15, с. 90]
Показатели Характеристика показателя Формула
Широта
ассортимента Это количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты Кш = Шд / Шб * 100
где Кш – коэффициент широты; Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая
Действительная
широта Фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии
Базовая широта Широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами, или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями
Коэффициент
широты Выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому
Полнота (глубина)
ассортимента Способность набора товаров однородной группы
удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы Кп = Пд / Пб * 100
где Кп – коэффициент полноты;
Пд – полнота действительная;
Пб – полнота базовая
Действительный
показатель
полноты Характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы
Базовый показатель
полноты Регламентируемым или планируемым количеством товаров
Коэффициент
новизны Показывает интенсивность обновления ассортимента. Увеличение этого показателя в динамике является положительным моментом в деятельности предприятия Кн = Нот / Нд *100
где Кп – коэффициент
новизны; Нпр – новизна действительная;
Нот – новизна отчетного периода
Коэффициент
рациональности Коэффициент весомости показателей широты, полноты, устойчивости и новизны определяют экспертным методом. Каждый из экспертов устанавливает коэффициент весомости для определения коэффициента рациональности ассортимента Коэффициент рациональности = (Кш базовый * среднее значение) +(Кп базовый* среднее значение) +(Ку базовый* среднее значение) + (Кн базовый* среднее значение)
Изучение показателей продажи товаров, занимаемой ими доли рынка, величины затрат на их продвижение, уровня рентабельности позволяют комплексно оценить влияние вышеуказанных факторов на показатели товарного ассортимента.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности, таких как комплексное исследование рынка, организацию продажи, рекламы, стимулирование спроса. Формирования ассортимента товаров и управление их параметрами является непрерывным процессом. Конечной целью данного процесса является оптимизация ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятия.
1.2. Управление ассортиментов товаров и факторы, влияющие на его формирование
Управление ассортиментом как самостоятельный процесс возник с ростом экономики, увеличением наименований товаров, повышением покупательского спроса при изучении рынка с целью определения наиболее востребованных товаров и проведении экономического анализа с точки зрения того, что выгодно продавать предприятию.
Процесс управления ассортиментом товаров на розничном торговом предприятии включает в себя следующие этапы [5, с. 68]:
- планирование;
- контроль;
- принятие управленческих решений.
Планирование ассортимента - это воплощение уже имеющихся и (или) потенциальных технических и материальных возможностей в товары, которые, принося прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.
Планирование ассортиментом начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о товаре.
При контроле ассортимента товаров магазина используются следующие показатели: коэффициент полноты ассортимента, широта, глубина, устойчивость, обновляемость, структура, рентабельность ассортимента.
Для обеспечения жизнеспособности торгового ассортимента он должен формироваться из товаров с разным жизненным циклом. Это требует своевременного выведения из ассортимента товаров, спрос на которые падает, и замены их на новые товары, востребованные покупателями. Обновление ассортимента не самоцель, а средство, обеспечивающее конкурентоспособность ассортиментной модели и стимулирование продаж.
Структура ассортимента магазина представляет собой соотношение выделенных по определенному признаку совокупности товаров в наборе (либо в целом в ассортименте магазина, либо относительно класса, группы, вида, разновидностей товаров). Для наглядности структуру ассортимента целесообразно выражать в процентах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28 дек. 2009 г. N 381-ФЗ: [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2021. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw.
2. ГОСТ Р 51303 – 99. Торговля. Термины и определения. – Введ. 11. 08. 99: [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2021. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw.
3. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования. - Введ. 01.01.2011: [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2021. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw.
4. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. - Введ. 01.01.2011: [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2021. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw.
II. Специальная литература
5. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учеб. для бакалавров / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. - М. : Дашков и К, 2019. - 400 с.
6. Дунченко Н. И. Исследование потребительских свойств и анализ ассортимента творога, реализуемого в предприятиях розничной торговли / Н.И. Дунченко, Д.Д. Артыкова // Товаровед продовольственных товаров. - 2020. - № 5. - С. 33-39.
7. Евдокимова Г. Лучшие практики : опт, качество, ассортимент и другие слагаемые : [опыт Кирово-Чепецкого райпотребсоюза] / Г. Евдокимова // Российская кооперация. - 2019. - № 29. - С. 8.
8. Иванов Г.Г. Коммерческая деятельность : учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. - 384 с.
9. Кондратьева Е. А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты / Е.А. Кондратьева // Право и экономика. - 2020. - № 3. - С. 57-60.
10. Левкин Г.Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции (для бакалавров) / Г.Г. Левкин, О.А. Никифоров. - Москва : КноРус, 2017. – 258 с.
11. Левкин Г.Г. Коммерческая логистика: учебное пособие / Г.Г. Левкин. - Саратов : Вузовское образование, 2019. - 204 c.
12. Магомедов Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: Учебник для бакалавров / Ш.Ш. Магомедов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 176 с.
13. Николаева М. А. Анализ категорийной политики магазинов торговых сетей в области ассортимента фруктового пюре для детского питания / М. А. Николаева, А. И. Никонова // Товаровед продовольственных товаров. - 2019. - № 5/6. - С. 56-60.
14. Памбухчиянц О.В. Организация торговли: учеб. / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2018. - 296 с.
15. Памбухчиянц О.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. / О. В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и К, 2017. - 284 с.
16. Пахтусова Н.В. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Н.В. Пахтусова, А.Р. Муратова. - Краснодар : Краснодарский коооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2019. - 162 с.
17. Родина Т. Г. Ассортимент и требования к качеству икорных товаров / Т. Г. Родина, Е. П. Гогулина // Товаровед продовольственных товаров. - 2020. - № 3. - С. 41-48.
18. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 481 с.
19. Уткина А. С. Анализ современного ассортимента коньячной продукции в торговых предприятиях г. Москвы / А. С. Уткина, М. А. Положишникова // Товаровед продовольственных товаров. - 2021. - № 4. - С. 27-32.
20. Федько В. П. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) / В. П. Федько, И. А. Дудакова, М. Ю. Диканов / / Практический маркетинг. - 2019. - N 11. - С. 29-37.
21. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2020. - 655 с.
22. Халевинская Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие / Е.Д. Халевинская. – М. : Издательство «Магистр» : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2019. - 304 с.
23. Экономика предприятий торговли и общественного питания : учебное пособие для вузов / ред. Т. И. Николаева, ред. Н. Р. Егорова . - 3-е изд., стер. - М. : КноРус , 2018. - 400 с.
24. Экономический анализ в торговле: учебное пособие / М. И. Баканов, [и др.], ред. М. И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 397 с.
III. Интернет-ресурсы
25. Официальный сайт ООО «Агроторг» «Пятерочка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://5ka.ru/about/